Мы приобрели стандартную лодку типа «Фламинго», сделали по ней матрицу, а затем выклеили лодку из стеклопластика длиной 2,65 м и шириной 1,25 м. С подвесным мотором «Вихрь» лодка показала хорошие результаты, но нам захотелось ее удлинить. Распилив корпус, вклеили в середину вставку длиной 60 см, т. е. длина лодки стала 3,25 м.
И вот здесь начались мучения. После выхода на глиссирование нос лодки начинает бросать вверх и вниз. Эта качка происходит за 4—5 с с амплитудой более 1 м. Так и кажется, что она встанет на дыбы, поэтому приходится сбрасывать «газ» до перехода лодки в водоизмещающее плавание.
Транец лодки имеет наклон 2° к вертикали, мотор максимально поджат к транцу, но это ничего не дает. Что делать?
При удлинении корпуса, вероятно, произошло искажение правильной глиссирующей поверхности днища лодки, а имен но — кормовая часть поднялась вверх относительно средней вставки. Проверьте это предположение при помощи рейки с выверенной прямой кромкой, прикладывая ее плотно к днищу в районе вставки, в нескольких местах по ширине лодки. Если обнаружится, что у транца получается зазор хотя бы в 6—8 мм, то потребуется исправлять обводы днища наформовкой на него очень пологого клина таким образом, чтобы кромка линейки плотно прилегала к днищу по всей длине — от вставки до транца. Подробно этот вопрос рассмотрен в «КиЯ» №138.
При небольшом отклонении поверхности днища от линейки (порядка 3—5 мм) можно ограничиться коротким клином длиной 150—200 мм у самого транца, причем лучше, если основание клина примерно на 2 мм превысит зазор h.
Кроме того, можно попробовать исправить дело установкой простейших транцевых плит, изготовленных, например, из алюминиевого угольника, либо закрепить дифферентующую пластину к антикавитационной плите подвесного мотора.