Неслучайно мы помещаем очередной обзор редакционной почты вместе с материалами под рубриками «Выпускает промышленность» и «Построено любителями». Поговорим о тех письмах — их, прямо скажем, немало, — которые касаются этих двух основных тем нашего сборника.
Пожалуй, сразу же надо отметить, что за два года, прошедшие со времени выхода в свет нашего прошлого обзора (см. № 14), многое изменилось к лучшему. Например, появились в продаже водометные установки с двигателем «СМ», моторчики «Салют» и легкие трейлеры, о необходимости выпуска которых мы писали тогда; гораздо шире стал выбор лодок; гораздо больше подвесных моторов (более 250 тыс. в этом году!) поступает в магазины.
Выполняя постановление правительства «Об увеличении выпуска катеров, лодок и двигателей к ним для продажи населению», промышленность набирает темпы, однако спрос растет еще быстрее. Обо всем этом и свидетельствуют приходящие в редакцию письма, а их за год набирается более 7500!
Когда же и по какой цене будут продаваться моторы «Вихрь-25», «Вихрь-30», «Привет»? Где продаются в данный момент «Крым», «Казанка-2». «Чайка», «Ладога» , «Аралия», «Карелия»? Что из новой продукции можно заказать через Посылторг? Почему в сборнике была указана одна цена, а в магазине продают по другой? — Подобные вопросы содержатся чуть ли не в каждом письме.
По мере возможности мы стараемся держать читателей в курсе дел — информация о работе промышленности и торговая реклама занимают все более важное место на страницах сборника. Но, публикуя такие, например, сведения, как предполагаемая цена осваиваемого изделия, сроки его освоения и плановый выпуск, мы сообщаем только то и именно то, что в момент подготовки данного номера к печати сообщил нам сам завод-изготовитель. Естественно, нам (да и не только нам) не удается предугадать ни изменения производственных планов предприятий, ни вполне возможного уточнения цен, тем более ориентировочных. Это, кстати говоря, ответ на каверзные вопросы Ю. Баренцева (Кострома), В. Левина (Новосибирск), Ю. Горовца (Москва) и ряда других читателей, которые полагают, например, что именно редакция виновата в непредвиденных задержках с выпуском кВихря-30», «Привета» и т п.
Теперь напомним, что со всеми вопросами типа — где, что и как продается, лучше всего прямо обращаться в местные или центральные спортторги, культторги, посылторги и т. п. Мы можем в лучшем случае уточнить, где что выпускается и сообщить адрес предприятия, но сами никакие заявки не принимаем и не исполняем (например, с 1967 г. не можем выслать Е. И. в Ейск новый «Вихрь» вместо оказавшегося на дне моря!)...
Сколько бы тысяч лодок не поступало в продажу (план на 1970 г. — 277 тыс.), удовлетворить всех любителей не удается: одних не устраивает цена, других — те или иные качества серийной продукции. Наконец, всегда были н будут умелые люди, которые непременно хотят свою лодку сделать своими руками и «по своему вкусу». Сейчас, когда промышленность еще не удовлетворяет имеющийся спрос, такое «любительское судостроение» поневоле развито у нас особенно широко. О чем же пишут судостроители-любители? Основная тема — выбор проекта, выбор прототипа. Начнем с большого письма саратовского инженера О. Шаройко, который, судя по всему, уже имеет немалый опыт постройки мелких судов. «Редакция слабо рассматривает достоинства и недостатки описываемых конструкций, — пишет он, — а многие испытывают разочарование, не имея возможности воспользоваться чертежами сборника, часто слишком неполными»...
Что ж, доля истины в этом упреке есть. Но, к сожалению, из-за ограниченности объема сборника публиковать более подробные чертежи не представляется возможным. Исключение делается только для материалов, публикуемых под рубрикой «Проект КЯ». Эти материалы представляют оригинальные проработки, выполненные конструкторами по заданию редакции на основании запросов читателей. Чертежей в таких случаях приводится достаточно, чтобы при наличии элементарного опыта построить описываемое судно. Некоторые вопросы по технологии постройки, конструкции отдельных узлов, не связанные непосредственно с особенностями данного проекта, заинтересованный читатель может уяснить по другим материалам, публиковавшимся в сборнике. И, наконец, по конкретному поводу можно получить письменную консультацию автора проекта, — для этого нужно выслать ему письмо на адрес редакции.
