Особое мнение в летописи морских тайн занимают загадочные истории блуждающих кораблей-призраков, бороздящих моря без экипажа на борту. Пожалуй, больше всего старых и новых легенд связано с «Летучим Голландцем».
Нельзя сказать, что это одно из самых старых морских преданий, так как корни его восходят «всего лишь» к эпохе великих географических открытий (XV век), а в нынешнем виде оно появилось, очевидно, немногим более 300 лет назад. Легенда о «Летучем Голландце» — не просто наивная сказка. Это очень интересно поставленный вопрос о преступлении и наказании: за какие-то ужасные злодеяния капитан обречен на вечное скитание по морям и океанам на своем корабле, команды которого уже давным-давно нет в живых, и встреча с его кораблем предвещает другим морякам несчастья и гибель.
Много написано о «Летучем Голландце», и естественно, что в разные времена разные люди по-разному истолковывали эту легенду. Когда же и где появился именно первый ее вариант — установить, очевидно, невозможно.
Одни «источники» утверждают, что на шхуне было совершено столь невероятное и жестокое убийство, что после этого команда, опасаясь законной кары, боялась заходить в порты. Другие говорят, что виновата страшная эпидемия какой-то болезни, вспыхнувшая на «голландце» (т. е. каком-то голландском судне), и, опасаясь заражения, люди не хотели дать пристанище этому судну. Третьи считают, что дело не в команде, а в самом капитане, причем история донесла до нас несколько конкретных имен.
По одной из версий (с явным религиозно-назидательным уклоном) все произошло по вине капитана шхуны голландца Корнелия ван дер Декена. Во время сильного шторма он в течение многих дней пытался на своей шхуне обогнуть мыс Доброй Надежды Ураганной силы ветер неистовствовал, сбивая корабль с курса. И вот, выйдя из себя в этой упорной борьбе со стихией, разгневанный голландец воздел руки и разразился проклятиями: «Черт меня побери, если я не обогну этот проклятый мыс, хотя бы для этого мне пришлось плыть вплоть до судного дня!» В этот момент грянул гром; вероятно, небесные силы услышали богохульственную клятву. С тех пор «Летучий Голландец» и кружит по океанам, стремясь доплыть к неизвестной цели, и будет так блуждать до тех пор, пока трубы не возвестят наступление судного дня.
Некоторые «очевидцы» утверждали, что иногда с этого корабля приветствовали встретившиеся на пути парусники, а его капитан любезно приглашал их офицеров на борт своего судна. Однако те не спешили принять это приглашение, не имея никакого желания вступать на палубу шхуны-привидения. Но, якобы, находились и смельчаки. Увидя «Голлвндца», они первыми его приветствовали и даже приглашали капитана ван дер Декена к себе. Больше того, рассказывают, что известны случаи, когда капитан «Голландца» принимал такие приглашения. Вот, например, одна из таких историй.
Капитан брига, идущего из Америки в Европу, встретив «Голландца», не потерял присутствия духа, приветствовал его, салютуя флагом, и пригласил шкипера к себе в гости. В тот же момент шхуна развернулась — разумеется, никаких матросов на палубе не было! — и приблизилась к бригу. Громовым голосом голландец поблагодарил за приглашение. Со шхуны сама собой опустилась на воду небольшая шлюпка, и минутой позже Корнелий ван дер Декен уже поднимался по шторм-трапу брига. Одет он был весьма элегантно и вел себя вполне изысканно, как подобает настоящему морскому волку. Когда же визит подходил к концу, он вынул из кармана пачку писем и попросил передать их на берег в ближайшем порту... Шхуна, подхваченная ветром, мгновенно скрылась в тумане, причем не слышно было ни слов команды, ни скрежета якорных цепей, ни скрипа мачт. Все маневры шхуны были проделаны без какого-либо участия людей. Холодный озноб охватил свидетелей этого необычайного зрелища. Капитан брига молча направился в свою каюту. Конечно же, он сделал то, чего никак не следовало делать: из любопытства он распечатал письма, чтобы, наконец, выяснить, кем был «Летучий Голландец»... И начались несчастья одно другого страшнее. Все продовольствие превратилось в фасоль, вино и ром — в уксус. Неожиданно начался шторм. Капитан, судя по всему, сошел с ума и пытался повеситься. Неизвестно, что бы еще произошло, если бы старший офицер вовремя не догадался уничтожить письма...
Кстати, иногда называют и другие имена капитанов (неизменно голландцев), например — ван Страттена или Фокка. О последнем «известно», что он заключил союз с дьяволом, который, со своей стороны, обязался помочь капитану добраться до Восточной Индии...
