Такие противоречивые требования и заставили при выборе типа проектируемого парусного судна остановиться на яхте-компромиссе, в наибольшей степени отвечающей перечисленным условиям.
Разработка проекта яхты-крейсера проводилась бригадой яхтсменов-конструкторов, в состав которой входили Н. Ю. Людевиг, В. Г. Щепкин и Н. А. Александров. В 1932 г. проект был закончен, и в том же году на ленинградской верфи «Спортсудостроитель» заложили головное судно «Ударник» и вторую яхту того же типа «Пионер». Вооружение этих яхт-крейсеров было закончено летом 1934 г. Параллельно строились еще два таких же судна — «Стахановец» и «Ленинградец», которые вошли в строй в следующем 1935 г.
В постройке корпусов принимали участие и ныне работающие в области яхтенного судостроения мастера-шлюпочники Д. П. Ветров и С. И. Смирнов. В работах по оснащению и вооружению всех четырех крейсеров непосредственно участвовали яхтсмены Парусного клуба ленинградского Облсовпрофа, для которого и строились эти яхты.
Основной материал корпуса — сосна; поперечный набор и штевни — дубовые, киль — из лиственницы. «Ударник» и «Пионер» имели двойную продольно-диагональную обшивку, две остальные яхты — одинарную. Необходимо отметить повышенную прочность продольного и поперечного набора крейсеров. Натесные футоксовые шпангоуты чередовались с промежуточными гнутыми; сечения и тех и других превышали требуемое Правилами Регистра. Расстояние между футоксовыми шпангоутами составляло 720 мм, причем в середине каждой шпации ставился гнутый шпангоут. Продольный набор был усилен постановкой шельфа у привального бруса и тремя стрингерами,
«Ударник» и «Пионер» сразу же ушли в дальний поход вокруг Скандинавии. Очень интересное и полезное плавание продолжалось 65 суток — с 9 июля по 12 сентября 1934 г. Капитаном «Ударника» был выдающийся советский яхтсмен В. Г. Щепкин, капитаном «Пионера» — яхтенный капитан дальнего плавания Г. Ф. Гефдинг. Всего в этом походе участвовало 44 человека — по 22 на каждой яхте. Во время плавания яхты посетили 12 заграничных портов Финляндии, Эстонии, Швеции, Дании и Норвегии, а затем через Мурманск и Архангельск и далее по Беломорско-Балтийскому каналу вернулись в Ленинград, пройдя в общей сложности около 3500 миль. В истории нашего парусного спорта это крейсерское плавание до сих пор остается выдающимся событием.
С 27 августа по 28 сентября 1935 г. «Ударник» (капитан В. Г. Щепкин) и «Пионер» (капитан А. П. Киселев) снова находились в большом плавании по Балтийскому морю, 40 участников похода посетили на этих яхтах Швецию, Данию и Финляндию, пройдя за 313 ходовых часов 1724 мили.
Первые же дальние плавания «Ударника» и «Пионера» показали высокое судоводительское искусство советских яхтсменов и хорошие мореходные качества яхт, проверенные в сложных навигационных и метеорологических условиях.
В 1936—1939 гг. все крейсера совершали регулярные продолжительные плавания в Онежское озеро со сменой команд в Петрозаводске. Из дальних походов, совершенных в этот период, нужно особо отметить плавание «Ударника» (капитан В. М. Яковлев) и «Стахановца» (капитан И. П. Матвеев) в Белое море. Летом 1940 г. «Пионер» и «Ударник» впервые побывали на севере Ладожского озера, а поздней осенью того же года «Пионер» ходил на о. Гогланд и в Выборг.
Летом 1941 г. — вскоре после начала Великой Отечественной войны — все четыре яхты-крейсера были мобилизованы. Парусники вошли в состав вспомогательных судов Краснознаменного Балтийского флота и использовались для несения дозорной и разведывательной службы и других целей. С действиями этих судов в годы войны непосредственно связаны имена многих известных яхтсменов, таких как И. И. Сметанин, Б. П. Дмитриев, А. В. Курышев, Э. И. Бодров, М. Ф. Антонов и М. А. Михайлов.
