Установка угла опережения зажигания
Угол опережения зажигания (УОЗ) оказывает значительное влияние на мощность гоночного двигателя. При изменении частоты вращения, например, от 5000 до 10 000 об/мин, оптимальный УОЗ изменяется приблизительно на 15°. В спортивной эксплуатации обычно устанавливается постоянный для всех режимов работы УОЗ, соответствующий максимальной мощности. Его величину можно узнать в инструкции по обслуживанию двигателя или определить в ходе стендовых или ходовых испытаний. На практике УОЗ удобнее отсчитывать не в градусах, а в миллиметрах удаления донышка поршня от ВМТ. Данную операцию важно произвести правильно и по возможности одинаково (с точностью 0,2—0,3 мм для разных цилиндров). Для этих целей используют индикатор часового типа, который вставляют в свечное отверстие в головке цилиндра.
Момент размыкания контакта прерывателя с достаточной для практики точностью можно определить при помощи папиросной бумажки или тонкой металлической фольги. При батарейной системе о моменте зажигания будет свидетельствовать возникновение искры при медленном прокручивании коленчатого вала, а также гашение лампочки, которая в цепь прерывателя включается вместе С дополнительным источником напряжением 2—3 В. В двигателях с маховичным магнето («Вихрь», «Нептун» и т. п.) использовать лампочку не рекомендуется: это может привести к частичному размагничиванию магнитов маховика. Вместо лампочки следует применять простейший слаботочный прибор с головными телефонами или стрелочный прибор типа омметра.
Если поршень заклинило
Иногда приходится сталкиваться с таким явлением, как «прихват», т. е. резкое, обычно на большом «газу», заклинивание поршня в цнлиндре. Это может произойти в результате перегрева двигателя при его работе на обедненной горючей смеси, несоответствии калильного числа свечей зажигания степени сжатия, слишком раннем опережении зажигания. Но основной причиной, особенно на старых моторах, являются повышенная эллипсность и конусность цилиндра.
Для устранения неисправности мотор необходимо разобрать, а затем соляной кислотой (желательно концентрированной) кисточкой или деревянной палочкой смочить те участки чугунной гильзы цилиндра, на которых после «прихвата» остался алюминий. После прекращения выделения пузырьков водорода цилиндр нужно внимательно осмотреть, а места «прихвата» зачистить мелкой наждачной бумагой. Затем цилиндр следует тщательно промыть и при помощи нутромера проверить его геометрию с точностью не менее 0,01 мм. Если эллипсность и конусность цилиндра (особенно в верхней части) не превышают 0,05 мм, мотор можно не ремонтировать.
Если поршень не прогорел и не разрушился, нужно произвести следующие операции: мелким напильником осторожно запилить твердые железо-алюминиевые следы «прихвата» на поршне, узкой пластинкой освободить и снять поршневые кольца, а затем тонким надфилем прочистить канавки так, чтобы кольца в них двигались свободно.
Если в результате «прихвата» или по каким-либо другим причинам геометрия цилиндра нарушилась и величина эллипсности и конусности (особенно в верхней части цилиндра) превысила 0,05 мм для гоночных моторов и 0,08 мм для потребительских, то необходимо провести комплекс работ по восстановлению геометрии.
Информация об изображении
Использование фальшивой головки блока для исправления геометрии цилиндров двигателя
Следует учесть, что все двигатели с чугунной гильзой цилиндра и моторы с «мокрой» гильзой («Кёниг», «Вихрь») имеют одну особенность — по мере работы двигателя гильза получает деформации, например, вследствие нагрева во время работы или неравномерной затяжки шпилек крепления головки цилиндров. Особенно сильные деформации оказываются в верхней части цилиндра, где давление газов наибольшее и прорыв их возможен через кольца, неплотно прилегающие к зеркалу цилиндра.
Использование фальшивой головки блока для исправления геометрии цилиндров двигателя
Восстановление геометрии цилиндра желательно производить (для гоночных моторов обязательно), когда цилиндр находится в напряженном состоянии, с затянутой фальшивой головкой. При работе применяют ручной разжимный притир с алюминиевой и чугунной рабочей частью и любой (но не алмазный!) притирочный порошок. При этом следует иметь в виду, что на гладкой поверхности — зеркальной масло держится плохо.
Если для ремонта мало времени или нет поршней и колец большого (ремонтного) размера, то процесс притирки можно закончить при отступлении от цилиндрической формы гильзы на 0,02—0,03 мм. Зазор между поршнем и цилиндром, увеличенный даже на 0,05 мм по сравнению с номинальным, несколько снизит мощность двигателя но не вызовет заклинивания поршня.
По окончании притирки цилиндр необходимо тщательно про мыть бензином, а поверхность гильзы протереть чистой, смоченной бензином бумагой до исчезновения черных следов притирания. Для полного удаления частиц абразивного порошка из пор чугуна цилиндр рекомендуется прокипятить в водном растворе мыла или стирального порошка.