Рассматривая современные конструкции парусов для «голландца», следует иметь в виду, что взгляды на вооружение и форму парусов для судов этого класса (да и не только этого) постоянно изменяются. В борьбе за рынок сбыта фирмы-изготовители вынуждены постоянно совершенствовать паруса, вносить что-то новое, очень часто совершенно не дающее ни прироста скорости, ни каких-либо других преимуществ.
Наибольших успехов в изготовлении парусов для «Летучих Голландцев» добились давно специализировавшиеся в этой области голландская фирма «Jonking» (эмблема — четырехконечная звезда), западно-германская «Moritz» (две башенки), датская «Elvstrom» (корона с тремя зубцами), австралийская «R. Tasker» (бумеранг). В самое последнее время стали не менее известны и паруса их английских конкурентов — фирм «Seahorse» (с силуэтом морского конька) и «Musto and Hood» (силуэт «Летучего Голландца»), причем паруса последней фирмы, во главе которой стоит чемпион Европы К. Мусто, считаются сейчас уже лучшими в мире.
Перечисленные фирмы за какие-нибудь 10—15 лет работы над парусами «голландцев» применяли самые различные методы раскроя — от кривых шкаторин до комплексного создания формы паруса с помощью профилирования полотнищ, сложных закладок и различного расположения нитей. Из огромного количества разнообразных конструкций рассмотрим несколько проверенных на практике.
На рис. 1 показан грот с закладками на переднюю и нижнюю шкаторины. Этот парус показал наилучшие тяговые качества в слабые ветра, однако он хорошо регулируется и при растяжении передней шкаторины вторым- люверсом в галсовом углу хорошо тянет в средний и сильный ветер как в лавировку, так и при полных курсах.
Длина передней шкаторины, свободной от лика (до ликовки), на 20 мм короче обмерной; шкаторина имеет характер плавной выпуклой кривой с максимальным горбом 180мм. На нее выходят 8 закладок (обшей суммой 170 мм), причем 6 из них сделаны на швах, а две — на нижнем полотнище с разрезкой ткани паяльником. Длина закладок уменьшается, а отношение длины закладки к длине соответствующего шва растет к фаловому углу.
Все полотнища расположены перпендикулярно к линии, соединяющей шкотовый и фаловый углы. Форма нижней части паруса обеспечивается тремя короткими вертикальными закладками общей суммой 23 мм и одной горизонтальной на шве, выходящем на нижнюю шкаторину. Длина разлинованной нижней шкаторины больше обмерной на 30 мм; максимальный горб находится примерно на трети расстояния от галсового угла. Следует отметить, что паруса подобной конструкции редко выходят из моды и все ведущие фирмы часто пользуются такими методами раскроя.
На рис. 2 показан всепогодный грот с профилированным нижним полотнищем, имеющий большую глубину пуза. Он хорошо стоит на достаточно гибкой мачте; как и первый парус, в сильный ветер требует регулировки галсового и шкотового углов. Верхний латкарман длиной 990 мм по задней шкаторине не зашит, а лата крепится шнурком, что позволяет, изменяя набивку латы, несколько изменять форму грота. Длина свободной от лика передней шкаторины 6410 мм несколько больше обмерной, что делает форму паруса особенно хорошей в слабый ветер. Наибольшую кривизну она имеет в нижней части. На переднюю шкаторину выходят пять закладок общей суммой 79 мм; одна из них на середине полотнища. На задней шкаторине закладок нет.
Все полотнища, кроме двух нижних, перпендикулярны линии, соединяющей фаловый и шкотовый углы. Второе снизу полотнище представляет собой треугольник. Нити (основа) двух нижних полотнищ располагаются от переднего (галсового) к заднему верхнему углу каждого из них; при раскрое полотнища следует вырезать с запасом по длине.
Для наиболее полного использования всех возможностей этих парусов неооходимо поставить на передней и нижней шкаторинах (на расстоянии 150—200 мм от галса) дополнительные люверсы, а на судне — приспособления для регулировки во время гонки натяжения этих шкаторин. В случае, если паруса, пошитые точно по приведенным выше чертежам, окажутся слишком плоскими или пузатыми, следует, не перешивая, подогнать их или подобрать более подходящую мачту.
Для пошивки грота лучше всего применять супердакрон весом 120—150 г/м2; допустим и супердакрон весом до 180—200 г/м2, однако при этом парус будет иметь излишне большие вес н жесткость, Гроты из дакрона весом 100 г/м2 и менее годны только на слабый ветер; в свежий ветер эта ткань тянется, искажая форму паруса.