После войны «Пионер» и «Ленинградец» были возвращены ленинградскому яхт-клубу ВЦСПС. После небольшого ремонта они еще несколько лет плавали в составе яхт этого клуба, участвовали в дальних плаваниях и служили учебными судами Детской спортивной парусной школы. Крейсер «Ударник» «пропал без вести» (сведений о нем нет), а заброшенный «Стахановец» стоял на стенке в Кронштадте, пока в 1947 г. по инициативе известного яхтсмена Н. М. Ермакова не взялись за его ремонт. При непосредственном участии А. Н. Мацкевича и А. А. Кукина судно было отремонтировано, перевооружено на бермудский кеч и после незначительной перепланировки помещений под названием «УПС-1» вошло в состав учебных судов Высшего военно-морского училища.
К осени 1949 г. встал вопрос о необходимости капитального ремонта и «Пионера» и «Ленинградца», но тогдашнее руководство яхт-клуба при поддержке технической комиссии городской парусной секции пошло по линии наименьшего сопротивления: «Пионера» списали и разобрали, а «Ленинградца» продали организации, не имевшей никакого отношения к парусному спорту (новый хозяин также не сумел произвести капитальный ремонт яхты и в 1951 г. ее постигла участь «Пионера»),
Между тем «Стахановец», техническое состояние которого в 1947 г. было намного хуже, чем других однотипных крейсеров, в 1949 г. успешно продолжал плавать по Балтике с курсантами, которые проходили на нем практику, а в 1954 г. даже совершил учебное плавание с группой яхтенных капитанов, занимавшихся в яхт-клубе ЛОСПС. В 1958 г. яхта была передана ее первоначальному владельцу — яхт-клубу ЛОСПС, прошла капитальный ремонт и была переименована в «Россию».
С 1959 г. «Россия» носит флаг этого клуба, ежегодно участвуя в дальних спортивных плаваниях по Балтике, Ладожскому и Онежскому озерам. В навигацию 1964 г. «Россия» принимала участие в съемках кинофильма «Война и мир», совершила плавания в Выборгский залив (с учащимися Детской спортивной парусной школы), в Ладожское и Онежское озера.
Чтобы наш рассказ о судах-ветеранах и славных походах советских яхтсменов не остался сухим перечислением цифр, имен и фактов, предоставим слово газетным сообщениям, письмам и документам тридцатых годов.
Поход «Ударника» и «Пионера» вокруг Скандинавии в 1934 г.
Вышли из Ленинграда 9 июля и сразу попали в полосу непрерывных дождей. Ветер был чрезвычайно неблагоприятный. Шли под мотором с неполными парусами. К ночи поднялся небольшой шквал с дождем. «Пионер» от нас оторвался. Мы потеряли его из виду. Шторм продолжался. 10 июля утром подошли к о. Гогланд и бросили в тихой воде якорь. Стали ждать «Пионера».
Через два часа к нам подошел катер финской погранохраны. Попросили нас зайти в гавань для объяснений. В это время подошел «Пионер» и мы вместе, в сопровождении двух катеров, отправились в Суур-Кюла, уклонившись от курса. После 10-минутного разговора с начальником гавани, мы уехали.
В Гельсинфорс пришли утром 12 июля. В порту нас встретили полпред и 10 его сотрудников. Сели в автомобили и через 5 минут были в полпредстве. Ознакомились с городом и его окрестностями. В честь нас в полпредстве был устроен торжественный обед, на котором присутствовала вся советская колония. Вечер прошел весело — с песнями, играми и танцами.
В 9 час. утра 14 июля вошли в Таллин. 35-минутная формальность с полицией — и мы едем в наше полпредство. 15 июля — поездка за город, купание в море, игры на пляже в Бригитовке.
Все здоровы, настроение прекрасное. Сегодня в 5 час. дня выходим на Кальмар (Швеция). Погода отличная. Ветер средний. Команда шлет привет всем ленинградцам.
К. Уннам
ЛЕНИНГРАД. 22 июля. (Корр. «Правды»), В Ленинграде получено сообщение о первых этапах похода советских яхт вокруг Скандинавии, В первый иностранный порт — Гельсинфорс — они пришли 12 июля, через два дня достигли Таллина и 19 июля вошли в Кальмар. Завтра они ожидаются в Копенгагене. Переход из Ленинграда в Гельсинфорс происходил при неблагоприятной погоде.
«УДАРНИК». 22 июля. (Спец. корр. «Веч. Красной газеты.). Вышли из Кальмар 21 июля по направлению к Копенгагену. В Гельсинки, Таллине и Кальмаре были радушно встречены населением и советской колонией. Привет строителям яхт «Ударник» и «Пионер» — рабочим верфи «Спортсудостроитель» — и всем трудящимся Ленинграда. От имени команд яхт «Ударник» и «Пионер» — В. Щепкин.
