Конструкция пускового механизма «Ветерка» показана на рис. 1. На моторах, выпускаемых с 1969 г., несколько изменено крепление шестерни: винт 15 отсутствует, а штифт 7 фиксируется с помощью выточки в средней части.
Шкив 10 и труба 17 стартера «Ветерка-12» удлинены, по сравнению с деталями восьмисильной модели.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности пускового механизма «Ветерка» и способы их устранения.
Шестерня не входит в зацепление с маховиком. Отверните два винта 11 и снимите стартер вместе с верхним подшипником. Проверьте тормозную пружину 8, которая должна располагаться в канавке шестерни 9 с некоторым натягом. Необходимо, чтобы усики пружины находились по обе стороны ограничительного штифта 7; подогните их так, чтобы расстояние между ними равнялось 6—8 мм (в рабочем положении).
Если зубья шестерни туго входят в зазоры между зубьями маховика, доведите боковой зазор в зацеплении до 0,4 мм, изменяя толщину прокладок 3 под подшипником 4.
Не втягивается пусковой шнур. В этом случае надо проверить, свободно ли вращается шкив 10 в подшипниках 4 и 21. Тугое вращение может быть вызвано перекосом подшипников, чрезмерной затяжкой винтов 11 и гаек 20, крепящих подшипники, или, в результате несоблюдения инструкции при сборке, остаточной деформацией внутренней пружины 19.
В последнем случае плотно намотайте шнур 12 на шкив и при сборке закрутите пружину против часовой стрелки только на пять-шесть оборотов.
Заедает шестерня на шкиве. На «Ветерках» выпуска последних лет шестерня 9 делается не капроновой, а алюминиевой. Замена материала привела к тому, что отверстия шкива и пазы шестерни в месте соединения их штифтом быстро разрабатываются, что и является причиной заедания шестерни.
При запуске мотора шнур не следует выдергивать до конца, так как при этом от резкой остановки шкива увеличивается ударная нагрузка в соединении шестерня — шкив. Лучше удлинить шнур до 1,7—1,8 м.
Более эффективным способом «смягчения» ударов в соединении шестерня—шкив является изменение профиля пазов шестерни, как показано на рис. 2. При этом зазор «а» (рис. 4) между зубчатым венцом маховика и торцами зубьев шестерни в ее нижнем положении должен быть равен 4—9 мм. Кроме того, на моторе «Ветерок-8» шестерня, из-за малого зазора между нею и верхним подшипником, может упереться в подшипник раньше, чем дойдет до упора в штифт. В этом случае зазор нужно довести до 4—6 мм. Можно также подрезать на 0,5 мм нижний буртик шестерни.
Установка штифта шестерни показана на рис. 4.
При сборке пускового механизма надо смазать солидолом рабочие поверхности подшипников и посадочное место на шкиве под шестерню. Наличие смазки в подшипниках и пружине 19 рекомендуется проверять через каждые 50 часов работы.
В заключение несколько рекомендаций по улучшению пусковых качеств моторов «Ветерок».
Рычаг дроссельной заслонки карбюратора должен быть установлен так, чтобы при совмещении ролика рычага с треугольной меткой на кулачке основания магнето заслонка была приоткрыта на 1—1,5 мм.
Информация об изображении
Рис. 4. Регулировка зазора шестерни пускового механизма в зацеплении с маховиком
При повороте основания магнето в положение «полный газ» дроссельная заслонка должна открываться полностью. Если она остается частично закрытой, подогните рычаг в нужном направлении.
Рис. 4. Регулировка зазора шестерни пускового механизма в зацеплении с маховиком
Запустите мотор и заметьте оптимальное положение заслонки и основания магнето, сделав дополнительную метку на рукоятке румпеля. При регулировке и нанесении метки, как и при запуске, румпель следует поворачивать в сторону прибавления оборотов, чтобы выбрать люфт в соединениях.
Систему холостого хода карбюратора нужно отрегулировать на малые устойчивые обороты сначала на холостом ходу, а затем и при включенном гребном винте. Дроссельная заслонка при этом должна быть приоткрыта очень незначительно или закрыта вообще.
Нужно следить, чтобы отверстия системы холостого хода в зоне заслонки были чистыми, особенно отверстие диаметром 0,5 мм, сечение которого иногда уменьшается из-за смятия кромок дроссельной заслонкой. Необходимо прочистить отверстие калиброванной проволокой и удалить заусенцы на кромках.
После регулировки на малых оборотах проверьте работу мотора на переходных режимах и в случае необходимости подрегулируйте карбюратор винтом холостого хода.