Стакселя первых «голландцев» (1958—1960 гг.) отличались малыми размерами и незначительной глубиной пуза. Просматривая фото тех лет, нельзя не заметить между нижней шкаториной стакселя и палубой щель, достигающую иногда 100—150 мм. Современным стакселям придают максимальные размеры и значительно увеличивают глубину пуза в нижней части. Нижнюю шкаторину стараются кроить с максимально возможным горбом. Такой горб на лавировке ложится на палубу, препятствуя перетеканию воздуха на подветренную часть стакселя, а на полных курсах расправляется и начинает эффективно работать. Пузатость в нижней части стараются придавать при помощи закладок на нижней шкаторине. Такой стаксель при сильной набивке шкота становится более плоским, при потравливании — пузатым. Для полного использования площади переднего треугольника кипу стаксель-шкота в последнее время стали переносить под палубу.
Пошив стакселя, обладающего хорошей с точки зрения аэродинамики формой, представляет очень сложную задачу. Долгое время считалось невозможным создание стакселя, пригодного и на слабый и на сильный ветер. Известны случаи, когда гонщики привозили комплект парусов, позволяющий менять их при изменении ветра буквально на полбалла. Сейчас мода на большое количество парусов проходит, а применение свободной передней шкаторины позволило создавать более универсальные стакселя. Считается достаточным иметь на «голландце» один хороший стаксель.
Зарубежные гонщики издавна ходят на пузатых стакселях с большими «лбами», стрелка положительного серпа на которых достигает 60 мм. Наши яхтсмены таких стакселей долгое время не признавали и «исправляли» их уменьшением переднего серпа. Стандартными считались стакселя, имеющие S-образную переднюю шкаторину с максимальным положительным горбом в нижней части 15—20 мм. Теперь и наши яхтсмены путем увеличения переднего горба и устройства закладок на нижнюю и переднюю шкаторины стараются сделать стаксель более пузатым.
При раскрое стакселя особенно важен правильный выбор длин шкаторин, определяющих положение и наклон мачты, а следовательно, и настройку яхты.
Многие зарубежные гонщики ходят с почти вертикальными мачтами и, надо сказать, такая настройка дает хорошие результаты в слабый ветер. В сильные ветра преимущество имеют суда, имеющие некоторый наклон мачты. Не вдаваясь в подробности настройки, отметим, что для обеспечения хороших ходовых качеств при различных ветровых условиях следует иметь достаточно гибкую мачту и устанавливать ее почти вертикально в положении, близком к заднему. С усилением ветра прогиб мачты увеличивается: нижняя часть уходит вперед, а верхняя назад. Таким образом увеличивается наклон мачты с одновременным смещением нижней части вперед.
Стакселя на слабый ветер, а при гибкой мачте и всепогодные следует делать на почти вертикальную мачту с максимальными размерами шкаторин: нижней до 3530 мм, передней до 5350 мм и задней до 5400 мм. Стакселя на сильный ветер и всепогодные делать таких размеров опасно, они могут задувать грот. В очень сильный ветер без волны их невозможно добрать до нормы. Для всепогодного стакселя могут быть рекомендованы следующие размеры по шкаторинам: передняя — 5250 мм, задняя — 5335, нижняя — 3485 мм. Для сравнения напомним, что ни у одного из пошитых у нас в 1958—1959 гг. стакселей размер нижней шкаторины не превышал 3250 мм.
Следует иметь в виду, что стаксель с максимальными размерами можно делать только после проверки на вооруженном судне размеров переднего треугольника, которые очень часто меньше допустимых по правилам обмера. При выявлении ошибки следует правильно установить ролик стаксель-фала на мачте или крепление галсового угла на палубе, так как в противном случае будет трудно добиться правильной настройки судна.
Во многом нерешенной остается проблема долговечности стакселя. Если грот хорошо тянет в течение нескольких сезонов, то стаксель обычно выходит из строя после нескольких соревнований в свежий ветер. Многие парусные фирмы считают это явление закономерным и, естественно, рекомендуют покупку нового комплекта парусов, хотя вряд ли это наиболее приемлемый выход. Обычно у стакселя быстро растягивается и начинает вибрировать задняя шкаторина, что приводит к вибрации стакселя, а иногда и всего судна. С целью уменьшения амплитуды колебаний иногда заднюю шкаторину не подворачивают, а обрезают паяльником. Тогда шкаторина начинает вибрировать раньше, но ее вибрация раскачивает стаксель и отражается на скорости судна меньше. Чтобы стаксель не разорвался по швам, на них ставят угольники размером 60X60 мм из толстой ткани; одновременно они будут препятствовать и раскачиванию задней шкаторины.
