Очень хорошо, если у вас есть яхта. Но признайтесь, если вы ленинградец, часто ли вы ходили на ней дальше Зеленогорска в западном направлении и дальше о. Валаам в восточном? Можете ли вы побывать на живописных озерах Карельского neper шейка, исследовать притоки Невы, порыбачить на Селигере, промчаться по верховьям Днепра? Вряд ли. А на «Казанке» это возможно. Кстати, не обязательно добираться туда своим ходом. Можно кинуть лодку на попутный грузовик или сдать в багаж на железной дороге (иногда это удается), а если у вас есть автомобиль или мощный мотоцикл, то, смастерив прицеп, вы сможете и сами добраться вместе со своей «Казанкой» до облюбованного вами места. Если вы будете плыть на «Казанке» вдоль морского побережья, не придется все время считать километры до гавани, так как в случае непогоды можно пристать практически к любой части берега. Такая лодка — источник многих удовольствий и, разумеется, забот — появилась у меня в 1960 г. За это время я делал вылазки (в основном во время летних отпусков) из р. Ижоры на Неву и ее притоки, в Финский залив, на Ладожское озеро.
Благодаря «Казанке» мне удалось погреться на пляжах «Северной Ривьеры», полюбоваться дикой прелестью фиордов Выборгского залива и покачаться на волнах седой Ладоги, куда я добирался своим ходом. У моих знакомых, кроме «Казанки», есть «Москвич» с автоприцепом, поэтому их «радиус действия» еще больше. Летом в воскресные дни они совершают «набеги» на оз. Ильмень или рыбачат на р. Свири (туда же ездят и во время отпуска). Однако цель настоящей статьи не рекламировать «Казанку», а поделиться с любителями водно-моторного туризма некоторыми замечаниями и соображениями, возникшими у автора при ее эксплуатации.
О лодке
Общие замечания
Корпус полуглиссерного типа, позволяющий развивать на спокойной воде под мотором «Москва» скорость 30—35 км/час (при 1—2 чел.), достаточно прочен и водонепроницаем. Однако в настоящее время по своей конструкции он все-таки устарел. Следует сделать судно несколько короче и шире, наклон форштевня увеличить, скулы сделать более плавными. Тогда судно станет более остойчивым; уменьшится количество брызг, обдающих пассажиров уже при небольшой волне.
Целесообразно в кормовой части предусмотреть так называемый самоотливной колодец для мотора, который препятствовал бы заливанию судна водой с кормы. Сиденья следовало бы опустить на 50—60 мм с целью понижения центра тяжести, а по бортам установить «плавники-стабилизаторы», которые, придавая судну современный вид, одновременно увеличивали бы высоту надводного борта и защищали пассажиров от брызг.
Дистанционное управление
Дистанционное управление, несомненно, имеет свои достоинства: улучшается обзор с места водителя; лучше защищенность от ветра и брызг; удобнее управление при установке двух моторов. Но для «Казанки» эффект получается лишь в том случае, если лодка эксплуатируется в спокойную погоду. С появлением же ' волнения носовая часть перегружается, и лодка выходит из режима глиссирования; нос, зарываясь в волны, тормозит ход и поднимает массу брызг, что сводит на нет все преимущества переднего дистанционного управления.
При дистанционном управлении целесообразно грузы помещать ближе к корме, а если кроме водителя есть пассажиры, их следует посадить на второе сиденье; тогда лодка даже при значительном встречном волнении не будет зарываться в волны, и брызги будут отражаться от передней части днища, попадая лишь частично в кормовую часть судна. Для того чтобы предотвратить проникновение воды в карбюратор мотора, можно положить кусок полиэтилена (клеенки и т. д.) на край кожуха и прижать его колпаком, закрыв таким образом отверстия на передней части кожуха.
