Пожалуй, нет человека, который оставался бы равнодушным к судьбам моряков, терпящих бедствие в море. Вряд ли найдутся люди, которых не интересуют загадочные морские истории. «Корабли-призраки», «Суда, пропавшие без вести», «Повествование о «Летучем Голландце» — такие заголовки и в наше время можно увидеть на страницах газет и журналов.
Одной из загадок моря остается судьба бригантины «Мэри Селист», на протяжении целого столетия приковывающая к себе внимание морских писателей и историков.
4 ноября 1872 г. отчаянно дымящий паровой буксир вывел из Нью-Йоркского порта два парусных судна: «Мэри Селист» и «Виктория. Первое из них — 30-метровая двухпалубная бригантина (по американской терминологии — полубриг) регистровой вместимостью 282 т — направлялось в Геную, куда должно было доставить груз — 1700 бочек со спиртом. За 11 лет, прошедших со дня спуска «Мэри Селист» на воду, она совершила уже не один рейс через океан. Капитаном и совладельцем бригантины был опытный моряк Бенджамин Бриггз, имевший за плечами немалый опыт подобных плаваний.
Выйдя из порта, бригантина поставила все паруса (прямые на фок-мачте, косые на грот-мачте) и вскоре исчезла за горизонтом...
4 декабря 1872 г. бригантина «Дей Грэйша» пересекала Атлантический океан, направляясь из Нью-Йорка в Гибралтар. Судно находилось на широте ЗВ° 20'N и долготе 17° 37'W, когда вахтенный заметил парус: сначала едва видимое на горизонте пятно, затем — лежащая в дрейфе на правом галсе, но с кливером на левой стороне бригантина, беспорядочно меняющая курс при каждом порыве ветра.
Капитан Дэйвид Морхауз решил выяснить причину странного поведения судна. Подойдя поближе, Морхауз обрадовался: он узнал хорошо знакомую бригантину, которой командовал его старый друг Бенджамин Бриггз. Перед ним была «Мэри Селист». Но радость тут же сменилась тревогой...
Уже хорошо просматривалась вся «Мэри Селист»: Морхауз ясно видел, что у штурвала нет рулевого. Это объясняло беспорядочное лавирование судна. На палубе бригантины вообще никого не было видно. Отсутствие людей неприятно настораживало. Морхауз приказал своему старшему офицеру Диво спустить шлюпку и с двумя матросами отправиться на бригантину.
Тем временем на рее «Дей Грэйша» подняли флаг, означающий по своду морских сигналов «Кто вы такие?» Ответа не последовало.
— Нужна ли вам помощь? — крикнул Морхауз в рупор. И снова в ответ ничего, кроме шума океана.
Танцуя на волнах, шлюпка с «Дей Грэйша» приближалась к бригантине. На леере, натянутом поперек палубы, сушилось белье.
«Должны же быть люди на этом проклятом судне, — подумал Диво.— Однако, где они спрятались и почему?» Диво и матрос по вант-путенсам взобрались на палубу и начали звать людей. Однако их голоса, усиленные эхом, оставались без ответа. Тщательный осмотр показал, что на «Мэри Селист» нет ни души!
В трюме примерно на метр стояла вода, но помпы были в исправности. На палубе лежала сорванная крышка грузового люка. Нактоуз был сдвинут с места, компас разбит. В твиндеке также оказалось много воды, а помещения носовой рубки были залиты до комингсов.
Бросалось в глаза отсутствие шлюпок. Мачты и рангоут были в порядке. Отсутствовали фок и верхний фор-марсель, очевидно сорванные ветром. Нижний фор-марсель висел на углах. Спущенный грот-стаксель лежал на крыше носовой рубки. На своих местах стояли только кливер и фор-стаксель. Остальные паруса были убраны.
Внимание Диво привлекло следующее необычное обстоятельство: все 6 окон кормовой рубки были закрыты брезентом и досками. В каютах рубки, крыша которой на 60 см возвышалась над палубой, все вещи были мокрыми, как будто все помещения незадолго до этого сплошь залила вода. Светлый люк был открыт. В каюте штурмана на столе лежал вахтенный журнал. Последняя запись, сделанная 24 ноября, указывала, что в этот день судно находилось на широте 36° 56'N и долготе 27° 27'W, примерно в 110 милях от Азорских островов.
