Не случайно производители моторов-монстров оказались перед фактом плохой реализации своей продукции: в Европе, Азии и Австралии двигатели мощностью свыше 100 л. с. практически не пользуются спросом, да и в самих США находится немного охотников «жечь банкноты» в цилиндрах подвесников.
Стремясь расширить область применения своих четырех- и шестицилиндровых моторов, инженеры концерна «ОМС» запатентовали в середине 1980 г. новый вариант двигателя для катеров, базирующегося на конструкции серийных подвесных моторов. Основная часть установки — двигатель — является подвесным мотором, который скомпонован вместе с кронштейном-подвеской, намертво прикрепленным к транцу катера. На этом кронштейне вся механическая установка висит за кормой судна, для нее не требуется ни под-моторной ниши (как для подвесного мотора), ни выделения в корпусе катера целого отсека (как для размещения стационарного двигателя). Новый вариант двигателя носит название «Си Драйв». Как было указано в рекламных проспектах, за счет «Си Драйв» на 5-метровом катере открытого типа полезный объем кокпита увеличивается па 22 %, а па 10-метровом туристском — освобождается около 5,4 м3 полезного объема, который можно использовать для оборудования уютной кормовой каюты или дополнительных кладовых.
При использовании «Си Драйв» владелец катера избавлен от необходимости удовлетворять многочисленным и довольно строгим требованиям правил органов по надзору за малыми прогулочными судами, касающихся установки двигателя внутри катера, монтажа топливной и выхлопной систем, расположения аккумуляторной батареи. Поскольку двигатель находится за транцем судна, многие из этих требований, имеющие конечной целью обезопасить судно от пожаров и взрывов, удовлетворяются автоматически.
Некоторое сомнение вызывала, правда, надежность двигателя в открытом море, особенно при плавании на крупной попутной волне, которая нередко накрывает корму катера сверху и заставляет глохнуть подвесные моторы. Однако против этого инженеры предусмотрели полную герметизацию капота, подвод к мотору топливного шланга и электропроводки через уплотнения, а забор воздуха, необходимого для процесса сгорания топлива, — из кокпита. Для этой цели воздухозаборное отверстие в верхней части капота соединили гофрированным пластиковым шлангом с отверстием в транце лодки. Таким образом, безотказная работа мотора гарантируется при самых неблагоприятных условиях.
В катере, оборудованном «Си Драйв», уровень шума в кокпите и каютах оказывается значительно ниже, чем на судах с подвесными моторами или стационарными двигателями: сказывается экранирующее влияние высокого транца и хорошо амортизированной подвески.
Однако при определенных обстоятельствах то, что является главным преимуществом «Си Драйв», становится большим недостатком. Так, если в открытом море далеко висящие за кормой двигатели не доставляют беспокойства капитану, то заходить с ними в гавани, маневрировать в узкостях нужно с оглядкой, постоянно помня, что за транцем должно оставаться не менее метра свободной воды. Поэтому на Западе «Си Драйв» используются в основном на рыболовных катерах открытого моря и туристских катерах, которые большую часть времени проводят в плавании.
Правда, этот недостаток компенсируется лучшей поворотливостью. Двигатель может вращаться относительно вертикальной оси по 60° на каждый борт, при этом судно поворачивается под воздействием составляющей упора гребного винта — силой, во много раз большей, чем создающаяся на отклоненном пере руля катера со стационарным двигателем.
Достоинством установки является возможность применения сменных гребных винтов, заимствованных у подвесных моторов аналогичной мощности; следовательно, мощность двигателя можно более полно использовать в зависимости от нагрузки катера. На «Си Драйв» гребной винт находится на 30—40 см дальше от транца, чем на подвесном моторе, поэтому углубление оси винта может быть меньше. Большая часть воздушных пузырьков — результат аэрации воды при ее прохождении под днищем — всплывает на поверхность, не достигая диска винта, поэтому на «Си Драйв» винт работает в сплошной воде. При сравнительных испытаниях двух 8,5-метровых катеров, первый из которых был оснащен установкой «Си Драйв», а второй — стационарным двигателем такой же мощности, первый катер развил скорость 75 км/ч, или на 12 км/ч выше, чем второй. При одинаковом запасе топлива катер, оснащенный «Си Драйв», прошел расстояние, на 34 % большее.
Эти преимущества объясняются как примерно на 40 % меньшим весом установки «Си Драйв» по сравнению с двигателем с угловой поворотной колонкой, так и более эффективной работой гребного винта и возможностью управлять дифферентом катера на ходу. Этой цели служат два гидравлических цилиндра, через которые упор гребного винта передается на L-образную откидывающуюся от транца часть подвески. В свою очередь при помощи гидроцилиндра с большим ходом эта часть подвески может быть откинута от транца на довольно большой угол — вплоть до выхода из воды гребного винта. При управлении катером этим цилиндром часто пользуются для того, чтобы уменьшить габаритную осадку катера при прохождении мелководных участков и при подходе к берегу.
В настоящее время концерн «ОМС» выпускает три модели установок «Си Драйв» с четырех- и шестицилиндровыми двигателями (см. таблицу). Двигатели имеют основные характеристики и конструкцию, аналогичные подвесным моторам такой же мощности (см. «КЯ» №108). Они рассчитаны на крепление к транцу высотой 110 см или 122 см в ДП (860 мм, если установлены два двигателя). «Си Драйв» снабжены устройством «Экономиксер» или «ВРО» для автоматического смешивания масла с бензином в зависимости от нагрузки — от 1:150 на холостом ходу до 1:50 на полном дросселе.

Широкого распространения новый тип двигателя пока не получил, хотя фирма дала энергичный начальный импульс катеростроителям, объявив в начале 80-х годов конкурс среди верфей на лучший проект судна с установкой «Си Драйв». Победителям предназначались две премии по 5000 долл. Тем не менее, большинство владельцев катеров отдают предпочтение установкам со стационарными четырехтактными двигателями, которые, несмотря на несколько худшее отношение мощности к массе, оказываются более экономичными на всех режимах эксплуатации и более надежными, чем двухтактные двигатели подвесных моторов и «Си Драйв».
В настоящее время «Си Драйв» импортируются в страны Скандинавии, ФРГ и Францию, где в комплекте с ними выпускаются разного рода служебные и комфортабельные туристские катера. Заметим, что «Си Драйв» не рассчитаны на монтаж силами любителей; эта работа производится только на верфях, строящих или ремонтирующих малые суда.