Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Официальные данные
  • 1989 год
  • Моторное топливо и судейская объективность
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Водород — топливо будущего
Полезные мелочи: топливо, талреп, съемник винта, соединить трубы...
Топливо для современных дизелей
Полезные мелочи: винт, редуктор, стакан, топливо, стаксели...
Первое моторное судно пересекает Атлантику
Экспедиционное парусно-моторное судно «Тюлень»
IV водно-моторное Львовское ралли-марафон 1977 года
Водно-моторное ралли в Эстонии в 1978 году
Четырехместная моторная лодка Стрекоза
Моторная лодка на подводных крыльях
Моторная лодка «Кострома»
Моторная лодка «Альга»
На конвейере моторная лодка «Вятка»
Сибирская моторная лодка «Струйка»


Моторное топливо и судейская объективность

Год: 1989. Номер журнала «Катера и Яхты»: 141
          0


Спортсмены-водномоторники при подготовке к соревнованиям большое внимание уделяют выбору топлива, что, наряду с решением других вопросов подготовки техники, позволяет добиваться высоких спортивных результатов на гоночных трассах. Учитывая достаточно широкий выбор автомобильных и авиационных бензинов, это создает широкое поле для технического творчества гонщика. Однако для обеспечения безопасности и предохранения спортсменов от токсического воздействия некоторых топлив и применяемых присадок, для учета повышенной взрывоопасности некоторых смесей, а также для соблюдения принципа равных возможностей в спортивной борьбе в правила соревнований по водно-моторному спорту введены некоторые ограничивающие требования.

Действующими в СССР правилами разрешается применение в качестве моторного топлива для глиссеров, мотолодок и национальных скутеров бензинов любых марок, выпускаемых отечественной промышленностью. Для скутеров национальных и международных классов допускается применение метилового спирта.

Применение присадок в топливе запрещено. Чтобы выявить эти нарушения, судейская коллегия должна иметь возможность их быстрого определения.

Присадка — это химическое вещество или смесь веществ, изменяющая свойства основного топлива. Наиболее часто спортсменами в качестве присадок используются инициаторы и катализаторы горения, антидетонаторы, охладители, окислители. Это такие вещества как нитрометан, тетранитрометан, нитробензол, ментол, различные амины, альдегиды, кетоны, спирторастворимые и бензинорастворимые перекиси, целая группа различных окислителей, а также промежуточные растворители для ввода присадок в основное топливо.

Техническая комиссия соревнований должна иметь возможность быстро проверить спортсмена по любому пункту Правил соревнований, поэтому предлагаемая методика контроля топлив включает в себя достаточно широкий перечень сравнительно быстро выполняемых химических определений. Некоторые из них требуют высокого уровня подготовки судейского персонала

Ниже приводится описание простейших качественных реакций, доступных большинству судей — технических контролеров в практике проведения соревнований любого масштаба.




Для того чтобы определить водорастворимые примеси в бензине и наличие в топливе перманганата калия, кетонов и альдегидов, потребуется следующая аппаратура и реактивы: мерный цилиндр с делениями объемом 50—100 мл, кипяченая или дистиллированная вода, раствор нитропруссида натрия (1%), уксусная кислота.


Сущность метода заключается в экстрагировании примесей водой из топлива с последующей регистрацией увеличения объема воды (проба встряхивается). Для этого равные доли топлива и воды (по 10—15 мл) встряхивают в течение 5—10 с в градуированном цилиндре с притертой пробкой. После разделения слоев отмечают отношение объемов верхнего и нижнего слоев и сравнивают эти значения с заданными объемами.

В случае увеличения объема нижнего слоя (воды), в топливе (бензине) находится водорастворимая примесь — метанол, этанол, ацетон и др. Появление бурых хлопьев указывает на наличие марганцевокислого калия (окислителя), который в бензин можно ввести только при предварительном растворении в метаноле.

Для дополнительного определения в водотопливную смесь следует налить 5 мл 1%-ного раствора нитропруссида натрия; водный слой окрашивается при этом в оранжево-красный цвет. При добавлении уксусной кислоты при наличии кетонов (например, ацетон) окраска переходит в красно-фиолетовую, а в присутствии альдегидов окраска исчезает.

В топливе без присадок объемы не изменяются, реакций с окрашиванием водного слоя не наблюдается.



Для определения в топливе содержания ароматических нитросоединений потребуются стеклянная пробирка и диметиланилин.

Сущность метода основана на образовании характерно окрашенного соединения с диметиланилином. Анализ заключается в добавлении к 5 мл топлива 1—3 мл диметиланилина. Появление желто-красной окраски указывает на присутствие в топливе ароматических нитросоединений.



