Уже несколько лет, в основном — для рыбной ловли, я пользуюсь польской надувной лодкой «Оса-270» под мотором «Салют». О «Салюте» и его модификациях могу сказать, что это весьма надежный и удобный мотор, однако не без недостатков. Прежде всего его владельцам доставляют хлопоты низкая износостойкость и неудачное расположение нижнего сальника (для его смены нужно разобрать весь мотор!). При плавании по мелким речкам водоросли буквально обволакивают «ногу» мотора. Для их сброса необходимо поднимать мотор и подчас пользоваться ножом. При всем этом на «Салюте» отличный самоочищающийся гребной винт. Видимо, переднюю кромку корпуса редуктора следует сделать совершенно прямой, но с наклоном назад, т. е. ликвидировать выступ подшипника гребного вала.
Регулировка правильного зацепления шестерен редуктора «Салюта» представляет известные трудности. Я для этого использую специальное приспособление, обеспечивающее правильное взаимоположение шестерен редуктора по размеру от оси гребного вала до упора подшипника в редукторе.
Приспособление состоит из дюралюминиевой пластины, которая имеет форму, изображенную на рисунке. В этой пластине под углом 90° профрезерованы пазы для вертикального и горизонтального валов. Разница глубины пазов в 0,5 мм обеспечивает расположение осей валов в| одной плоскости.
Горизонтальный и. вертикальный валы с нижним подшипником крепятся на пластине прижимами. Шестерни валов сводятся в полное зацепление и фиксируются затяжкой прижимов винтами М5. Штангенциркулей! с точностью 0,05 мм замеряется размер д как наиболее удобный. Из него вычитается ширина подшипника е и величина 1/2 диаметра горизонтального вала. Разность будет равна г2 — расстоянию от оси горизонтального вала до упора подшипника.
На корпусе редуктора замеряются размеры а (от плоскости разъема до упора) я в (от плоскости разъема до горизонтального вала). Из размера в вычитается размер с и к остатку прибавляется величина 1/2 диаметра вала Dв. В результате получаем размер г.
Разность размеров г2—г дает необходимую толщину прокладок под подшипник вертикального вала. Затем в редуктор ставится верхнее стопорное кольцо, и от разъема до кольца замеряется размер ж, к которому прибавляется толщина стопорного кольца. Далее сумма вычитается из размера а. Результат является необходимой толщиной набора подшипников и распора между ними. По этому размеру набираются прокладки к кольцу или вытачивается новое кольцо.
Вертикальный вал устанавливается в корпус редуктора и фиксируется стопором. Рабочий зазор в зацеплении шестерен регулируется положением горизонтального вала — прокладками, которые ставятся под упорное кольцо.