МУРМАНСК. 27 августа (Молния). Сегодня в 6 час. вечера в Мурманск прибыли советские парусные яхты «Ударник» и «Пионер», совершившие поход вокруг Скандинавского полуострова. В порту яхты были встречены многочисленной делегацией моряков тралового флота, рабочих судоремонтного завода и рыбообрабатывающей промышленности.
МУРМАНСК. (По телегр. от наш. корр.). В Мурманск прибыли ленинградские физкультурники, отправившиеся в начале июля в дальнее плавание на яхтах «Пионер» и «Ударник». Один из наиболее трудных этапов похода таким образом завершен. Скандинавский полуостров остался позади. Участники похода пробудут в Мурманске несколько дней, после чего направятся в Ленинград через Беломорско-Балтийский канал.
Сейчас ленинградские физкультурники заканчивают последние приготовления к заключительному этапу своего похода. В беседе с нашим корреспондентом командор похода тов. Уннам заявил следующее:
— С чувством глубокого удовлетворения мы можем отметить, что яхты нашей собственной конструкции, построенные на ленинградском заводе «Спортсудостроитель», показали в условиях дальнего плавания исключительно хорошие мореходные качества. Блестяще выдержали испытания и ленинградские яхтсмены. Несмотря на то, что путь наш вдоль берегов Норвегии лежал сквозь причудливые фиорды, мы ни разу не воспользовались услугами лоцманов и ориентировались самостоятельно по картам.
Советские яхты за время плавания побывали в городах Финляндии, Эстонии, Швеции, Норвегии и Дании и всюду со стороны рабочих встречали теплый, радушный прием. Огромный интерес вызвали ленинградские физкультурники в Копенгагене. У большой пристани, где стояли яхты, каждый день после работы собирались тысячные массы трудящихся. Бросается в глаза резкая разница между аристократическими и рабочими кварталами. Десятки тысяч пролетариев не имеют работы. Крупнейшая верфь в Трондгейме в Норвегии имеет на своих стапелях только одно судно.
В заключение тов. Уннам от имени команды просил через «Лен. Правду» передать привет пролетариям города Ленина. 12 сентября яхтсмены рассчитывают прийти к финишу.
П. Заранкин
Завтра возвращаются из заграничного плавания, длившегося свыше 2 месяцев, ленинградские яхты «Ударник» и «Пионер», покрывшие 7000 километров и посетившие 12 заграничных портов. Навстречу в Шлиссельбург вышел вчера парусно-моторный бот «Профинтерн».
Яхты прибывают завтра, к 6 час. вечера, к школе морского спорта. К этому времени сюда соберутся все ленинградские яхты и представители физкультурных организаций Ленинграда.
Поход «Ударника» и «Пионера» в 1935 г.
Сорок ленинградских ударников яхтсменов вышли 27 августа на построенных в прошлом году яхтах Облпрофсовета «Ударник» и «Пионер» в заграничное плавание, чтобы проверить и пополнить свои мореходные знания. Обе яхты прошлым летом уже побывали в скандинавских странах.
Однако, на этот раз состав команды на них был совершенно иной: из 40 человек 33 впервые отправлялись за границу. Среди нас не было профессиональных моряков. В плавание ушли 19 рабочих, 10 инженерно-технических работников, 2 служащих, 2 студента и 7 работников профсоюзов — руководителей физкультурных организаций.
Осень — самое неблагоприятное время для плавания под парусами. Нам предстояли серьезные испытания в походе и в этом мы вскоре убедились. В ночь с 29 на 30 августа мы пересекали Балтийское море на пути от эстонского острова Даго к шведскому острову Готланд. Ветер окреп. Началась сильная болтанка. Яхта медленно взбиралась на пенистые горы морских волн, с шумом разрезала их и проваливалась в образующиеся между волн ямы. Вахтенным на баке пришлось надеть непромокаемые плащи.
В эту ночь, наблюдая за горизонтом, мы заметили вдруг, что борта яхт ярко освещаются фосфорическими огоньками. Это интересное явление привлекло внимание всей команды. Оказалось, что фосфорическое свечение получается от трения десятков тысяч морских животных о борта и киль яхт.
