Я не ошибусь, если скажу, что десятки тысяч «Стрел», «ЗИФов-5» и других устаревших моделей лежат мертвым грузом у владельцев лодок, заменивших эти моторы на более мощные и современные. А между тем несложно превратить «Стрелу» в легкий водометным моторчик, незаменимый для походов и рыбалки на самых мелких речках и озерах. Тем более, что запасные части для «Стрелы» в продаже до сих пор есть, да и сам мотор достаточно надежен.
Для изготовления простой водометной приставки не требуется отливать детали из силумина — конструкцию движителя можно сделать целиком сварной из тонколистовой нержавеющей стали, мало подверженной износу в засоренной песком воде. Нужно будет приобрести проставку (цена 1 руб. 13 коп.), в которой закрепляются подшипники валика водомета (см. рис.). По концам проставка 8 закрывается верхней и нижней пластинами 6 и 12, которые стягиваются шпильками 7 и 22 вместе с дейдвудом мотора. К верхней пластине крепится планка 23 выхлопного патрубка 21, к нижней — корпус движителя 14.
Корпус имеет два донышка, которые нужно разметить радиусами из шести центров, расположенных на окружности диаметром 16 мм. В нижнем донышке сделайте отверстие диаметром 52 мм для забора воды, в верхнем — диаметром 27 для прохода втулки 15, к фланцу которой крепится ротор. К нижнему донышку на прихватках приварите ободок из полосы 11X460 мм с резьбой для крепления боковины 26 корпуса шестью винтами М4. При подгонке боковины между донышками корпуса рекомендую проложить деревянный кружок толщиной 50 мм Изогнув полосу, стяните ее проволокой и приварите к верхнему донышку. Выходное сопло выкроите из двухмиллиметровой стали и также приварите к корпусу. Готовый корпус приварите точками к донышку водозаборника 18 — в центре и к ободку у входного отверстия.
Ротор-крыльчатка 19 имеет восемь лопаток радиального типа, приклепанных к диску диаметром 110 мм. Каждую лопатку нужно изогнуть по радиусу 55 мм, причем центры этих радиусов должны находиться на окружности диаметром 55 мм.
В канавке фланца ротора установите пружинный замок для цилиндрического штифта 5X22 мм, которым фланец крепится на оси.
Для отбора воды на охлаждение двигателя на боковой стенке улитки под углом в 120° от выходного сопла по направлению вращения поставьте отводную трубку (медь, диаметр 7 мм). Вход трубки в статор для облегчения движения струи нужно расположить не по радиусу, а под углом в 45°. Трубка окольцовывается, впаивается оловом в дугообразную медную пластинку 20X60 толщиной 4 мм и присоединяется к статору двумя винтами М4 с потайными головками.
На верхней и нижней крышках проставки имеются отверстия для заливки и слива нигрола. Нижний подшипник № 202 заменен на более плоский № 201 с боковой прокладкой из полоски толщиной 1,5 мм. Под ним находится сальник 35X15, запрессованный в гнездо нижней крышки.
Шпилька 7 (без головки) позволяет собрать воедино блок проставки, залитый нигролом. Для этого на ней нужно продолжить резьбу и поставить три дополнительные гайки толщиной 5—6 мм с прокладками.
К корпусу водомета проставка присоединяется с помощью алюминиевой прокладки 13 двумя болтами M6X20. Прокладку нужно закрепить к дну проставки заклепками или винтами М5. Шпилька 22 утапливается головкой в верхнем донышке корпуса.
Вертикальный вал 1 укорочен на 110 мм, так как сам двигатель получился короче на 185 мм. Вес всей водометной приставки — 3,7 кг. Вставляя дно корпуса, не забудьте в стыке у выходного сопла проложить полоску микропористой резины.
Скорость, полученная при испытаниях с водометной «Стрелой» на «Казанке» с одним человеком плюс 60 кг груза — 12 км/час, с тремя — 9 км/час.
Двигатель я не переделывал, но в магнето поставил второй сердечник с катушкой и мостиковым выпрямителем для подзарядки аккумуляторов и освещения 10-ваттной фарой.
Чтобы заменить винт на водомет, мне нужно всего лишь отвинтить и снова завинтить две гайки.