Крупным недостатком генуэзских стакселей является увеличение пуза и перемещение его к задней шкаторине под действием ветра. Для устранения этого недостатка успешно применяют раскрой с двумя и более центральными швами. Такие стакселя — не новость; они применялись на крупных парусниках еще в конце прошлого века, а потом не раз появлялись и исчезали с дистанций парусных гонок. Автор долгое время применял паруса подобной конструкции и считал, что они имеют более стабильную форму, но при пошиве требуется значительно большая точность и возрастают затраты труда.
При переходе к стакселям с двумя и большим числом центральных швов за основу можно принять обычный вариант с одним центральным швом. Полотнища следует располагать так, чтобы нити на полотнищах, выходящих иа шкаторины, были перпендикулярны соответствующим шкаторинам. Нити на центральных полотнищах (уток или основа — при хорошем материале это безразлично) следует располагать по биссектрисам углов, составленных центральными швами в шкотовом углу.
Рассмотрим еще одно проявление «старения» стакселя. Материал под воздействием ветровой нагрузки, натяжения штага и шкота подвергается растяжению. При этом усилия, растягивающие стаксель по вертикали, растут, а усилия, растягивающие его по горизонтали, убывают, — или считать от галсового угла к фаловому. Прочность же стакселя в верхней части меньше. чем в нижней, из-за уменьшения его ширины. Вследствие указанных причин и характер деформаций в различных частях стакселя различен. Верхняя его часть сильно растягивается в вертикальной плоскости, искажая форму всего паруса.
Чтобы уменьшить неравномерность растяжения стакселя со скользящей передней шкаториной для крепления его к тросу применяют сложенную вдвое полоску ткани шириной 50—80 мм с расположением нитей по осям ленты. Вес ткани желательно иметь несколько больший, чем основного материала.
На рис. 3 приведен чертеж стакселя на слабый ветер, имеющего один центральный шов, расположенный по биссектрисе теоретического шкотового угла. Особенностью этого паруса является наличие закладок на нижнюю и переднюю шкаторины. Полотнища расположены перпендикулярно линиям, соединяющим шкотовый угол с остальными. Передняя шкаторина имеет положительный горб с максимальной величиной в полутора метрах от галса. На переднюю шкаторину выходят три закладки общей суммой 21 мм.
По нижней шкаторине максимальный горб можно увеличить до 250—280 м.м; на нее выходят пять закладок общей суммой 117 мм, две из которых сделаны ка середине полотнищ. Максимальный прогиб серпа задней шкаторины на новом стакселе лучше делать не больше 80—100 мм с расчетом на увеличение до 150 мм после того, как шкаторина потянется.
Всепогодный стаксель с двумя центральными швами (рис. 4) имеет рекомендуемые выше размеры и большой серп по нижней шкаторине. Форма нижней части стакселя обеспечивается вертикальными закладками, выходящими на нижнюю шкаторину; часть из них ка швах, часть — по оси полотнищ.
Заделка и конструкции углов стакселя идентичны описанным в №9 сборника. Нижние углы — свободные.
При подкройке из паруса вырезают сектор радиусом 500 мм из центра, расположенного точно в галсовом углу. Вставляемый новый сектор имеет радиус на 4—5 мм меньше. Затем из нового сектора в свою очередь вырезают сектор радиусом 300 мм, который заменяется новым с радиусом еще на 3 мм меньше вырезаемого. Образующиеся концентрические закладки обеспечивают плавный профиль и достаточную глубину пуза уже вблизи нижней шкаторины.
Ведущие фирмы уделяют немало внимания вопросам упрощения технологии и удешевления парусов. Так «Alusto and Hood» предложила конструкцию стакселя без центрального шва (и это не новинка!), обладающего высокими тяговыми качествами и технологичного. Удачный подбор размеров, формы закладок и профилей нижних полотнищ обеспечивает таким стакселям хорошую и довольно устойчивую ферму. На рис. 5 приводится чертеж этого стакселя, который достаточно универсален и может рекомендоваться для всех ветров.
Стаксель состоит из двух частей. Верхняя сшивается из шести полотнищ, перпендикулярных к задней шкаторине, имеет четыре закладки на переднюю шкаторину (суммой 28 мм) и две на нижнюю (17 мм). Для этой основной части стакселя следует применять ткань весом 150—180 г/м2. Нижняя часть (юбка) состоит из одного целого или разрезного полотнища, нити на котором параллельны нижней шкаторине. На нижнюю шкаторину юбки выходят три закладки суммой 21 мм. Во время эксплуатации эта шкаторина растягивается, поэтому для устранения ее вибрации следует увеличить величину закладок. Материал юбки должен быть большего веса, чем у основной части; это улучшает устойчивость и долговечность паруса.
