Слишком много градостроительного, архитектурно-планировочного брака допущено в Ленинграде за последнее время, чтобы можно было и впредь спокойно доверять нашим зодчим судьбу города. Они и сами согласны с этим, заявляя, что испытывали сильное давление со стороны «не всегда компетентных административных лиц». Но что нас особенно тревожит, так это сетование Дмитриева Л. Б. — главного архитектора Лен НИ И-проекта и Григорьева Г. А. — заместителя начальника Управления застройки города на появившийся вдруг новый фактор влияния на их творчество — общественность. Правомерен вопрос: а для чего и для кого, собственно, все их творчество необходимо? Хочется думать — прежде всего для людей. И они — эти люди — должны иметь право голоса.
Полагаем, что в подчинении «не всегда компетентным административным лицам» не только беда зодчих, но и их вина. А что касается влияния общественности — простите. Если бы градостроители, как и положено им по статусу творцов, умели сами чувствовать это мнение, то никакой общественности и вмешиваться в это творчество не пришлось бы Так что будьте любезны подзанять мыслишки у этой общественности. Ведь и вправду, если людей не удовлетворяет идея зодчего, то эта идея не нужна, и пусть такие проекты «растаскиваются» на здоровье.
Нам хорошо известен этот уголок Ленинграда — Галерная гавань Васильевского острова. Преобразить его действительно пришла пора. Но зачем же спешить? Надо сразу все сделать так, чтобы не пришлось потом переделывать и краснеть, расчет должен идти на века.
Есть в гавани несколько старых складских помещений — пакгаузов из времен далеких. Они еще достаточно крепки и вполне могут использоваться сегодня под хранилища. Видимо, в этом месте и был порт. Надо, думается нам, очень бережно отнестись к любой детали тех времен, которую, подреставрировав, на те же века сохранить, сберечь при этом весь колорит. Это нисколько не помешает музею. Но отдать все военно-морской экспозиции — просто нельзя, должны быть там и экспонаты об истории торгового флота. В Ленинграде, рожденном как «окно в Европу», как центр морской торговли, до сих пор не нашлось места для экспозиции, подчеркивающей жизненноважную для России эту функцию нашего города
Воссоздать колорит торговой набережной Васильевского острова в этом его кусочке вполне можно. Лучшего места не найти. Тем более, что там и сейчас все для этого практически есть. Даже названия прилежащих улиц вновь обретут свой смысл: Шкиперский проток. Гавайская, Галерный проезд. Гребной порт, пл. Морской славы, ул. Весельная. Судя же по невнятной газетной фотографии макета застройки, наши зодчие хотят все начисто смести и поставить «кубики» по линеечке. Нельзя этого делать, товарищи!
Мы по роду своей профессии посетили множество городов мира и порой очень больно было за свою отчизну. Когда в последние 20—30 лет у нас возводили безликие бетонные монументы, везде в мире решали вопросы бережного сохранения истории своих стран и народов. Порой даже удивляешься, видя как недешево обходится это, а потом понимаешь, что воспитательным воздействием этих памятников является рождение чувства гордости за свою землю. Затраты, стало быть, с лихвой окупаются. А ведь на западе денежки считать умеют, не в пример нам. Однако идут на огромные затраты и удовлетворены тем. Вот почему, товарищи зодчие, необходимо слушать прежде всего нас — общественность и свою совесть, а уж потом Администратора.
Возвращаясь к примерам решения подобных проблем в мире, надо сказать, что повсюду мнение людей находится на «службе» у зодчих и способствует простору градостроительной мысли. Отличным примером современного зодчества для людей могут служить Хельсинки, Копенгаген, Стокгольм, Осло и другие европейские портовые города, в которых человек не выводится из портовых ансамблей. Думаем, не шибко разорится наш горсовет, если предоставит возможность своим ведущим зодчим посетить некоторые западные морские города (и не только столицы). Может, тогда появятся и свои идеи.
Мы не яхтсмены, не катерники и не автолюбители, но мы полностью на их стороне. Надо дать возможность катерам и яхтам обосноваться в гавани. И предусмотреть при этом такие условия, чтобы их деятельность не «портила» ни вида, ни природы. Предусмотреть и места для парковки автомобилей. Нельзя забывать и о пляжах. Их легко оборудовать почти на всем протяжении побережья Финского залива Васильевского острова. Существующие пакгаузы надо сохранить, усилить их старинный колорит, разместить в них Морской музей, например, на базе музея Балтийского морского пароходства и других предприятий водного транспорта, сувенирные центры, кафе, ресторанчики. При заинтересованном подходе можно очень выгодно для города, горожан и гостей обыграть все уже существующее в этом уголке Ленинграда.
Как жители Васильевского острова, мы требуем от наших депутатов и райисполкома ни в коем случае не соглашаться с незрелыми идеями, идущими в ущерб человеческим интересам. Вода должна жить!
А. Мухаров, капитан теплохода «Владимир Ильич»; Н. Крылов, начальник радиостанции.