Штатная защелка, фиксирующая «Вихрь» от откидывания на заднем ходу и при запуске мотора, имеет ряд существенных недостатков. При наезде на камень или мель защелка освобождает подводную часть мотора только при сравнительно больших ударных нагрузках, действующих на шпору или корпус дейдвуда,— пружина фиксатора оказывается слишком жесткой. При работе же мотора на заднем ходу при повышении оборотов двигателя и росте упора гребного винта усилия пружины недостаточно, чтобы удержать мотор у транца — он «выпрыгивает» из воды, вытягивая штуртрос, который иногда соскакивает со шкивов блоков. При подъеме мотора из воды, например, для осмотра винта, необходимо одной рукой нажимать на рычаг защелки, а другой запрокидывать мотор, что весьма неудобно.
Я изготовил и проверил в течение трех навигаций дистанционно управляемый фиксатор, который лишен перечисленных недостатков. С передней стороны кронштейна 2.227—001 мотора (на рисунке — позиция 1) пятью винтами 11 прикреплена пластина 2 толщиной 3 мм. Корпус фиксатора 4 следует либо приварить к пластине электросваркой, либо закрепить на винтах М4. Сам фиксатор состоит из штока 9 и пружины 10, которая удерживается в корпусе; ее затяжка регулируется при помощи резьбовой втулки 12.
В нормальном положении под действием пружины 10 шток находится в верхнем положении и не входит в зацепление с угольником 15, который прикреплен к пластине подвески 14 (2.300—702) и имеет паз под шток 9. Мотор может свободно откидываться от транца. При запуске двигателя или включении заднего хода шток опускается вниз под действием тросика в боуденовской оболочке 5. Конец этого тросика закреплен на боуденодержателе 3 на пластине 2 при помощи припаянной к тросу бобышки, а конец оболочки — на таком же боуденодержателе, который установлен на рычаге 7, соединенном со штоком 9. Другой конец тросика 5 при дистанционном запуске двигателя может быть проведен на манетку, установленную на пульте управления катером. При вытягивании манетки боуденовская оболочка упирается в держатель 2 и опускает рычаг 7 вниз, при этом конец штока входит в паз угольника 15 и фиксирует мотор от откидывания от транца. Ход штока — 8 мм; во включенном положении он удерживается за счет сил трения троса в оболочке.
Предлагаемая конструкция пригодна и в том случае, когда мотор управляется за румпель. Для включения фиксатора можно использовать комплект штатной манетки с тросиком привода воздушной заслонки карбюратора (для обогащения горючей смеси при запуске холодного двигателя).
Все детали рекомендую сделать из нержавеющей стали Х18Н9.
В заключение добавлю, что если мотор снабжен электростартером, вместо штока с пружиной можно применить электромагнит, аналогичный описанному в «КЯ» №98, который использован для дистанционного привода воздушной заслонки карбюратора.