Недавно бельгийский морской журнал «Сюр л'О» упомянул, что обнаружены архивные документы о прообразе «Летучего Голландца», известном в период расцвета парусного флота. Им был жестокий морской разбойник, корсар второй половины XV!!! века голландец Николаас Яарри на корабле «Флиссин-гер». Конечно же, у этого пирата не было ничего общего с возвышенным образом вагнеровского скитальца морей! Уместно, кстати, напомнить, что народная легенда о моряке-скитальце, издавна привлекавшая внимание многих писателей и поэтов (В. Скотт, Г. Гейне, В. Гауфф, Ф. Марриет и др.), послужила основой для создания известной оперы Вагнера.
Если отбросить мистически окрашенные рассказы суеверных моряков прошлого о встречах с «живым» голландцем, о его умении навлекать бурю и несчастья, ром превращать в уксус, а мясо в фасоль, о его способности единолично управлять многомачтовым судном и кое-какие иные явные преувеличения, то останутся реальные и вполне объяснимые факты.
На вопрос, существуют ли корабли без команд, приходится ответить утвердительно. Да, существуют. И это не призраки. Их и сейчас еще можно встретить, а совсем недавно количество их исчислялось сотнями единиц. Морскими бродягами, встречи с которыми и породили десятки фантастических историй, были полузатопленные дрейфующие суда, чаще всего разбитые деревянные парусники, или даже просто большие деревья, вынесенные в море течением и ветром (их и сейчас часто принимают за суда-призраки, именно о них и сейчас разбиваются небольшие суда).
Вот цифры из официальных отчетов. Только за два года — с 1891 по 1893 — капитаны морских судов имели 1628 встреч с дрейфующими полузатопленными кораблями. За 1912 год число зарегистрированных случаев встреч с дрейфующими кораблями превысило цифру 200. За один только 1932 год спасательная служба Береговой охраны США выловила или уничтожила 267 дрейфующих обломков полузатопленных кораблей, каждый из которых вполне мог сойти за корабль-призрак, особенно в тумане или во время шторма.
Трагические аварии из-за столкновений с такими «призраками» были особенно часты до начала эпохи железного и парового флота. Кораблекрушения по этой причине исчислялись сотнями.
Как появились корабли-призраки,— можно судить по случаю с американской шхуной «В. Л. Уайт». В 18В8 г. команда этого судна, спасаясь после аварии, бросила тонущий корабль на произвол судьбы. Факт гибели «В. Л. Уайта» в заливе Делавэр подтвердили капитан и все члены экипажа. Однако вскоре после этого в Английский Ллойд, где шхуна была зарегистрирована как погибшая, стали пост)£-пать сообщения о встречах с нею. За короткий срок ее видели в различных частях океана 50 раз. Через несколько лет, во время большого шторма, шхуна «В. Л. Уайт» была выброшена волнами на берег небольшого острова к западу от Шотландии...
Интересно, что многие суда, покинутые командой, плавали по воле ветров и течений долгие месяцы и годы. Даже если предположить, что они двигались только по прямой линии, то и в этом случае им пришлось проделать в океане тысячи миль.
Парусник «Фанни Э. Уолсон» потерпел крушение и был оставлен экипажем невдалеке от Флориды. Спустя год его видели у Азорских островов. Еще через некоторое время, двигаясь против господствующих в этих районах ветров и Гольфстрима, судно вновь вернулось почти на то же место, где произошло крушение. Его обнаружили невдалеке от мыса Гаттерас, после чего оно поплыло к берегам Новой Земли. В последний раз его видели уже тонущим в океане...
Другой парусник был брошен командой невдалеке от канадских берегов. В полузатопленном состоянии он совершил «рейс» в Ирландию, затем вернулся к берегам Канады, а отсюда пошел к Гебридским островам. Позднее его встретили в море, к северу от Шотландии. Блуждая по океанам в течение 10 месяцев, судно «самостоятельно» наплавало не менее 6800 миль, превзойдя в этом отношении необычайный рекорд другого парусника «Уайр Г. Сэрджент», который был брошен командой у мыса Гаттерас и за 1В месяцев бродяжничества прошел «всего» 6000 миль. Этот парусник является, пожалуй, единственным в истории мореплавания судном, которое без команды прошло через Гибралтарский пролив.
Совершенно необычайно плавание немецкого парусного судна «Траве», точнее говоря, не судна, а двух его половин (при столкновении «Траве» был разрезан пополам). Носовая часть «взяла курс» на север, направившись к крайней северо-восточной части США; кормовая же оконечность направилась на юг, и в последний раз ее видели у берегов штата Южная Каролина.
В свое время много говорили об аварии судна «Далгонар». После крушения оно легло на борт (очень долгой и полной драматических ситуаций была операция по спасанию экипажа) и в таком полуопрокинутом состоянии прошло по Тихому океану в общей сложности более 500 миль.
Таких фактов известно множество. И именно в них истоки многих морских легенд, в том числе рассказов о «Летучем Голландце», о невероятных испытаниях, которые выпали на долю тех, кто встретился с дрейфующим кораблем-призраком.