Спортсмены-водномоторники Москвы ежегодно проводят соревнования, посвященные памяти выдающегося советского гонщика, неоднократного чемпиона и рекордсмена страны, мастера спорта Родиона Николаевича Шибаева, трагически погибшего во время заезда скутеров класса «С» 13 сентября 1953 года. Маленькая, совсем седая женщина бережно вручает кубок с портретом своего единственного сына представителям сильнейшей команды. Анна Родионовна — бессменный главный судья соревнований на приз имени Шибаева.
А вот и сам кубок. С него смотрит совсем еще молодое лицо. Знакомый прямоугольный значок мастера спорта на одной стороне офицерской тужурки, орден Красного Знамени на другой. Мастер спорта, офицер флота, кавалер высшего боевого ордена нашей страны.
Представители старшего поколения спортсменов-водномоторников хорошо знали Родиона Николаевича Шибаева и высоко ценили его как замечательного человека и разностороннего спортсмена, педагога и неутомимого общественного деятеля. Многие из нас были связаны с ним искренней дружбой.
К сожалению, молодежи, которая пришла нам на смену, — и даже многочисленным участникам соревнований имени Шибаева — о нем известно совсем немного. А ведь мы до сих пор еще пользуемся судами, которые были спроектированы Шибаевым, учимся добиваться высоких скоростей на воде по книгам, которые создавались при его непременном участии...
Среди подростков — завсегдатаев известного московского гребного клуба «Стрелка» (возле бывшей Бабьегородской плотины) Родька Шибаев выделялся своим неуемным интересом к технике. (На него обратили внимание прославленные мастера — столяр-краснодеревщик Лукач и механик Истомин. Истомин был мастером совершенно исключительным как по своему трудолюбию, так и по широте знаний и технической эрудиции. Каждая вещь, выходившая из его золотых рук, имела на себе незаметное, но всем хорошо знакомое клеймо — «Н. И.». Эти две буквы стояли на лыжных палках знаменитых спортсменов с мировым именем — Николая и Дмитрия Васильевых и на уключинах и подвижных банках лодок замечательных советских гребцов старшего поколения — Переселенцева, Найденова и супругов Филимоновых. Вихрастый Родька Шибаев был одним из немногих счастливчиков, которым разрешалось посещать мастерскую Истомина и, пожалуй, единственным, кому старый мастер охотно передавал свой опыт и знания.
В 1928 году девятнадцатилетний Шибаев едет за границу в составе советской команды на соревнования с пловцами финского рабочего спортивного союза «ТУЛ». Для нас это не было неожиданностью— он плавал намного лучше своих сверстников, отлично разбирался в тонкостях стиля. Неожиданным было другое: год спустя мы увидели Родьку Шибаева на самодельном скутере, который с потрясающей, как нам казалось, скоростью носился по Москве-реке. В наши дни появление такого скутера на воде вызвало бы, вероятно, гомерический хохот, но в те далекие времена все были поражены. Ведь этот скутер, похожий на ящик из-под макарон, развивал скорость свыше 20 километров в час! Все чаще и чаще Шибаева видели в мастерских и на пристани водно-моторного клуба имени Баранова, бывшего в то время центром большой общественной работы по глиссеро- и катеростроению. В клубе имени Баранова выросли такие специалисты мелкого и спортивного судостроения, как лауреаты Государственных премий В. Гартвиг и Д. Карпов, инженеры Ю. Емельянов, С. Пахлавуни, Р. Жемарин, Л. Кирпичников и другие.
Общительный, толковый и трудолюбивый Родион везде успевал, всем интересовался, все схватывал на лету. Вскоре ему доверили новые подвесные моторы фирмы «Локвуд», полученные из-за рубежа. Этими моторами были оснащены легкие глиссеры, применявшиеся для сопровождения академических судов: они не разводили волны, позволяя тренеру идти рядом и контролировать все действия гребцов. Повседневная работа на глиссерах оттачивала технику вождения, давала ценный опыт, который впоследствии очень пригодился Шибаеву на соревнованиях.
В 1930 году Родиона Николаевича зачисляют мотористом на водную станцию «Динамо». Это было уже признанием: на «Динамо» брали только самых опытных, проверенных людей. Здесь в руки Шибаева впервые попали уникальные импортные катера с очень мощными стационарными моторами. Молодой моторист стал заниматься самообразованием— изучал теорию двигателей, читал книги по судостроению. Кругозор и технические познания Ши-баева-механика непрерывно расширялись, и можно смело сказать, что в предвоенные годы он стал самым квалифицированным специалистом в нашей стране по катерным и лодочным двигателям. В это время Шибаев спроектировал и построил несколько легких глиссирующих корпусов для подвесного мотора. Это были вполне современные для тех лет спортивные суда, и на них Шибаев успешно выступал на соревнованиях.