Нужны ли лодке крылья
Установка подводных крыльев на «Казанку» описывалась неоднократно (в журнале «За рулем», в сборнике «Катера и яхты» и т. д.). Подводные крылья дают несомненный эффект. Автор этих строк, находясь один на лодке, не имеющей подводных крыльев, не смог догнать такую же лодку, шедшую на крыльях по реке Ижоре с тремя пассажирами на борту. Однако установка крыльев целесообразна лишь в том случае, если судно будет эксплуатироваться на узких реках и водоемах, где волнение незначительно. На таких же реках, как, например, Нева, где водная поверхность редко остается спокойной, лодки с подводными крыльями вряд ли найдут широкое распространение: на волне лодка будет зарываться, крылья будут только снижать скорость.
Кстати, владелец «Казанки», о которой шла речь выше, потративший много сил и энергии на переделку мотора (удлинение дейдвудной трубы и рессоры коленчатого вала) и изготовление крыльев, выйдя на Неву из Ижоры, убедился в бесполезности крыльев и совсем снял их.
Защита от ветра и брызг
Высота установленного на лодке стандартного ветрового стекла недостаточна, поэтому оно плохо защищает от брызг и ветра. Установка тента при таком стекле также исключается, поскольку при этом будет невозможно наблюдение. На лодках некоторых выпусков вместо ветровых стекол из плексигласа устанавливались алюминиевые козырьки. К такому алюминиевому козырьку можно прикрепить самодельное ветровое стекло из плексигласа высотой около 500 мм, предварительно отогнув его края в горячей воде. Отверстия в алюминиевом козырьке просверливаются 5—6-миллиметровым сверлом. Установив плексиглас, просверливают одно-два отверстия (через отверстия в алюминиевом козырьке); закрепив стекло двумя болтами (лучше 6 мм), высверливают все остальные отверстия от центра к краям. После этого просверливаются отверстия в заранее заготовленной алюминиевой полосе шириной 40— 50 мм, длина которой равна длине алюминиевого козырька. Стекло крепят к козырьку и прижимают этой алюминиевой полосой.
Такое самодельное стекло защитит вас на ходу от ветра и дождя; при достаточной его высоте вполне возможна и установка тента.
Не забудьте весла
Оставлять дома весла не рекомендуется. При плавании же на озере, в заливе или по широкой реке весла должны быть на лодке непременно.
Разумеется, следует надеяться на мотор, а не на весла. Из-за значительной парусности «Казанки» движение ее на веслах против ветра или под острыми углами к нему весьма затруднено. Однако весла все равно необходимы (чтобы поставить судно перпендикулярно к волне, благодаря чему его не будет заливать при вынужденной остановке мотора; при отходе от берега, если глубины возле него невелики; при подходе к неизвестному берегу, где можно повредить подводную часть мотора; при подходе к берегу в условиях прибоя).
Как отойти от берега и подойти к нему
При отходе от берега (пристани и т. д.) следует учитывать направление ветра, течения, волны. Включать задний ход при отходе, особенно при наличии волнения, не рекомендуется: судно может захлестнуть. Перегружать кормовую часть при движении задним ходом особенно опасно. Отход от берега при отжимном ветре не представляет большой трудности. В случае прижимного ветра и малых глубин следует поднять мотор (особенно при качке) и отходить на веслах. Ставить мотор надо, отойдя на достаточное расстояние от берега; если же на борту судна имеется якорь, можно ставить и заводить мотор, бросив якорь недалеко от берега, лишь бы глубина была достаточной.
Подходить к берегу следует против ветра, течения и волны. Подходя к незнакомому берегу, изучите его характер. Если на берегу валуны, то гряда наверняка продолжается и под водой. Если берег очень пологий, остерегайтесь мелей, которые особенно далеко выдаются против пологих мысов. В случае, если на судне установлено дистанционное управление, то подойти к незнакомому берегу можно почти вплотную: стоя во весь рост, вы вовремя заметите подводные камни, опасные для судна, и сумеете отвернуть в сторону или поставить реверс в нейтральное положение.