Первую остановку, чтобы пополнить запасы пресной воды, сделали в шведском городе Висби, административном центре острова Готланд. Пришли мы в Висби 30 августа вечером. На берег нас пустили только на следующий день. По телефону снеслись с полпредством в Стокгольме. Выяснилось, что надо несколько изменить маршрут похода. Мы рассчитывали, что через несколько дней придем в Гетеборг, где примем участие в скандинавской рабочей спартакиаде. Оказалось, что спартакиада переносится в Копенгаген. Запросили по радио ленинградские физкультурные организации и решили итти туда.
На пути зашли в шведский порт Кальмар. Здесь к нам пришла группа местных рабочих и поднесла нашей команде большой букет цветов. Ночью 2 сентября мы вышли в Копенгаген. На пути нас захватил сильный шторм. На «Пионере» испортилась муфта мотора и он вынужден был зайти в порт Симристам, так как в море из-за качки было невозможно переменить муфту. Ожидая «Пионера», на котором команда исправляла мотор своими силами, «Ударник» на три часа зашел в шведский порт Истад. Вскоре «Пионер» нас нагнал, и мы вместе двинулись в Данию.
В Копенгаген пришли 4 сентября вечером. На берегу нас встретили представители датских рабочих организаций. В столице Дании наши яхты стояли 5 суток. Нам удалось поэтому подробно ознакомиться с городом. Он особенно красив вечером, когда его улицы залиты богатейшей световой рекламой. В большом городском парке Тиволи — много аттракционов и прекрасная иллюминация. Нас поразило, что здесь курят в трамваях, автобусах и кино. Трамваи и автобусы, впрочем, ходят почти пустые, и неудивительно, что вход и выход разрешен с любой площадки. Магазины полны товаром, но покупателей мало.
Нам разрешили побывать на судостроительном заводе фирмы «Бурмайстер и Вайн», где, между прочим, строится несколько кораблей по заказу СССР. Оборудование на этом заводе устарелое по сравнению с тем, что мы имеем на наших ленинградских предприятиях. Чему, однако, можно поучиться, это — высокому качеству работы.
Датские рабочие организации пригласили нас на вечер смычки в интернациональном клубе моряков. Такой же вечер смычки с командой яхт провели и комсомольцы города. В свою очередь мы накануне ухода организовали прогулку на яхтах для представителей датских рабочих организаций.
Пребывание наших яхт в Копенгагене было отмечено и буржуазной датской печатью. Вот, например, что писала либеральная газета «Экстрабладет» в номере от 5 сентября:
«Эти знатные русские прибыли на двух солидных мачтовых судах типа катеров. Они знатные — в благородном советском смысле этого слова, ибо на борту этих двух яхт находятся рабочие, которые в этом году заслужили особую награду за свою работу и которых СССР поэтому отправил в заграничное плавание. Уже в течение нескольких лет СССР премирует своих рабочих, имеющих, особые заслуги, такими заграничными путешествиями...
Вся команда состоит из рабочих, среди них нет даже ни одного профессионального штурмана. Они все одеты одинаково в темно-синюю спортивную одежду и вид у всех интеллигентный и довольный».
9 сентября мы направились шхерами в Стокгольм. Как хорошо здесь, даже в самую ненастную осеннюю погоду! Как будто плывешь по улицам и переулкам громадного города, застигнутого грандиозным наводнением, и кругом не дома, а всевозможных форм гранитные островки, сплошь убранные зеленью. На граните, покрытом мхом, растут коренастые сосны. В бухтах — масса диких уток. На одном островке решили переночевать. Нашли много ягод и грибов. За полчаса набрали столько белых грибов, что назавтра хватило накормить всю команду. В шхерах пришлось сделать две остановки на ночь. В открытом море мы плавали и днем и ночью, в шхерах же это опасно: того и гляди яхта наскочит на гранитную скалу.
В Стокгольм пришли днем 14 сентября. Тут, как и в Копенгагене, нас тепло приняли местные рабочие организации. Мы встретились, между прочим, с представителями шведской рабочей делегации, гостившей в Ленинграде нынешним летом, посетили рабочий клуб, где состоялся вечер встречи команды со стокгольмскими рабочими. Представителей рабочих организаций мы на следующий день катали на яхтах по шхерам.
В Стокгольме фашистские газеты подняли большой шум, явно намереваясь дискредитировать команду яхт. Обе газеты пытались обвинить нас чуть ли не в шпионаже. Со злобой фашистская печать признавала, что «русские на яхтах являются искусными мореходами», и в этом они хотели усмотреть нашу... вину. Вся эта шумиха, конечно, ни к чему не привела. Обе газеты в конце-концов должны были признать туристский характер похода наших яхт.