Диво продолжал осмотр. В каюте капитана стоял рояль розового дерева. Диво нашел немного денег и драгоценностей, а также старинную шпагу. Все судовые документы, кроме вахтенного журнала, отсутствовали. Диво не нашел также секстана, хронометра и навигационных книг.
В носовом кубрике — те же следы внезапного необъяснимого бегства команды с судна. На полу, наполовину в воде, матросские сундуки, на стенках развешана верхняя одежда; оставлены даже трубки, чего не сделает ни один уважающий себя моряк. В камбузе воды было еще больше, чем в кубрике. Готовой пищи на бригантине Диво не нашел, но обнаружил солидные запасы провизии и пресной воды месяцев на 6 плавания.
Напрашивался вывод, что люди поспешно в шлюпках оставили судно. Почему? Диво не нашел ни значительной течи, ни других признаков опасности, хоть в какой-то мере объясняющих, почему неповрежденная, в хорошем состоянии бригантина могла быть внезапно брошена командой.
Недоумевающий Диво вернулся на «Дей Грэйша». Выслушав своего старшего офицера, Морхауз сообразил, что, согласно морскому праву, плавающее без команды судно считается погибшим. Следовательно, можно рассчитывать на премию за спасение бригантины.
Морхауз приказал взять «Мэри Селист» на буксир и 13 декабря 1872 г. привел судно в Гибралтар.
Оба парусника были поставлены борт о борт на якоря, а Морхауз немедленно представил властям рапорт, в котором излагалась описанная выше история. В заключение он требовал выплаты премии за спасение «Мэри Селист».
Прокурор Солли Флад, который принял на себя ведение этого дела, распорядился провести следствие. Запрошенные из Нью-Йорка данные ни в коей мере не объясняли загадочных обстоятельств исчезновения экипажа.
Так же ничего не дал следствию и тщательный осмотр судна. Было лишь установлено, что бригантина находится в хорошем состоянии. Течи в обшивке не было. Этот факт исключал предположение, что команда покинула судно, опасаясь затопления его во время шторма.
Еще в начале расследования прокурор Солли Флад пришел к убеждению, что на «Мэри Селист» произошел бунт экипажа. На обнаруженной в каюте капитана шпаге имелись бурые пятна. Такими же пятнами была покрыта в некоторых местах и палуба. «Это кровь», — заявил прокурор. Однако анализ показал, что это обыкновенная ржавчина или разлившееся вино. «В носовой части обнаружен погнутый фальшборт», — сообщил один из экспертов, участвовавших в расследовании. «Это результат обычного воздействия штормовой погоды», — заключил инспектор по мореплаванию, осмотрев поврежденные места.
Солли Флад стоял, однако, на своем. Следствие не продвигалось ни на шаг.
Морхауз настойчиво требовал вознаграждения. Наконец, 26 марта 1873 г. суд постановил выдать ему премию в размере ⅕ стоимости бригантины, т. е. 1700 фунтов стерлингов.
«Мэри Селист» была отдана судовладельцу и продолжала плавать, хотя все время возникали трудности с набором команды. Дурная слава прочно закрепилась за судном, и моряки неохотно шли на него. Казалось, какой-то рок преследует несчастный парусник. В 1885 г. «Мэри Селист»^ погибла при весьма странных обстоятельствах. При отличной погоде бригантина наскочила на отмеченный на всех картах риф Рошель около Гаити и затонула. Катастрофа выглядела настолько необычной, что капитана обвинили в умышленном совершении аварии с целью получения страховки. Однако незадолго до начала судебного процесса он умер.
Гибель «Мэри Селист» не успокоила общественность. Наоборот, необычайные и разноречивые сведения об обстоятельствах катастрофы парусника послужили источником самых невероятных гипотез, каждая из которых по-своему объясняла исчезновение экипажа.
