Собираемся строить парусник по проекту бригантины «Старина», опубликованному в «КиЯ» №44. К огромному сожалению, не удалось достать бакелизированной и авиафанеры. Можно ли изготовить обшивку и переборки из обыкновенной строительной фанеры толщиной 10—6 мм? И еще один вопрос: какого веса должны быть якоря на таком судне?
В принципе замена специальных сортов фанеры на строительную возможна, но следует учитывать, что срок службы наружной обшивки будет существенно меньше. Желательно применить строительную фанеру марки ФСФ или ФК, для склеивания которых применены влагостойкие сорта клеев. Но и в этом случае главной заботой строителя должно быть предупреждение проникновения воды к внутренним слоям фанеры. Особенно тщательно необходимо подгонять стыковые соединения, защищать торцы фанеры штапиками. буртиками, накладками на водостойком клею. Пазы и стыки перед оклейкой стеклотканью необходимо прошпаклевать эпоксидным компаундом и оклеить полосами тонкой стеклоткани. Лучше, если корпус будет оклеен двумя-тремя слоями, так как через один слой стеклопластика вода может проникать к поверхности фанеры. Воздушные пузыри и непроклеи в защитном слое недопустимы.
Хорошо всю поверхность обшивки перед оклейкой покрыть жидким связующим таким образом, чтобы пропитался наружный слой (рубашка) фанеры. Для обшивки корпуса лучше применить фанеру толщиной 10 мм и более.
Элементы якорного устройства для яхт подбирают в зависимости от их размерений, площади надводного силуэта и объема надстроек. В качестве критерия используется величина
где L — полусумма наибольшей длины корпуса и длины по ватерлинии; В — наибольшая ширина корпуса; Н — высота борта от шпунта до кромки палубы на миделе; V — объем надстройки или рубки, м3.
Для «Старины»
По правилам Германского Ллойда, например, для яхты с такой характеристикой достаточно иметь один якорь адмиралтейского типа весом 15 кг. В качестве якорного каната может быть использована стальная цепь калибром 6 мм (диаметр проволоки, из которой изготавливается звено цепи) и длиной 45 м либо синтетический трос диаметром 22 мм и длиной 35 м. В случае использования якоря повышенной держащей силы (типа Данфорта или Матросова) достаточен вес 7 кг.
Хорошая морская практика рекомендует иметь в запасе второй более легкий якорь (7—10 кг) с завозным концом из синтетического троса диаметром 12—14 мм длиной около 40 м. Для бригантины с ее сложной оснасткой это особенно важно, учитывая ее ограниченную маневренность.