Прозвучало немало острых выступлений, посвященных проблемам развития парусного спорта. Резкая оценка дана, к примеру, командно-бюрократическим методам управления парусным спортом, игнорированию элементарных принципов демократизма.
В. С. КУПЦОВА (Москва): Громадная проблема — безответственность некоторых руководителей. Понятие чести, даже обычного честного слова вроде бы перестало существовать. Ты приходишь — тебе обещают... Но это ровно ничего не значит. Чаще всего положение не меняется, И если новому руководству Управления водных видов спорта Госкомспорта СССР этой безответственности не сломить, то все останется по-прежнему. Я считаю, что любое наше заседание или совещание должно начинаться с анализа выполнения поставленных ранее задач.
Ю. В. ПИЛЬЧИН (Москва): Мне кажется, что у «капиталистов» — в буерном спорте, например, — демократии гораздо больше, чем у нас. На чемпионаты мира там допускаются все желающие. А почему граждане нашей страны должны получать право участия в чемпионате СССР «по карточкам»? Почему бы регионам не предоставить право решать самостоятельно — кому и где выступать? У нас все решается «сверху», вроде бы там все знают, все видят и все могут...
О. Т. ИВАНОВ (Москва): Спортобщество профсоюзов образовало учебно-спортивный комбинат «Парус», куда вошли «Спартак», «Водник» и «Труд». То, что произошло во время объединения, можно сравнить со сплошной коллективизацией. Причем, эта «коллективизация» проводилась по тем же рецептам, которые осуждены сейчас партией. Если до слияния мы были крепкими середняками, то сейчас мы — бедняки! Нас «подраскулачили» и довольно жестоко.
Значительное место в докладах было уделено серьезным недостаткам, связанным с выпуском и распределением материальной части.
В. А. ИВАНОВ (Горький): Что может заказать себе рядовой яхт-клуб для развития паруса? «Оптимист»? Нет! «Кадет»? Нет! Только «Лучи», на которые в большинстве клубов нет Правил класса. В свое время мы «спасли» всех взрослых яхтсменов, посадив их на крейсерские яхты. Сегодняшняя политика по судам крейсерских классов опять увела нас в сторону. Получают яхты торговые базы, предприятия, культторги... А целенаправленное распределение крейсерских судов полностью отсутствует. Даже если ты выиграл соревнования, то нет никакой гарантии получить лодку. Очень странно ведут себя верфи. Похоже, они вообще никому не подчиняются и сами строят собственную политику... В итоге получается: что хотят, то и делают.
В. В. ВОРОБЬЕВА (Николаев): Так как суда детских классов у нас не выпускаются, то они закупаются в Польше. Распределяются же очень часто по совсем непонятным принципам. «Оптимисты» засылаются в такие места, где их используют для ловли рыбы или для стирки белья -— вместо корыта. Такая практика привела к тому, что сейчас тренеров и яхтсменов у нас можно по пальцам пересчитать. Камнем преткновения стали и платные услуги. Мы дошли до такой жизни, что не стало в конце концов ни спортивных баз, ни самоокупаемости. Все подряд закрывается. Яхтсменам приходится думать о том, как выжить в этой обстановке.
A. А. КИСЛОВ (Москва): Какое можно найти оправдание, когда при колоссальном валютном дефиците в нашей стране израсходованные 1,7 миллиона инвалютных рублей на закупку линии для производства парусных досок не дают отдачи. Почему? Дело в том, что ради экономии 30—40 тысяч не приобретены для этой линии матрицы. И теперь все оборудование простаивает. А ведь те немалые деньги ложатся на себестоимость продукции, за которую нам с вами придется расплачиваться.
Многие участники Пленума предлагали конкретные пути перехода парусного спорта на самофинансирование и хозрасчет.
B. М. АХУТИН (Ленинград): Должен сказать, что крейсерский флот уже сегодня может обеспечить себя финансами. Одна из важнейших проблем в мире — экология морей и океанов. Тяжелейшее положение сложилось, к примеру, в Ленинграде, в Невской Губе, в результате строительства дамбы. Мы взялись за обследование акватории, на яхты установили научную аппаратуру. За выполненную работу, естественно, получили деньги. Аналогичные исследования планируем произвести при переходе на яхтах в Стокгольм на международную конференцию по вопросам экологии Балтийского моря.
