Первое простое, но великое правило — прежде чем заняться регулировкой карбюратора, нужно завести мотор. Бензобак у нас уже наполнен согласно инструкции бензином А-66 и маслом АСП-10 в пропорции 1:15. Мотор вначале лучше навешивать все же не на транец лодки, а на край причала, к которому прибита колобашка для крепления струбцины.
Поставим ручку на румпеле, регулирующую газ, на положение «пуск». Подкачаем грушей бензин до того момента, пока ось поплавка в камере 3 (здесь цифры соответствуют обозначениям на цветной вклейке) не всплывет. При исправной поплавковой камере (а на новом моторе она должна быть исправной) поплавок после всплытия закрывает верхний клапан 2, и подача бензина прекращается. Если, однако, излишне давить на грушу, то игла не справится с созданным давлением, и топливо, переполнив поплавковую камеру, начнет переливаться через распылитель 5 в диффузор 4 и капать наружу — на воде появятся радужные круги. Этого делать ни в коем случае не следует — зачем отравлять и без того не очень чистую в городской черте воду, а главное, избыток топлива переобогатит смесь (особенно в нижнем цилиндре, куда она поступает более интенсивно), и двигатель захлебнется. Как только ось поплавка всплыла, подкачку бензина следует прекратить. Не трогайте ручку 16 подсоса, он пока не нужен. Попробуем завести мотор. Если две-три попытки не дают результата, вывернем свечи. Убедившись, что свечи сухие, ставим их на место и вытягиваем ручку подсоса. Еще несколько попыток. При неудаче еще раз проверим свечи.
Все эти манипуляции проделываются при первом знакомстве с мотором. В дальнейшем, когда характер двигателя станет более понятным, выворачивать свечи при каждом запуске, конечно, не потребуется.
Если при мокрых или, как обычно говорят, «сырых» свечах мотор не подает никаких признаков жизни, значит дело не в карбюраторе. Нужно проверить зажигание. Оставим пока этот вопрос — зажиганием мы займемся на следующей беседе. Запомним только, что если холодный двигатель заводится без подсоса, то, значит, у него богатая смесь холостого хода (что это такое, рассмотрим дальше). Такой мотор может плохо заводиться в горячем состоянии, так как избыток топлива в нем мгновенно испаряется и смесь получается переобогащенной. Следовательно, если подсос не включается при заводке холодного мотора, то на горячем моторе его нельзя включать ни в коем случае.
У карбюратора «Вихря» поддается регулировке только система холостого хода, которая обеспечивает работу двигателя без нагрузки с минимально устойчивыми оборотами, что необходимо, например, для мягкого включения реверса.
Система холостого хода — это своеобразный карбюратор в к&рбюраторе со сиоими топливным 7 к воздушным 8 жиклерами, которые работают при малом открытии воздушной заслонки 11. В этом случае за заслонкой при работе двигателя создается разрежение, достаточное для всасывания смеси через систему холостого хода. Когда же заслонка открывается шире (на средних и полных ходах), разрежение воздуха за ней падает, и система холостого хода отключается. С этого момента смесь начинает поступать через распылитель главной системы. Кстати, примерно по такому же принципу работает и система подсоса (также представляющая собой отдельный карбюратор с собственными жиклерами), эффективность действия которой уменьшается по мере открытия заслонки.
Но вернемся к регулировке системы холостого хода. На работающем моторе ручкой газа установим минимальные устойчивые обороты. Упорным винтом 19 дроссельной заслонки зафиксируем это положение. Теперь повернем ручку газа в положение «стоп», двигатель при этом не должен глохнуть.
Плавно поворачивая в ту и другую стороны винт качества 12 холостого хода, найдем (на слух) положение, соответствующее наибольшим оборотам.
Следующий зтап — отвинчивая упорный винт дроссельной заслонки, добиваемся минимальных устойчивых оборотов. Двигатель при этом может заглохнуть, это не беда, его нужно завести снова и продолжать регулировку. Повторив такие операции несколько раз (обычно бывает достаточно двух), отвернем винт качества 12 на ½—¼ оборота, чтобы обогатить смесь и сделать работу двигателя на холостом ходу заведомо устойчивой.
Регулировка закончена. Если в процессе эксплуатации на холостом ходу мотор неожиданно начнет работать неустойчиво, нужно вывернуть и продуть жиклеры холостого хода. При эксплуатации «Вихря» обращайте в первую очередь внимание на следующее:
- Если поплавок при подкачке бензина не всплывает, а топливо переливается через карбюратор, значит поплавок пробит.
- Если поплавок всплыл, а бензин подается даже при слабом нажиме на грушу и переливается наружу, значит попала грязь под иглу запорного клапана 2.
- Если карбюратор начал «чихать», виновато зажигание. Помните, что автомобильное правило — при бедной смеси «чихает» карбюратор, при богатой — стреляет выхлопная труба — на подвесные моторы не распространяется.
- Нередко на «Вихре» карбюратор забеднен. Это особенно неблагоприятно сказывается при обкатке, когда двигателю требуется повышенное количество смазки. Цилиндры (особенно верхний, куда идет меньше топлива, а вода по системе охлаждения подается после того, как она пройдет через рубашку нижнего) быстро нагреваются. Установить, что двигатель переобеднен, можно таким простым способом: на среднем и полном ходу попробуйте подсос; если работа двигателя улучшится, значит, смесь бедная. Выход один: увеличить сечение главного жиклера. Работа эта очень тонкая, достаточно, например, расточить отверстие на 0,1 мм, чтобы смесь из переобедненной превратилась в переобогащенную. Рекомендую в таком случае обратиться к специалисту (например, квалифицированному токарю) — он сделает вам новый жиклер с увеличенным сечением отверстия. А старый оставьте в покое, он еще пригодится.
- Если вам захочется снять сетку, закрывающую диффузор, имейте в виду, что карбюратор после этого наверняка разрегулируется. Нужно будет увеличить сечение главного жиклера.
- Систему подачи топлива можно и нужно время от времени очищать от грязи. Дальше главного жиклера забираться не рекомендую, так как там грязи задерживаться негде.