На стакселях «Мусто» применена оригинальная заделка галсового угла. Передняя шкаторина имеет одинаковую длину с ликтросом и жестко закреплена на ликтросе в галсовом углу. Нижняя часть ее (150 мм от галса) свободна. Регулировка натяжения осуществляется при помощи второго люверса, поставленного на 150—180 мм от галсового угла. При подтягивании второго люверса к галсу материал паруса собирается внизу. Такая конструкция галез позволяет натягивать переднюю шкаторину, не меняя площади стакселя.
Нe секрет, что именно от формы передней шкаторины в значительной степени зависит форма всего стакселя. В то же время известны случаи, когда стакселя, пошитые по одному чертежу, а иногда даже и одним мастером, имеют различную форму из-за погрешностей при переносе на материал этой кривой. Дело в том, что в зависимости от натяжения шкаторины на плазе величина прогиба ее изменяется. При профилировании задней и нижней шкаторин изменение стрелки прогиба на несколько сантиметров не может существенно повлиять на форму стакселя. Неточность же в построении стрелки прогиба передней шкаторины влияет на форму стакселя значительно больше. Следует иметь в виду, что на плазе при увеличении натяжения передней шкаторины материал паруса смещается вперед; если в этот момент произвести разметку стакселя, он окажется плоским. При разметке со слишком ослабленной передней шкаториной парус может оказаться слишком пузатым.
Чтобы избежать появления этих дефектов, рекомендую следующий испытанный способ. На последнем этапе работ заделываются все углы, задняя и нижняя шкаторины; передняя оставляется только наметанной, закрепленной булавками или простроченной одним швом. Стаксель устанавливается на яхту при ветре силой до 1—1,5 балла и форма кривой передней шкаторины корректируется на месте.
Зарубежные фирмы часто применяют относительно малопрочные ткани весом 120—140 г/м2, поэтому форма стакселя обычно портится через несколько соревнований. Если нет надежды регулярно получать новые паруса и стаксель должен служить несколько сезонов, следует шить его из супердакрона весом 160—200 г/м2. Совершенно не пригодна для пошива стакселей ткань весом 100 г/м2; паруса быстро вытягиваются и теряют форму даже в средние ветра. В случае применения лавсана, капрона или других синтетических материалов прочностные характеристики их должны быть такими же, как у дакрона рекомендуемого веса.
Особенно сильно изменилась за последние годы форма спинакеров. Спинакеры первых «голландцев» сшивались из плоских половинок, стояли плохо и тянули только на курсах фордевинд и полный бакштаг. Очень скоро их заменили сферические спинакеры, вначале пузатые, а затем более плоские, хорошо работающие даже на галфвинде.
На рис. 6 приведены выкройки полотнищ современного сферического спинакера, разрезанного по вертикальной оси симметрии и состоящего из семи профилированных полотнищ. Нити на всех полотнищах расположены по осям симметрии. Ширина верхнего и нижнего полотнищ уменьшается к боковым шкаторинам до нуля. На нижнюю шкаторину выходят три закладки суммой 206 мм. В фаловом углу следует поставить дощечку шириной 100 мм и боут, усиленный несколькими слоями тяжелого дакрона (если это не будет запрещено правилами обмера к моменту пошивки спинакера). На верхнем полотнище три закладки суммой 138 мм.
Полотнища при раскрое следует вырезать с запасом по ширине; боковые шкаторины можно обрезать только после сшивки полотнищ и обмера спинакера. Особое внимание обратите на равномерность ликовки шкаторин: ткань легко тянется, шкаторина спинакера может оказаться затянутой и на ходу будет заворачиваться на ветер, из-за чего спинакер будет стоять неустойчиво и плохо тянуть на курсах бакштаг и галфвинд. Для ликовки лучше всего подойдет лента с прямой ниткой, отрезанная от основного материала спинакера. Допустима ликовка (лентой шириной 30 мм, сложенной вдвое) дакроном весом не более 100 г/м2. Очень плохо будет вести себя шкаторина, заликованная материалом, который садится при воздействии воды.
Пошитые по приведенному чертежу спинакеры широко раскрываются и хорошо тянут на курсах фордевинд и бакштаг. При подкраивании спинакера особое внимание следует обратить на плавность кривых боковых шкаторин, так как от них в значительной мере зависит устойчивость работы паруса. Ткань для спинакера следует выбирать самую легкую из имеющейся.