Для определения наличия алифатических нитросоединений (нитрометан, нитропропан и т. п.) потребуются пробирка, спиртовка, фенол, серная кислота.

Сущность метода основана на проведении реакции Габриеля, описанной в учебниках по аналитической химии.


К 2—3 мл исследуемого топлива с 3 г фенола наливают 5 мл серной кислоты и нагревают до 70—80°С, затем добавляют 15 мл воды

При наличии нитросоединений появляются характерные окраски. Например, нитрометан дает грязно-красную с зеленоватым отливом окраску.



Для определения наличия перекисей и окислителей потребуются пробирка, раствор иодида калия, раствор крахмала. Сущность метода заключается в образовании свободного иода при окислении йодистого калия.

При проведении анализа к 10 мл исследуемого топлива добавляют 2—3 мл бесцветного раствора иодида калия и 2—3 мл раствора крахмала. Определение проводят параллельно с контрольной пробой обычного бензина. Обе пробирки накрывают светонепроницаемой тканью и встряхивают 30 секунд.

При более интенсивном потемнении водного слоя в исследуемой пробирке, по сравнению с контрольной пробой топлива, можно сделать вывод о наличии в топливе окислителей.

Следует добавить, что раствор иодида калия следует готовить в день использования и хранить в темной посуде, поскольку йодистый калий на ярком свету разлагается. Выводы можно делать только в сравнении с контрольной пробой.

Как показала практика судейства, описанных реакций достаточно для оценки свойств топлива, применяемого спортсменами. Не следует отказываться и от органолептических методов определений, поскольку насыщение топлива иодом или марганцевокислым калием изменяет цвет топлива, а большинство органических соединений имеют характерный весьма сильный запах.

Опытный судья по внешнему виду топлива и его запаху, характеру вспенивания при взбалтывании может подвергнуть сомнению его соответствие правилам и принять решение о проведении химического качественного контроля.

Известные методы повышения теплотворной способности смеси насыщением ацетиленом или введение в впускной коллектор закиси азота или кислорода не могут быть применены из-за необходимости использования аппаратуры, которая обнаруживается при внешнем осмотре судна и его систем.

Следует обязательно помнить, что работа с химическими веществами всегда связана с опасностью, и соблюдать соответствующие правила.

Любое сомнение в точности анализа должно быть обращено в пользу спортсмена, предъявившего топливо, поскольку гонщик, нарушивший правила, дисквалифицируется на данные соревнования и нарушение правил должно быть неоспоримым и доказанным.

Следует также учесть, что практика контроля топлива только у призеров соревнований не всегда оправдана. Более эффективен выборочный контроль.

В. Ковалев, член Главного тренерского Совета и член технической комиссии ФВМС СССР, г. Барнаул.


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Надувная лодка с жестким днищем для обслуживания соревнований
Металлическая лодка «Ерш-П» оснащается парусом
Новый стандарт СЭВ 2162—84 «Круги спасательные»
Прогулочные минимотолодки «фанбоутс» для развлечений
21,3-метровый тримаран «Илэн Вояжер» Найджела Айренса
Новый «кубковый» класс яхт для Кубка Америки
Необычная океанская яхта «Блю Эрроу» английских конструкторов
Необычная пластмассовая яхта «Гэлент-29»
Сообщения: ро-ро, прогулка, медали, кораблекрушения, рука закона...
О кооперативах, ценах и совести
Всесоюзный рейд-смотр «Парусная ткань: выход из дефицита»
Новый журнал для польских яхтсменов «Zeglarz» («Мореход»)
Валентин Григорьевич Манкин — главный тренер страны по парусу
На отчетно-выборном пленуме Федерации парусного спорта СССР 1989 года
Советские предложения приняты УИМ

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Моторное топливо и судейская объективность

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Заметки с оптово-торговой ярмарки «Культтовары-89»
Письмо в редакцию: «Лодка по телевизору»
Результаты опроса по развитиюлодочных моторов «Вихрь»
Спущен на воду крупнейший в мире парусник «Лафайет»
Новинки: бинокль, холодильник, спасательные приборы, помпа
Наведение порядка на воде или вымогательство?
Госинспекция в Баргузинском районе Бурятской АССР
Сообщения: киты, невеста, авария, город, рыбак, компас...
На обочине перестройки продолжает оставаться маломерный флот
Из почты Ленгорисполкома и «Ленинградской правды»
Проблемы организации лодочного кооператива в Печоре
Ральф Фрелинг — президент УИМ
Отклики на статью «Нужно ли гонщику быть моряком?»
Новинки водномоторной техники на XXIII Всесоюзных соревнованиях
Амфибии на воздушной подушке, созданные и испытанные ЦКБ СПК


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 34 + 26 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории