В 1906 г. журнал «Яхта» писал: «Первые моторные суда в России появились уже давно (около 15 лет), но... лишь в 1901 году у нас стали появляться в значительном, сравнительно, количестве бензиновые лодки». Упоминание об устройстве моторного судна в русской прессе встречаем впервые в 1899 году, когда журнал «Самокат» (№ 262) поместил небольшую заметку под названием «Керосино-моторная лодка», в которой говорится: «...механизм ее (двигатель и валопровод мотолодки — Ю. М.) так устроен, что его можно приделать к любой лодке, для чего требуется два рабочих дня. Такая лодка способна проходить от 10 до 11 килом, в час».
Количество моторных судов в России росло быстро. В известной степени характеризуют темпы количественного роста и уровень развития водно-моторного дела в нашей стране в начале XX века официальные данные, приведенные в «Очерке деятельности С.-Петербургского речного яхт-клуба за 50 лет. 1860—1910»: «Моторный спорт с каждым годом все более и более охватывал Петербургскую публику и число моторных судов в яхт-клубе заметно разрасталось. За время 1897—1900 гг. было в яхт-клубе 3—4 таких судна, а в 1901 году уже насчитывалось 10 лодок, а в 1906 г. число это уже достигло 19. Начиная же с 1907 г. количество это стало еще больше увеличиваться и к концу навигации достигло 29». По списку судов на 1909 г. в яхт-клубе было 43 моторных лодки. Далее в отчете отмечается: «Для моторных лодок теперь пришлось устроить отдельную гавань, так как прежняя, нижняя гавань, не могла уже вмещать все моторные суда».
Первый русский «бензиновый» катер был построен в 1900 г. на верфи фабрики «Старлей» в Петербурге, которая находилась на Полюстровской набережной Невы. Конструктором корпуса первого в России катера с бензиновым двигателем был Павел Николаевич Беляев. Известный русский специалист по «моторным средствам транспорта» Петр Александрович Орловский принял участие в испытаниях катера и подробно описал его устройство на страницах журнала «Самокат» (1900 г., № 338).
«Катер стоял уже на берегу... Винт казался весьма малым, сравнительно с тем, что мы привыкли видеть на паровых катерах; но не следует забывать, что винт вращается здесь гораздо быстрее и может делать до 1000 оборотов в минуту... Странен с непривычки вид катера, без трубы и без машины, которая и теперь почти не видна, а потом будет закрыта совершенно...
Катер имеет длину 21 фут. (6,4 м — Ю. М.), может легко вмещать 10 человек; ввиду большого водоизмещения требует некоторого балласта, так как вся машина, хотя дает 3 силы, весит с передачами, уменьшающими вдвое скорость винта, и с винтом всего 6 пудов (96 кг — Ю. М.). Скорость хода достигает до 12 в. в час (около 13 км/час — Ю. М.)... Лопасти винта повертываются на ходу, что делает перевод с переднего на задний ход совершенно незаметным для сидящих; все делает один рычаг... Он же ставит лопасти в такое положение, где они не дают никакой полезной работы и катер работает на месте. Фабрика «Старлей» предполагает заняться постройкой катеров и большего размера, пока же построено 6 таких, как описано, из которых 3 уже записаны на заказчиков... Следует указать... на то, что, кроме самого двигателя, выписываемого из Франции, все остальное — корпус, повертывающийся винт, вал, передачи и установка делаются в России самой фабрикой». Описываемый катер можно видеть на фотографии из журнала «Спорт» (1901 г., № 9).
В приведенной выше статье впервые в русской печати употреблено слово КАТЕР применительно к моторным судам. Примечательно, что на первом отечественном катере был установлен винт регулируемого шага (BPLLI).