Анализ поступающих писем показывает, что «Проекты КЯ» вызывают большой интерес и у любителей, и у профессионалов (это отмечают тот же О. Шаройко и 3. Голубев из Москвы). Нетрудно заметить, что эти проекты обычно представляют попытку решения какой-то проблемы. Как, например, при наших мощностях использовать повышенную килеватость — «глубокое-V» или тримаранные обводы? Каким может быть речной мини-крейсер повышенной проходимости?
Попутно отвечаем В. Трушко (Таганрог), который хотел бы увеличить «Каймана» на 1,5 м, и Ю. Зяблову (Киев), собиравшемуся заложить «Косатку», удлиненную до 5,2 м: нельзя изменять размеры больше чем на 10—15% (см. № 3, 1964 г.), но и при этом — напоминаем — должны изменяться все размеры пропорционально.
К сожалению, должны разочаровать некоторых читателей. Редакция не высылает комплекты рабочих чертежей; не разрабатывает проекты по заявкам любителей; не может требовать у иностранных фирм чертежи и плазовые ординаты выпускаемых ими судов (вот почему, например, мы не выполнили просьбу учеников 9-а класса школы № 12 Новомосковска выслать им наложенным платежом подробные чертежи яхты «Янки»). Наконец, со всеми вопросами, касающимися проектов, опубликованных в других журналах, советуем обращаться непосредственно в ту редакцию, где готовили этот проект к печати.
Остается добавить, что материалы, помещаемые под рубрикой «Построено любителями», представляют собой лишь информацию, пользоваться которой каждый может по своему усмотрению. Мы далеки от мысли рекомендовать для постройки все, о чем пишут любители в порядке обмена опытом, хотя отдельные их решения бывают иногда довольно интересными.
Вернемся к письму О. Шаройко. Разделив всех «любителей Волги» на тех, кому нужен комфорт, и тех, кто ради скорости готов пожертвовать последними остатками комфорта, он проанализировал лучшие суда, построенные теми и другими, и разработал компромиссный вариант. Речь идет об универсальном катере длиной 5—5,3 м, который будет и достаточно мореходным для условий Боль шон Волги, и быстроходным (два «Вихря»), и сравнительно комфортабельным (носовая каютка; тент над кокпитом). Обводы сочетают килеватость и высокую скулу в носу с плоским днищем на кормовой трети длины. В принципе, можно построить очень хороший катер, положив в основу перечисленные основные черты Однако было бы явной ошибкой думать, что этот, казалось бы, наилучший катер окажется приемлемым для всех без исключения.
Например, Ю. Багликов из Казани считает, что на катере длиной меньше 6,5 м делать нечего! Его водометный катер с «М-21» (как-то он прошел новую регистрацию?) развивает скорость 45—47 км/час. Удачными получились большие каютные катера, построенные по проекту инженера-рентгенолога А. Юсипова (г. Заволжье). Несколько десятков новых «Поморов» и «Эврик» развивают идею «неторопливой» и экономичной, но опять-таки большой лодки; как сообщает автор «Эврики» С. Парилов, человек десять разыскали его через адресный стол и специально приезжали в Череповец, чтобы осмотреть «исходный вариант».
Однако не меньше сторонников и у быстроходной открытой лодки гораздо меньших размеров. Выразителем этой идеи в чистом виде является Д. Кондратов (Горький), предложивший одноместную лодку на подводных крыльях с «Вихрем-30». Под стеклянным фонарем мягкое кресло с откидной спинкой. Скорость? Не менее 50 км/час. Автор прислал десятка два эскизов (часть из них — в красках). но составить мнение об осуществимости его идеи трудно, а лодка, как вы уже догадались, еще не построена.
Если судить по письмам, наибольшее число удачных судов, построенных любителями, составляют легкие мотолодки «классического» типа длиной 3,5—4,3 м. Оно и понятно, это — суда под самые распространенные подвесные моторы. Вот, например, похожая на «Синичку» лодка Маратканова из Вильнюса. Построена она из обычной 3 миллиметровой фанеры (с пропиткой олифой), но уже третью навигацию служит верой и правдой. Скорость под «Ветерком» с тремя человеками на борту до 18 км/час, под мотором «Москва» с одним водителем — 35 км/час.