После трехдневной стоянки отправились в Гельсинфорс, где в течение 5 суток осматривали город и пригородные местности. Присутствовали на футбольном матче советской команды Закавказья со сборной Финляндии.
На пути в Ленинград попали в сильный шторм при встречном ветре. На двое суток пришлось задержаться в финских шхерах в ожидании, пока не изменится направление ветра. 28 сентября погода улучшилась, и в тот же день вечером мы пришли в Ленинград.
Впервые в истории советского парусного спорта мы в самое неблагоприятное для плавания время года прошли за 313 ходовых часов 1724 мили. Несмотря на сложные условия осеннего плавания, яхты в пути не имели ни одной серьезной аварии.
Ударники — яхтсмены Ленинграда показали в этом походе большую выдержку и умение плавать в незнакомых водах. Мореходное искусство советских яхтсменов вызывало злобу у наших врагов и восхищение у братьев по классу за рубежом.
Командир похода Н. Константинов
Поход «Стахановца» и «Ударника» в Белое море в 1937 г.
Интересный поход совершили 39 ленинградских яхтсменов. На двух яхтах они прошли водным путем по маршруту Ленинград — Архангельск (1375 километров за 207 ходовых часов).
Вышли мы из Ленинграда 27 июля — рассказывает командир перехода чемпион СССР по килевым яхтам Иван Петрович Матвеев. Плыло семь яхт. Впереди судно «Стахановец», управляемое мною, вслед «Ударник» — капитан Вильгельм Матвеевич Яковлев — и 5 онежских яхт.
В Ладожское озеро вошли при свежем встречном ветре. Достигал он 6—7 баллов. Немного покачивало. Несмотря на то, что большинство команды в таком походе участие принимало впервые, все чувствовали себя прекрасно. У нас хорошие ребята. Подавляющее число команды — рабочие ленинградских заводов. Среди нас есть токаря, слесаря, инженеры, техники, конструктора и т. д. Все молодежь, самому младшему Митину Петру — 14 лет. В походе принимают участие и две девушки: Смирнова Зина — планировщик, Рослова Аня — разметчица. Большинство команды прошло теоретическую подготовку матросов первого класса. Учились в Ленинградском яхт-клубе ВЦСПС. Многие — Ударники и стахановцы производства.
Ладожское озеро прошли за 15 часов. Это, пожалуй, был самый трудный переход. Достаточно сказать, что в течение 15 часов шли, не видя берегов. И все же точно пришли в Свирицу.
Вошли в Свирь. До Свирьского моста шли своим ходом. Пороги прошли благополучно. Буксир тащил яхты через самые пороги. От сильного течения и быстрого хода поднимались большие волны. Качало. Крепко пришлось поработать рулевым. Попутчики-онежцы остались в Вознесенье и будут ждать нашего возвращения в Петрозаводск.
Наши яхты прекрасно оборудованы. Выстроены они в 1934—35 году на Ленинградской спортивной верфи. О их крепости можно судить хотя бы потому, что совершено на них заграничное плавание по Балтийскому морю с заходом в Данию и Норвегию. Это Плавание в Архангельск по дальности и сложности третье по счету.
На яхтах имеется дизельный двигатель. При его работе и под парусами яхта делает 15—20 километров в час. Имеется своя приемно-передаточная радиостанция и современные морские приборы. Шли везде по картам и приборам. Беломорско-Балтийский канал прошли за 4В часов. От Сороки через Белое море шли при хорошей штилевой погоде. Как-то казалось странным — Белое море и кругом зеркальная гладь. Дошли до Архангельска без единой аварии. На протяжении всего похода наш помполит Александр Иванович Логинов беспрерывно вел большую массовую политическую работу. Проводились беседы, выпускалась стенгазета, проведен шахматно-шашечный турнир. Ежедневно по радио принимали последние известия.
Вечером ленинградские яхтсмены были торжественно встречены в Архангельском яхт-клубе. Сегодня состоятся междугородние соревнования швертботов. Примут в них участие: команда чемпиона СССР Матвеева, куйбышевского чемпиона СССР по швертботам Мясникова Николая Александровича и три команды архангельцев. В числе их — капитаны, занявшие в ленинградских соревнованиях второе место: Ермилов, Перешнев и Андронов. Ожидается прибытие из Ленинграда для участия в соревнованиях известного яхтсмена Ухина. Такие соревнования в Архангельске проводятся впервые.
13 утром ленинградские гости покинут Архангельск.
В. Яковлев