Наиболее сложен подход к берегу при наличии прибоя. Как известно, в полосе прибоя поступательная энергия нижних слоев волны на участке малых глубин гасится, в то время как верхние слои по инерции продолжают двигаться вперед. Волна как бы спотыкается; при этом на ней возникают крутые гребни, сильно изогнутые в сторону берега. Они явственно видны с берега и плохо различимы со стороны моря, что усугубляет опасность. Поэтому, подходя к берегу во время крупной зыби, необходимо внимательно следить за полосой прибоя. Если вы уверены, что дно ровное, а гребни не очень высокие, можно подойти к берегу почти вплотную под мотором (носом к берегу), а затем, подняв мотор в лодку, «выброситься» на берег, работая веслами. Если вода не слишком холодна, лучше возле берега выпрыгнуть в воду и, подхватив лодку, вытащить ее на сушу.
Полезно иметь на борту каток, лучше всего цилиндрический мешок диаметром 20—25 и длиной 90 см, обшитый брезентом и плотно набитый пробкой или пенопластом. С концов полезно заделать петли. Такой цилиндр будет одновременно служить и катком и спасательным средством. Следите, чтобы днище не обдиралось: в образовавшиеся царапины проникает соль, разъедающая металл.
При высоких, круто загнутых гребнях прибоя, подходя к его полосе, необходимо поднять или снять мотор, развернуться носом в сторону моря, держась перпендикулярно волне, табанить веслами и двигаться к берегу кормой. При приближении прибойной волны надо налечь на весла и грести ей навстречу, удерживая судно наперерез волне. Возле самого берега следует развернуться носом и выбрасываться с попутной волной.
О моторе
Общие замечания
Подвесной мотор «Москва» при правильной его эксплуатации достаточно надежен и долговечен. Особенно важно не давать ему значительной нагрузки в течение долгого времени. Лучше всего эксплуатировать мотор на 3Д мощности, хотя при количестве пассажиров свыше 2—3 чел. скорость судна при этом значительно снижается, так как мощность «Москвы» недостаточна. Очень важно следить за целостью трубки, подающей смазку на верхний подшипник коленчатого вала. После того как карбюратор отрегулирован, колпачок его дозирующей иглы лучше снять, поскольку от вибрации мотора он отвинчивается вместе с иглой. Весьма полезно отполировать гребной винт.
Следите за тем, чтобы в двигателе не было шумов. Нельзя резко менять скорость и сбрасывать газ — в результате резкого изменения нагрузки может поломаться шпонка вала, что доставит вам массу неприятностей, если вы вовремя эту поломку не заметите.
Не ломайте пружину стартера
Если мотор не заводится после 3—5 рывков за шнур стартера — не «мучайте» его. Проверьте, есть ли горючее в карбюраторе; прочистите жиклеры; взгляните, надеты ли провода высокого напряжения на свечи и плотно ли они сидят на них; не затянута ли дозирующая игла. Если вы снимали перед этим карбюратор, посмотрите, не забыли ли вы поставить на место прокладку.
Если вы все-таки сломали пружину, беда поправима: снимите стартер и заводите двигатель шнуром, заранее приготовленным на этот случай. Если у вас нет запасной пружины к «Москве», купите пружину от «Стрелы». Отрубив лишнее от внешнего ее конца, нагрейте этот конец и загните, чтобы получилась петля, надеваемая на штырь стартера. Обязательно смажьте пружину густой смазкой (жидкая смазка попадет на прерыватели магнето).
Надрываться не обязательно
Если ваш мотор хранится рядом с местом стоянки лодки, пронести на плече 30 кг — одно удовольствие. Если же вам приходится таскать мотор издалека, не советуем «ломать свои кости». Приобретите в хозяйственном магазине легкую двухколесную тележку и прикрепите на болтах к ручкам (не слишком высоко) доску шириной 100—120 мм и толщиной 20—25 мм, к которой будет крепиться мотор. Нетрудно такую тележку сделать самому. Колеса для нее можно приспособить от трехколесного шинного велосипеда (их можно найти в детских магазинах).