Накануне Великой Отечественной войны Шибаев руководил водно-моторной секцией московского яхт-клуба «Спартак» — в то время одного из крупнейших в СССР. Здесь начали свой путь к вершинам спортивного мастерства многие спортсмены, которых сейчас знает вся страна. Ядром коллектива были Нина Курушина, Ирина Гриненко, Матвей Бабушкин, Коля Яшин, Валя Розенбаум, Андрей Ярцев, Лев Кирпичников и другие. В эти годы наиболее полно развернулись организаторские способности и творческое дарование Шибаева. Скутер под мотор класса «С» (500 см3), спроектированный им в 1939 году, был в то время основным судном на вооружении наших спортсменов. Этот скутер оказался настолько удачным, что эксплуатировался и после войны — вплоть до 1955 года, пока не появились первые корпуса «трехточечного» типа.
Много сил было вложено Р. Н. Шибаевым в дело создания отечественных подвесных моторов. Он выезжал на заводы для проведения консультаций и выборочных испытаний, а также работал непосредственно у себя на базе с моторами класса 500 см3, создавая гоночный вариант такого мотора. Однако довести начатое дело до конца не удалось: грянула война.
Шибаев пошел добровольцем на флот и был зачислен в одно из подразделений катеров-охотников на Балтике. Ему не пришлось переучиваться: после первого же боевого похода командованию стало ясно, что Шибаев — мастер своего дела. Родион Николаевич стал командиром «морского охотника» — маленького суденышка, предназначенного для трудной и опасной работы — борьбы с подводными лодками врага.
Осенью 1942 года я попал на несколько дней в Ленинград. Осажденный город был сумрачен и строг. Всюду мешки с песком: у колонн Исаакия, вокруг Медного Всадника, перед фасадами исторических зданий, в подъездах жилых домов.
Я очень хотел повидать Шибаева. И мне повезло: побывав в районной комендатуре и пройдя через множество КПП, я нашел его катер у стенки набережной. Корабль только что вернулся с задания. Родион Николаевич очень обрадовался встрече, но тут же убежал наводить порядок. Как я узнал позже, морские охотники были атакованы вражеской авиацией, и катеру Шибаева здорово досталось в этом бою. Командир отправлял раненых в госпиталь, наблюдал за ремонтом. Только поздно вечером, сидя в крохотной командирской каюте, мы смогли немного поговорить.
Ночью я улетел. Следующая встреча с Родионом Николаевичем произошла уже в Москве, куда он приехал вскоре после капитуляции гитлеровской Германии. Подразделение морских охотников, в составе которых был и его катер, прошло в глубь фашистской столицы по системе берлинских каналов, поддерживая своим огнем штурмовые группы советской пехоты в уличных боях. Так сбылась мечта Шибаева — принять участие в штурме Берлина. За эту операцию Родион Николаевич был награжден орденом Красного Знамени.
После войны Шибаев полностью отдается большой творческой работе по созданию новой спортивной техники. Особое место в этой работе занимала постройка гоночного мотора класса «С». Именно в классе «С» Родион Николаевич выступал сам, хорошо знал особенности двигателей этой кубатуры и ясно представлял себе пути их дальнейшего усовершенствования. Рекорд скорости на 1 км в классе «С» — 68,702 км/час, установленный 22 сентября 1949 года на одном из самодельных моторов, в течение нескольких лет являлся абсолютным рекордом скорости для скутеров всех классов.
На ватман ложились последние штрихи нового, улучшенного двигателя — СПМ-500 «Метеор». Этот двигатель значительно отличался от всех предыдущих наличием специального золотника, позволяющего осуществлять сдвиг фаз газораспределения во время работы, оригинальной схемой зажигания и другими усовершенствованиями, которые сулили большой прирост мощности. Шибаев часто рассказывал мне о своей работе. Кончилось тем, что я тоже увлекся его новой затеей, и мы вместе засиживались в мастерской далеко за полночь. Подводной части мотора СПМ-500 «Метеор» постарались придать идеально обтекаемые формы, значительно уменьшили габариты редуктора, тщательно довели несколько винтов с разным шагом и разной закруткой лопастей.
В пятницу 11 сентября 1953 г. мы засиделись до часу ночи. Через два дня должна была состояться последняя гонка — закрытие сезона в Москве. А в понедельник мне сообщили, что Шибаев погиб во время гонки, столкнувшись на встречных курсах со скутером из клуба «Трудовые Резервы».
Кубок с портретом Шибаева — почетный трофей гонки его имени — чаще других завоевывают спортсмены Центрального водноспортивного клуба Военно-морского флота. Он хранится в большом стеклянном шкафу, на почетном месте, среди множества других спортивных трофеев. На месте, где когда-то стоял маленький сарайчик, в котором размещалась мастерская Шибаева, сейчас выросло современное здание из стекла и бетона с отличными залами, гребными бассейнами, теплыми эллингами, хорошо оборудованными учебными классами, мастерскими с самыми современными станками. Среди гонщиков клуба, которых теперь знает вся страна, много учеников и друзей Шибаева. Это — Нина Курушина. Галина и Василий Жировы, Анатолий Добрынин. Один из катеров класса «К-02» водит сын Родиона Николаевича — Вадим, упорно овладевающий мастерством, которым когда-то славился его отец — один из зачинателей советского водно-моторного спорта.