На своей четырехместной надувнушке в качестве основного мотора я использую «Привет-22», облегченный за счет снятия «лишних» деталей. На такой лодочке я имею возможность совершать интересные походы по недоступным для обычных тяжелых катеров местам, преодолевать густые заросли и мелководье. Когда на пути встречаются препятствия, мое суденышко можно перевезти любым видом транспорта и даже перенести на себе.
Поскольку надувнушка весит всего 50 кг, то под 38-килограммовым мотором она развивает скорость до 48 км/ч — более высокую, чем металлические лодки под «Приветом». Жаль, что моторостроители не борются за снижение веса подвесных моторов. Почему некоторые литые детали, например, дейдвуд и корпус редуктора, нельзя делать тонкостенными? Всегда ли нужен капот, поддон и другие тяжелые детали?
Кроме основного, мотора, в каждое плавание беру с собой резервный подвесной моторчик. Ведь никто и никогда не может быть уверен в безотказности даже самого лучшего двигателя, особенно в сложных ситуациях. Например, несколько лет назад, когда я во время шторма находился на середине Кременчугского водохранилища, основной мотор внезапно заглох. Лодку погнало вдоль фарватера и развернуло лагом к волне. Проливной дождь и волна так быстро заполняли кокпит водой, что я не успевал ее откачивать. За остойчивость и непотопляемость лодки я не беспокоился, но надвигалась ночь! Ходовых огней мотор не обеспечивал, поэтому надо было как можно скорее убраться подальше от судоходного фарватера. О том, чтобы грести к ближайшему берегу, не могло идти и речи — он был в 5—7 км, а выгрести против волны и ветра я был не в состоянии.
Вот тогда-то меня и выручил запасной моторчик «Прибой».
В прошлом году я заменил «Прибой» новым «Салютом-ЭС» с надежным электронным зажиганием. В водоизмещающем режиме плавания он вполне удовлетворяет ходовым характеристикам лодки, портативен, менее тяжел при обносах.
Этот мотор можно использовать и в качестве основного, когда нет смысла выжимать из лодки скорость, например, на тихой прогулке по красивым местам, на рыбалке вблизи от базы.
Воздавая должное «Салюту», добавлю, что по общему мнению знакомых мне водномоторников, в качестве мотовесла он может быть полезен и на «Прогрессе». Однако для тяжелых лодок все же лучше иметь несколько большую мощность. Подошел бы «Прибой», лучше всего со складывающейся ногой дейдвуда, но его сняли с производства.
Воспользовавшись рекомендациями справочника «Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах» (Л., «Судостроение», 1977), я несколько усовершенствовал свой «Салют». Убрал встроенный топливный бак и капот с ручным стартером и крепежной рамкой. Установил бензонасос от мотора «Москва». Управление газом от румпеля через боуден заменил простым винтом на карбюраторе, регулируемым рукой, а кнопку «Стоп» — тумблером, установленным на корпусе мотора. Тумблер обеспечивает сохранность элементов системы зажигания в тех случаях, когда необходимо прокручивать мотор без свечи. Чтобы была возможность ставить «Салют» на транце рядом с основным мотором, я перенес румпель па правую сторону по ходу и заменил его тяжелые и вибрирующие детали облегченными, сделанными из алюминиевой трубки диаметром 10 мм. Румпель в месте крепления к мотору снабдил шарниром. В носовой части лодки предусмотрел специальное крепление «Салюта» по-походному.
В результате переделок габариты моторчика уменьшились почти в полтора раза, а масса — на 33% (до 8 кг). Облегченный «Салют» со складным дейдвудом можно укладывать в более компактный, по сравнению со штатным, рюкзак.
Входные отверстия бензонасоса и карбюратора я снабдил пробками. Теперь остатки топлива из этих устройств не вытекают в чехол при любом положении мотора. Важно только одно — чтобы коленвал был повернут до закрытого положения золотника.
Под мотором «Салют» надувная лодка развивает скорость до 8 км/ч — идет значительно быстрее, чем на веслах.