Многие берут за основу польскую «Альгу» Приводим фото «Искры», построенной М. Беловым (Ярославль). От «Альги», правда, остались только обводы днища; автор увеличил высоту борта на 100 мм, прибавил немного длины, зато после оснащения мягкими сиденьями и тентом получилось универсальное суденышко, которое (с «Вихрем») и лыжника тащит, и может быть использовано для дальних походов. Большой интерес вызвали упомянутая в прошлом обзоре «Пиколо» рижанина Э. Каушелиса и особенно — «Микро» — длиной 3,8 м под «Вихрь» конструкции В. Ф. Рябинина. Ее собирались строить В. Заволженский (Астрахань). Е Грабинский (Саратов), Е. Долгов (Запорожье), В. Дурнов (Кашира), Б. Косевич (Поронайск — на Сахалине), А. Легкий (Ростов-на-Дону) и многие другие.
О больших возможностях фанерной глиссирующей лодки такой длины пишет Ян Томашевский (ПНР). Построенный по его проекту «Дельфин» (а всего им спроектировано 11 лодок разных типов) совершил уже немало дальних плаваний. Вес корпуса всего 47 кг; имеется разборная рубочка. К наиболее крупным лодкам рассматриваемого класса относится построенная москвичом А. Купцовым; ее длина 4,25 м, ширина 1,66 м, а скорость с «Вихрем» при двух человеках на борту около 45 км/час.
Одним словом, мотолодок строят очень много (мы далеко не исчерпали запас писем с отзывами о уже опробованных судах!) и строят по большей части вполне квалифицированно.
Нам уже не раз приходилось писать о катерах-амфибиях, но вот о катере-подлодке мы и сами слышим впервые. Именно такой любопытный гибрид создал любитель одновременно водно-моторного и подводного спорта каунасец Ионас Вельжис. 7,5-метровое четырехместное судно «Медуза-IB» со 100-сильным «ГАЗом», имеющее ракетообразный обтекаемый корпус, после незначительного переоборудования превращается в подводный корабль с глубиной погружения до 25 м. Дальность плавания под водой под 20-сильным электромотором, работающим от аккумуляторов (классическая схема подлодки!) 10 миль. Это по расчету. А фактически? На август намечены подводные испытания и будем надеяться, что четырехлетний труд увенчается успехом. Во всех случаях счастливого всплытия!
Пишут нам, естественно, не только о судах, построенных по своему проекту, но и о покупных, переоборудуемых по вкусу. Из этой группы сообщений остановимся на письме Ю. Зломанова, которого в № 14 сборника мы уже представляли читателям как любителя плаваний под парусами на самых малых судах. На этот раз он с восторгом пишет о 300-рублевом польском разборном швертботике с надувными бортами — «Мева». Конечно, «кое-что» он переделал: стальная скоба вместо дюралевой на мачте; откидная тент палатка; передвижные кипы и погон; эксцентриковые стопора; более жесткий шверт; удлиненный румпель; крепление штага за форштевень, а не за обшивку, и т. п. На третье лето парусник был освоен уже настолько, что просто грешно было не выйти на нем в открытое море, ближайшее от Москвы — Рыбинское. На третий день морского плавания (в одиночку) Ю. Зломанов проложил курс не вдоль берега, а наперерез от дер. Бабино на м. Рожновскнй. «Чем дальше от берега, тем больше становились волны, сильнее ветер. Убрал стаксель, а вскоре пришлось зарифить и грот. Когда понял, что дело оборачивается плохо, возвращаться было поздно». Так или иначе, поход закончился благополучно, а дуло в тот день — 8 августа 1969 г. — по официальной сводке до 6 баллов!
К любителям паруса наша промышленность сурова по-прежнему, но они не сдаются. Вот, например, письмо москвича И. Глазунова. Руководствуясь чертежами 6 выпуска сборника, он превратил старый (1953 г.) списанный корпус «эмки» в крейсер с каютой, имеющей длину 2,2 м и высоту над сланями 1,25, м. «В общем, мы довольны пишет он, - крейсер удобный, хорошо идет даже в крутой бейдевинд, дрейфа не замечали. На Волгоградском водохранилище ходили в 6-балльный ветер и не рифились». А наш «старый автор» Э. Кудусов - аспирант Казанского университета, совершивший нелегкое плавание вдоль берегов Камчатки, умудрился поднять napvea па катамаране из мягких надувных элементов.