Работает ли помпа
На моторах «Москва» последних выпусков вместо двух помп (для откачки воды и для охлаждения) устанавливается только одна помпа охлаждения двигателя. Заведя новый мотор, поинтересуйтесь, течет ли вода из контрольного отверстия. Если не течет — выключите мотор и проверьте (в соответствии с указаниями заводской инструкции), все ли исправно в системе подачи охлаждающей воды. Если неисправности нет, снимайте мотор с лодки. Снимите дейдвудную трубу, предварительно вывинтив винты по периферии фланца трубы и отсоединив питательный шланг. Осмотрите верхнюю крышку помпы. Увидев на ней отверстие («оставшееся» от предыдущей модели мотора и прежде соединявшее полости корпусов двух помп, а теперь совершенно излишнее, так как помпа засасывает воздух, и вода не поступает в рубашку охлаждения), снимите крышку помпы, раззенкуйте с обеих сторон это отверстие и запаяйте его. Хорошенько зачистив лишнее олово, поставьте крышку на место и присоедините дейдвудную трубу к двигателю; не забудьте при этом поставить обратно металлическую пластинку, отражающую выхлопные газы. Винты ставьте в следующем порядке: сначала два центрующих винта по диагонали один против другого, затем остальные.
Враги № 1 и 2
Самый страшный враг мотора — это леность и беспечность водителя. Другим врагом является, пожалуй, не столько износ мотора в процессе эксплуатации, сколько ржавчина и коррозия, разрушающие двигатель во время его хранения, особенно в зимний период. Вот почему, сняв с судна мотор, ни в коем случае нельзя сразу убирать его в сарай. Вода, оставшаяся в помпе охлаждения, может способствовать образованию ржавчины и даже служить причиной поломки той или иной детали при замерзании.
Влага может попасть в цилиндры через выхлопные отверстия и осесть на стенках. Невылитая топливная смесь, улетучиваясь, оставит в карбюраторе липкую слизь, засоряющую жиклеры и другие отверстия. Если мотор эксплуатировался в соленой воде, отложения солей начнут свое разрушительное действие. Поэтому-то и рекомендуют дать мотору поработать некоторое время в пресной воде. Это удалит не только солевые отложения, но и частицы песка и грязи, которые иначе засохли бы и причинили вам впоследствии немало хлопот.
Промыв мотор, установите его на кронштейн, отвинтите сливную пробку и вылейте старую смазку вместе с водой, которая проникла в привод гребного винта. Теперь промойте привод керосином. Вывернув свечи зажигания, несколько раз проверните коленчатый вал, чтобы вытекла вода из помпы, а керосин вымыл бы частицы воды и затвердевшей смазки в приводе гребного винта. Слив керосин, заполните хвостовую часть мотора свежей смазкой.
Чистой тряпкой или малярной кистью, смоченной в керосине (бензине), пройдитесь по поверхности блока двигателя. Залейте немного масла в свечные отверстия; покачайте двигатель из стороны в сторону. Потяните за шнур стартера, чтобы повернуть коленчатый вал; тогда масло смажет кольца поршней. После этого следует свечные отверстия заткнуть обыкновенными бутылочными пробками, а свечи положить в мешочек. Не забудьте промыть фильтр бензонасоса. Весной, чтобы завести мотор, вам нужно будет лишь слить лишнее масло из цилиндров и вставить свечи.
После этого нужно обтереть масляной тряпкой блок и кожух изнутри. Хранить мотор следует в сухом теплом месте, чтобы избежать конденсации влаги. Если провода высокого напряжения в плохом состоянии или поломана какая-то деталь, неисправность следует исправить сразу же (самому или сдать в мастерскую), задолго до наступления навигации.
Берегите мотор, вовремя лечите его недуги. Он сторицей отплатит вам и выручит в трудную минуту.