«Вихрь» можно оборудовать работающей от источника постоянного тока напряжением 12 в системой электрозапуска с дистанционным включением. Так как на маховике этого мотора нет зубчатого венца, а на картере — специальных приливов для установки электростартера, потребуются некоторая доработка двигателя и изготовление дополнительных узлов и деталей.
На маховике надо проточить посадочное место для напрессовки зубчатого венца. Сам венец изготавливается из стали 40, после чего поверхность зубьев закаливается ТВЧ до твердости HRC=42÷52. Готовый венец напрессовывается на маховик без дополнительной фиксации.
Магнето МГ-101 заменяется магдино МГ-101А, имеющим генераторную катушку, необходимую для подзарядки аккумулятора. В крайнем случае можно установить генераторную катушку и на магнето МГ-101 вместо удаленных с его основания конденсаторов, которые крепятся к кронштейну стартера. Генераторная катушка наматывается на сердечник вышедшей из строя первичной катушки магнето МГ-101. Проводом ПЭТВ диаметром 0,74 заполняются 4,5 ряда по 36 витков в каждом. Для установки катушки в основании магнето сверлятся новые крепежные отверстия с резьбой М5 кл. 3.
Необходимо обеспечить строго одинаковый зазор между полюсами магнитов и башмаками первичной и генераторной катушек. Лучше всего проточить до требующегося диаметра 109,2-0,16 башмаки обеих катушек в сборе. Несоблюдение этого условия приведет к касанию магнитов о башмаки при вращении маховика, нарушению работы и поломке магнето.
Катушки зажигания ИЖ56 сб. 39 переставляются в другое место. Важно только, чтобы они не касались деталей мотора, нагревающихся при работе.
Имеющиеся на картере шпильки крепления катушек удаляются.
В системе электрозапуска можно использовать стартеры СТ-353 или СТЛ-ЮОТВ. При стартере СТЛ-100ТВ дополнительно потребуется установка контактора ДКД-501. Конструкция кронштейна стартера должна соответствовать типу стартера. Изготовить кронштейн можно любым доступным способом, поэтому чертеж его не приводится. Крепить кронштейн надо совместно с ручным стартером к приливам верхней крышки картера двумя болтами.
Источником тока в системе служит аккумулятор 6СТ42 напряжением 12 в и емкостью 42 а·час. Подзарядка его от генераторных катушек магдино, вырабатывающих переменный ток, производится через выпрямитель ВУ-1 или ВУ-2. Если будет применяться самодельный выпрямитель, важно, чтобы он давал выпрямленный ток до 7а при напряжении переменного тока до 100 в. Вполне подойдет выпрямитель, собранный по мостиковой схеме из четырех диодов Д214Б. Кронштейн платы выпрямителя крепится болтами, стягивающими фланцы картера.
'При запуске мотора электростартером пусковой ток достигает силы 180 а, поэтому необходимо правильно подобрать силовой кабель, подводящий ток от аккумулятора. Рекомендуется применить кабель БПВЛ-8,8 мм2 в хлорвиниловой изоляции. Для уменьшения потерь длина его не должна превышать 1500 мм.
В качестве остальных низковольтных проводов можно использовать провод МГШВ-0,75 тоже в хлорвиниловой изоляции.
Кнопку «стоп» на поддоне мотора следует сохранить, но перенести в любое другое удобное место; вторую такую кнопку вместе с пусковой надо вмонтировать в панель управления. Удобно иметь на поддоне и дублирующую пусковую кнопку.
Запуск холодного мотора производится обязательно с включенной системой подсоса топлива. После запуска кнопку подсоса следует возвратить в нормальное положение. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 5 сек., иначе может быть испорчен аккумулятор. Во избежание поломки стартера нельзя включать его во время работы мотора.
Если после трех — пяти попыток запуска мотор не завелся, надо определить и устранить неисправности.
Непосредственно к выходным клеммам аккумулятора или к его отдельным банкам (в зависимости от напряжения применяемых электроламп) может быть подключена бортовая сеть освещения суммарной мощностью не более 40 вт.
Как показала многолетняя эксплуатация переоборудованного мотора «Вихрь», предлагаемая схема электрозапуска надежна в работе и проста в обслуживании.