Еще в 1873 г. испанские рыбаки наткнулись на плот, на котором обнаружили разложившиеся трупы людей. Предполагали, что на плоту находились моряки из команды «Мэри Селист», однако никаких доказательств получить не удалось. Во всяком случае и этот факт не раскрыл тайну бригантины.
Журналисты, писатели, полицейские, специалисты в области мореплавания пытались разобраться в обстоятельствах происшедшего. Но никто из них так и не смог найти сколько-нибудь удовлетворительного ответа.
История «Мэри Селист» привлекла внимание английского писателя Конан-Дойля. Создатель Шерлока Холмса предложил свою версию: на судно напали дикари!
«...Едва я поставил ногу на шканцы, как на меня набросились сзади, повалили на спину и заткнули рот платком. Я боролся, как мог, но веревка быстро и крепко обмоталась вокруг моего тела, и я почувствовал, как меня привязывают к лодке. Я не мог защищаться, а во избежание каких-либо попыток сопротивления мне приставили нож к горлу. Ночь была так темна, что я не мог рассмотреть, кто же напал на меня...»
«...Обессиленный, лишенный возможности говорить, с веревками, врезавшимися в тело, и убитым человеком у ног, я ожидал следующего акта трагедии».
«...в тишине ночи я услышал глухой стон, затем несколько всплесков. Это все, что я знаю о судьбе моих товарищей. Почти немедленно вслед за этим большая лодка последовала за нами, и покинутое судно было оставлено качающимся на волнах. Виден был только мрачный, похожий на привидение корпус корабля. Дикари ничего не взяли с судна. Дьявольское дело свершилось так быстро и хладнокровно, как будто было религиозным обрядом».
Артур Конан-Дойль. «Рассказ Джозефа Аввакума Джеф-сона».
В талантливом изложении писателя вся история звучала столь убедительно, что читающая публика приняла художественный вымысел за правду. Некоторые газеты вышли с шапками: «Тайна «Мэри Селист» раскрыта!».
Были и другие объяснения.
— Команда заметила приближающийся гигантский смерч и в панике покинула судно на шлюпке. Смерч настиг бригантину, сорвал люковые крышки, порвал паруса и залил ее водой. Шлюпка была опрокинута. Команда судна погибла.
— На судне вспыхнула эпидемия чумы. Часть команды поспешно покинула судно на шлюпке, которая потом погибла. Оставшиеся на борту открыли трюм, добрались до спирта, перепились и упали за борт.
— Между владельцем «Мэри Селист» и командой «Дей Грэйша» была совершена грязная сделка. Выйдя на два дня позже из Нью-Йорка, Морхауз догнал «Мэри Селист» в океане и послал на шлюпке Диво с матросами. Они убили команду бригантины и бросили трупы в море.
— «Мэри Селист» была атакована и захвачена пиратами, которые, увидев приближающуюся бригантину «Дей Грэйша», обратились в бегство, захватив с собой команду.
Некоторые версии были совершенно фантастическими.
— Морское чудовище каким-то образом уничтожило всех, находившихся на борту.
— Сумасшедший повар отравил всю команду, после чего бросился в море.
— «Мэри Селист» пристала к вулканическому острову, неожиданно всплывшему из глубин океана. Люди высадились на этот новый клочок земли. Повторный толчок или извержение подводного вулкана заставили остров снова исчезнуть под водой. Люди погибли, а отданная на волю ветров бригантина носилась по океану.
Согласно одной из самых распространенных версий, детально разработанной американским морским страховым агентом Чарлзом Феем, причиной оставления «Мэри Селист» командой явился взрыв паров спирта в носовом трюме. Взрывом были сорваны люковые крышки трюма (это подтверждается экспертизой в материалах следствия). Опасаясь последующих взрывов, люди поспешно спустили шлюпку и отплыли от судна, которое каждую секунду могло превратиться в огромный факел. Взрывов больше не было, но внезапно налетевший ветер погнал бригантину прочь, лишив людей возможности вернуться на судно. Шлюпка затерялась в море и погибла.
Писатель-маринист Лоренс Китинг опубликовал в 40-х годах книгу «Великая мистификация», в которой дает свое объяснение, по его словам «единственно достоверное».