С Терещенко из Ростова-на-Дону, построив катер «Бемби» (по статье Б. Осипчука в № 3), с удовольствием обнаружил, что он «ходит под парусом даже в бейдевинд без всяких плавников и швертов». Как-то, путешествуя по Дону, подняли кусок брезента и пошли со скоростью 10-12 км/час. С этого началось. А теперь на очереди постройка настоящей яхты «Нерпа»! Добавим, что корпус «Бемби», который служит уже четыре навигации, был обшит 3-миллиметровой строительной фанерой и покрыт одним слоем стеклопластика.
А. Удовик из села Жовт-невого Николаевской обл. пишет о том, что нм и Б Ганчо был построен швертботик типа польской «Супермышки». За три лета друзья совершили немало любопытных путешествий, а теперь полны решимости соорудить что-нибудь покрупнее. Выбор пал на швертбот «Дельфин» класса «Т-2».
Строятся яхты, парусные катамараны и первые тримараны. Несколько интересных яхт можно посмотреть в Северодвинске. В. Тимаков прислал фотоснимки своего катамарана, на котором еще в 1967 г. было совершено плавание на Соловки. швертбота «Ветерок», яхты-компромисса «Голгофа». Сейчас здесь ведется постройка большого крейсерского катамарана по типу «Лебедя», с проектом которого можно ознакомиться по книге «Парусные катамараны». Корпуса обшиты сосновой рейкой (район днища) и бакфанерой. Водоизмещение судна 2,2 т, парусность 53 м2.
Если уж речь зашла о многокорпусных конструкциях, упомянем и о катамаранах под мотор и весло. По праву начнем с новинки уже знакомого читателям сборника костромича, автора целого семейства «коротней» В. Ершова. Корпуса показанного на фото катамарана (длина 4.7 м; скорость с «Прибоем» 19,6 км/час) обшиты 6-миллиметровыми рейками. Это, так сказать, легкий жанр. А вот по Десне ходит катамаран В. Кокоши (из Чернигова), имеющий водоизмещение 1,5 т при размерениях корпусов 6X0,55 м. Под мотором «Ветерок» что громоздкое сооружение — своеобразная плавучая дача-палатка легко идет со скоростью 8 км/час.
Нередко сообщение о своем судне — построенном, а то и только задуманном, авторы писем кончают просьбой «оценить его». Часто сделать это просто невозможно. Вот, например, В. Сосулин (из Куйбышева) прислал эскизик — бок и полушироту теоретического чертежа, указал длину (4,2 м), ширину и скорость около 50 км/час с «Вихрем» Когда речь идет о таких скоростях, огромное значение имеют тонкости, судить о которых на основе присланных данных нельзя. Да и вопрос — точно ли замерена эта скорость? Опыт показывает, что не только любители, но и заводы иногда «замеряют» ее довольно условно. Итак, первое впечатление, что «Виктория» В. Сосулина спроектирована грамотно, а вот годика через две-три пусть он сам напишет нам об опыте ее эксплуатации.
По прежнему приходят запросы о приобретении сугубо дефицитных материалов. Одно можно сказать: объединившись, вы получите больше шансов на помощь местных предприятий и общественных организаций. Вот, к примеру, сообщение из г. Собинка Владимирской области. Судостроители здешнего самодеятельного клуба «Якорь» построили по чертежам сборника два катера «МК-29» для буксировки лыжников (лыжи тоже самодельные), фанерный «Мустанг» (с «Ветерком» скорость до 42,5 км/час), «большой» катер, скутер Шульце, пенопластовую мотолодку МВ-350 «Медуза» (конструкции И. Баранова и мотолодку МИ-175. Как пишет механик клуба А. Соколов, — флот уже есть, можно и выступать в гонках на кубок сборника! А ведь тоже начинали на ровном месте, не было ни клуба, ни материалов...
Кончая обзор, хочется отметить, что писем праздных, никчемных приходит все меньше. И наоборот, все больше писем, на которые отвечать приятно, хотя порой и нелегко. Наша просьба все та же: пишите кратко, но со всеми техническими данными, нужными для решения вопроса.
Не забывайте указать свой адрес в самом письме. Поскольку многие обращаются в «отдел писем», а иногда и жалуются на его работников ответственному редактору, «откроем тайну», такого отдела нет вообще, а отвечают на письма все сотрудники редакции с помощью членов редколлегии и актива.