Ю. В. ПИЛЬЧИН: Вопрос строительства яхт очень актуален, хотя выход довольно прост. Можно подключить большие военные заводы, переходящие на выпуск «гражданской» продукции, или развивать судостроение непосредственно в яхт-клубах. В них «простаивает» производственных площадей в 50 раз больше, чем у «Мадера» — ведущей фирмы по постройке судов.
Р. Э. ОТТОСОН (Таллинн): Суда национальных классов могут производиться у нас в каждом клубе. Но только если эти классы заинтересуют самих яхтсменов, а не будут навязываться насильно, как это делается с ленинградской «тройкой». Небольшие мастерские в яхт-клубах — верный путь к массовости парусного спорта.
В. С. КУПЦОВА: Полтора года назад в Управлении водных видов спорта сказали представителям нашего комитета женского парусного спорта: «Развивайтесь, во всем мире женский парус развивается. Но... денег не дадим». Поэтому нам пришлось искать спонсоров Попытка оказалась успешной, со спонсорами налажены хорошие контакты. Сейчас мы организуем участие советских яхтсменок в международных соревнованиях за рубежом, выполняем заявки на инвентарь, экипировку женских экипажей...
Э. И. ГРАКОВСКИЙ (Москва): Когда мы вплотную занялись вопросами изготовления материальной части, то оказалось, что с помощью кооперативов и военных предприятий, перешедших на выпуск ширпотреба, можно получить практически все необходимое яхтсменам. Важно просто знать конкретные адреса — к кому и куда обращаться. Поэтому с целью координации мы планируем провести совещание всех заинтересованных лиц, попросили кооператоров привезти на него образцы своей продукции для рекламы.
Затрагивались и некоторые вопросы по улучшению пропаганды паруса, пока еще недостаточно широкой.
О. Т. ИВАНОВ: Приведу статистику. Больше всего занимающихся парусным спортом и туризмом в Российской Федерации. Здесь кто-то говорил, что их около 70 тысяч человек На Украине 9, в Эстонии — 2 тысячи; в Ленинграде — 1334, Литве — 1500, Москве — чуть более тысячи, Казахстане — 895, Латвии — 800, Армении — 500, Белоруссии — 362, Узбекистане — 223, Киргизии — 185, Грузии — 176, Молдавии — 100, Таджикистане — 65, Туркмении — 49, Азербайджане — 36 человек. Вот вам и массовость!.. Нужна активная работа печати, радио и телевидения по популяризации паруса. Задача прессы не только вовлечение людей в этот вид спорта, но и... воспитание его руководителей. Опыт говорит, что для некоторых наших больших спортивных начальников слово «яхтинг» относится к числу таких же ругательных слов, как «империализм». Вот с этим непониманием сути и важности парусного спорта и надлежит бороться средствам массовой информации и Федерации.
А вот какой быть федерации? Этот вопрос волновал практически каждого выступающего.
С. В. КУКУШКИН (Москва): Ключевой вопрос — получит или не получит Федерация реальную власть? Сейчас от этого зависит все. Управление водных видов спорта всего многообразия парусного спорта охватить не сможет, ибо львиную долю внимания уделяет олимпийскому парусу
Р. Э. ОТТОСОН: Мы обсуждаем функции будущей Федерации, но забыли при этом, что весь наш парусный спорт состоит из маленьких федераций и яхт клубов. Именно оттуда и надо начинать обсуждение уставов каждого яхт-клуба и республиканских Федераций. Нужно менять всю структуру Федерации, потому что специалисты из Москвы не могут знать, как должен развиваться парусный спорт в Эстонии, Латвии, в других республиках. На этот вопрос правильнее могут ответить специалисты именно из этих республик, именно из этих яхт-клубов и секций.
О. Т. ИВАНОВ: Нам предстоит принять историческое решение о переходе Федерации в статус юридического лица со своим расчетным счетом, в том числе и валютным. Это — задача номер один.
На отчетно-выборном пленуме Федерации парусного спорта СССР избран новый состав Президиума. Председателем Федерации избран заместитель главного редактора газеты «Советская культура» Олег Тимофеевич Иванов.
Запись выступлений на Пленуме Федерации парусного спорта представлена К. Томилиным.