— Капитан Бриггз никак не мог подобрать хорошую команду для очередного рейса. Приближался час отплытия, но судно все еще не было укомплектовано. Из тех, кого удалось набрать, настоящими матросами оказалось только несколько. Остальные — случайные люди, которым по тем или иным причинам хотелось как можно скорее покинуть Нью-Йорк. Кое-кто был доставлен на борт мертвецки пьяным, подписав в невменяемом состоянии контракт; закабаляющий его на все время долгого рейса через океан. Требовалось еще, как минимум, три моряка.
О своих заботах Бриггз рассказал одному из знакомых капитанов, который также готовился к отплытию, но собирался выйти в море только на следующий день. Он согласился одолжить Бриггзу трех человек, при условии, что они возвратятся обратно к нему, когда суда пройдут наиболее трудную часть пути. Условились, что встреча произойдет в океане в районе Азорских островов.
Фамилия этого капитана будет для нас полной неожиданностью. Это Морхауз — капитан бригантины «Дей Грэй-ша». Тот самый Морхауз, который отыскал в море «Мэри Селист».
Вскоре после отплытия на судне Бриггза начались конфликты. Некоторые члены команды, впервые попавшие в море, требовали повернуть бригантину обратно, кидаясь на всех с кулаками, пытались добраться до бочек со спиртом в трюме. Кроме того, старшему помощнику Хулоку — своенравному человеку по прозвищу «бык из Балти-моры» — пришлись не по вкусу ежедневные концерты жены капитана, которая постоянно распевала псалмы, аккомпанируя себе на рояле. Между Ху-локом и капитанской четой начались бурные ссоры. «Бык из Балтиморы» клялся при первой же возможности вышвырнуть рояль за борт. В подобной обстановке проходило все плавание.
24 ноября судно находилось примерно в 100 милях от Азорских островов. Море было спокойно. Госпожа Бриггз начала свой обычный концерт. Люди, за исключением вахтенных, отдыхали. Внезапно все оказались на ногах! Неожиданный шквал вызвал исполинскую волну, которая обрушилась на судно и положила бригантину на левый§орт. Рулевой выпустил из рук-'Пггурвальное колесо и покатился "по палубе. «Мэри Селист» получила опасный крен. В этот момент раздался пронзительный, душераздирающий крик. Бриггз, бледный, вышел из каюты, призывая к себе Ху-лока. Помощник, однако, бросился к штурвалу, чтобы заменить рулевого. Ему удалось выровнять судно.
Хулок обошел судно, чтобы определить полученные бригантиной повреждения. Пар заполнил помещение камбуза, а кастрюли с пищей свалились на пол. Ничего серьезного. А вот в каюте капитана... Стремительный крен судна сорвал с креплений рояль, который своей тяжестью придавил госпожу Бриггз. Она лежала на полу без сознания. На следующий день она умерла.
Смерть жены потрясла Бриггза. Попеременно он проклинал то рояль, то Хулока, которого подозревал в злом умысле, то матроса, стоявшего во время шквала на руле. «Засуньте его в мешок — приказал он Хулоку — и выбросьте в море».
— «Рулевой не виноват» — спокойно отрезал Хулок.
— «Кто же виноват?»
— «Рояль — его надо уничтожить!»
По приказу Хулока команда выволокла из каюты инструмент и, разломав его, с хохотом и возгласами выбросила за борт. Бриггз потрясал кулаками, грозил сжечь бригантину.
Вечером на «Мэри Селист» не было уже ни порядка, ни дисциплины. Матросы вытащили ящики с ромом и принялись пьянствовать. «Зови капитана — поручил Хулок одному из матросов, — мы нашли верное лекарство от всех огорчений». Однако матрос возвратился с сообщением, что капитана нет в каюте. Услышав это, Хулок сорвался с места и закричал: «Вставайте! — Мы должны его разыскать, иначе он подожжет судно!»
Начались поиски. Капитана нигде не было. Решили, что он, совершенно обезумев, бросился в море.