Наряду с П. Н. Беляевым, большие заслуги в проектировании первых отечественных моторных катеров имеет Владимир Николаевич Пылков. Журнал «Яхта» даже считает, что «В. Н. Пылков первый русский спортсмен, начавший самостоятельно конструировать у нас суда с моторами. Им, между прочим, спроектированы бензиновые лодки члена Спб. Парусного клуба А. Л. Золотова «Степа» и «Потеха» (1906 г., № 1). Далее этот журнал пишет: «Одной из первых таких (моторных — Ю. М.) лодок был построенный А. Л. Золотовым по чертежам конструктора-любителя В. Н. Пылкова катер под названием «Степа» с бензиновым двигателем американской комп. «Western». Двигатель его двухтактный, очень исправно работающий еще и до сих пор (в продолжение 5 лет), дал возможность судну развить ход 6 узлов... Почти одновременно с описанным был построен катер г-на Беляева, размерами, а также и формами подходящий к только что описанному...». Нам удалось установить, что первым нужно считать все же катер, построенный по чертежам П. Н. Беляева годом ранее; впрочем, об этом говорит и статья в «Яхте», из которой можно заключить, что катер A. Л. Золотова построен в 1901 г. Из приведенных рисунков можно представить себе устройство и внешний вид первых русских моторных катеров постройки А. Л. Золотова по проектам B. Н. Пылкова. Эти катера развивали скорость до 10 узлов.
Вскоре после первого моторного катера был построен и первый в России бензиновый двигатель. Журнал «Самокат» (1904 г., № 547) подробно описывает устройство этого двигателя и лодки, на которой он был установлен. В статье под названием «Моторные лодки завода Аки,. О-ва «Г. А. Лесснер» было напечатано следующее:
«Мотор бензиновый четырехтактный двухцилиндровый в 6 л. сил сделан на заводе «Г. А. Лесснер»... Это первый случай выработки в России целиком всех частей бензинового мотора... Завод изготовляет в настоящее время также двигатели в 12, 16, 25, 30 и 50 л. с., все 4 цилиндровые... Из особенностей моторов «Лесснер» следует указать на возможность работы бензином и спиртом по желанию... Другая отличительная особенность больших моделей моторов «Лесснер» — это двойное зажигание: магнитоэлектрическое (вращательное) и второе аккумуляторное, с особенно сильной искрой; приспособление это важно для облегчения пуска мотора в ход... Лодка имеет, как сказано выше, двигатель в 6 л. сил, двигатель этот поставлен почти посредине лодки, немного ближе к корме, и совершенно закрыт металлическим ящиком, так что брызги, могущие попадать в лодку, не оказывают никакого влияния на правильность работы мотора; лодка имеет 29 фут. (8,84 м— Ю. М.) длины и в ней вполне легко могут поместиться 12—15 человек... Быстрота хода лодки... довольно значительная — до 12 верст» (около 13 км/час — Ю. М.) Первый русский глиссер был построен фабрикой Лебедева в Петербурге. Приводим фотографию этого судна.
Открытие широко известных теперь тетраэдровидных обводов водоизмещающих быстроходных судов, т. е. обводов в виде двойного клина, связано с именем известного русского инженера-судостроителя Павла Дмитриевича Кузьминского. Б серьезном русском техническом журнале «Всемирное техническое обозрение» была напечатана (в связи с кончиной П. Д. Кузьминского) статья следующего содержания (1900 г., май, № 8):
«Тетраэдровидные суда П. Д. Кузьминского, Рина и другие. Одним из главных изобретений П. Д. Кузьминского... были тетраэдровидные суда... Была напечатана в № 1 «Морского сборника» за 1876 г. статья П. Д. Кузьминского «Вопрос о наивыгоднейшем месте движителя на корабле». Естественным последствием этого вопроса явился вопрос о наивыгоднейшем виде подводной поверхности корабля. Кузьминский начал заниматься разрешением этого вопроса и результатом этих занятий было нахождение целого ряда тетраэдровидных поверхностей... Была построена в 1881 г. стальная тетраэдровидная шлюпка... Сведения об этой шлюпке имеются в № 118 «Кронштадтского вестника» от 16 окт. 1881 г. и в № 1 за 1885 г. «Записок Императорского русского технического общества», где напечатан его доклад «Из области механики корабля». В журнале показано, что П. Д. Кузьминский опередил в этой области известного немецкого судостроителя проф. Рина. Открытие тетраэдровидных обводов привело к появлению так называемых «бездейдвудных корпусов». Журнал «Автомобиль» (1905 г., № 18) так писал об этом открытии: «...Мы не можем не отметить, что П. Н. (Павел Николаевич Беляев, известный как конструктор первого русского катера с бензиновым двигателем — Ю. М.) предложил раньше, чем кто-либо... постройку так называемых «бездейдвудных» корпусов, которые теперь приняты, как наиболее целесообразные для мотолодок».