Через несколько дней беспробудного пьянства в драке был убит матрос. Убийство подействовало на Хулока отрезвляюще. «Слушайте — обратился Хулок к команде, — я уже по горло сыт этим дьявольским судном. Оставим его. Перед нами Азорские острова. Сейчас подходящий момент. Три смерти произошли не по нашей вине, однако полиция сможет причинить нам немало хлопот».
— «Отправляемся с тобой» — заявили некоторые. Трое матросов с «Дей Грэйша» решили остаться. Повар — человек спокойный, опасающийся всяких авантюр, также решил остаться на судне и ожидать подхода «Дей Грэйша».
Через четверть часа шлюпка отвалила от парусника.
В течение нескольких дней «Мэри Селист» кружилась в районе Азорских островов. Ожидание было томительным. Временами моряки теряли надежду и жалели, что не оставили судно вместе с Хулоком. Наконец, они увидели приближающуюся на всех парусах «Дей Грэйша».
Морхауз, капитан «Дей Грэйша» быстро сообразил, что из подобной ситуации можно извлечь немалую выгоду.
Вызвав на свой парусник четверых моряков с «Мэри Селист», Морхауз втолковал им, что после происшедших на бригантине трагических событий самое выгодное для них — молчать обо всем. Он представит рапорт, где укажет, что застал «Мэри Селист», покинутую экипажем, и получит право на премию за спасение. Часть премии была обещана команде. Так Морхауз сделал матросов соучастниками своей авантюры и оградил себя от возможного доноса и разоблачения.
Утверждая, что его версия является единственно правильной, Китинг ссылается на показания повара «Мэри Селист» Пембертона, которого он якобы разыскал в Англии 84-летним стариком. Но за прошедшие 100 . лет в разных уголках мира то и дело появлялись новые «матросы» и «офицеры» с «Мэри Селист». Подобные мистификаторы насчитывались десятками. Вполне возможно, что к их числу принадлежит и Пембертон, тем более, что некоторые приведенные им данные резко расходятся со сведениями из официальных английских и американских источников.
Например, эти источники утверждают, что бригантина вышла из Нью-Йоркского порта с отлично подготовленной командой. В документах, относящихся к проведенному английской прокуратурой расследованию, приведены имена и фамилии всех членов экипажа, где фамилия Пембертон не значится вообще, а о матросах говорится, что все они были образцовыми и исполнительными моряками. Ни одна из их фамилий не встречается в списке команды, приводимом Китингом.
Старший помощник Ричардсон (у Китинга — Хулок, свирепый «бык из Балтиморы») описывается как степенный, богобоязненный человек, никогда не повышавший голоса.
Китинг вообще не упоминает о том, что на борту находилась двухлетняя дочь капитана, в то время, как все остальные источники утверждают, что Бриггзы взяли ее в это плавание. То же самое говорят и живущие в Америке потомки семьи Бриггзов. Кстати, по их утверждению, злополучный рояль был доставлен Морхаузом на «Мэри Селист» в Гибралтар и затем переслан Бриггзам в Америку.
У Китинга много и других несоответствий, заставляющих отнестись к его книге как к очередной попытке «объяснить необъяснимое».
Казалось бы, эта и другие «тайны моря» — истории, типичные для далекого прошлого. Однако и в наши дни исчезают в море и суда, и люди. Рубрика «Суда, пропавшие без вести» в ежегодных сводках английского классификационного общества Регистра Ллойда ни разу не оставалась пустой. В 1927 г. на морях и океанах пропало без вести 32 судна; в 1928 г. — 28; в 1953 — 15; в 1954 г. — 13. В очередной 15-й по счету «Красной книге Ллойда», куда заносятся пропавшие без вести суда, число их уже перевалило за 100, а ведь начата эта книга только каких-нибудь 12 лет назад.
В 1955 г. в южной части Тихого океана было обнаружено полузатопленное судно «Джайта». 25 человек, находившихся на борту этого судна, исчезли, хотя все спасательные средства остались нетронутыми. «Джайту» называют новой «Мэри Селист». Как и в случае с бригантиной, выдвигается множество версий, объясняющих таинственное исчезновение людей с борта «Джайты». Возможно, и эта история так и останется неразгаданной.