У нас на борту «Фазиси» небольшие изменения в составе экипажа. По мнению Скипа Новака, в команде не хватало достаточно опытных рулевых для плавания в «ревущих сороковых» широтах. Он пригласил новозеландца Дейла Тримэйна, строителя гоночных яхт и почти профессионального яхтсмена, который прошел под парусами более 100 тысяч миль по всем океанам. Позже мы убедились, что Скип был прав. Дэйл оказался прекрасным рулевым и за свое мастерство управления яхтой получил у экипажа звание «профессор». Все мы любовались его работой, отличным чутьем лодки и руля. Он никогда не оборачивался назад, чтобы оценить накатывающую на корму волну. Плавным движением рук, спокойно держащих штурвал, Дэйл подправлял курс яхты, пропуская под днищем очередной гребень или позволяя яхте оседлать его и мчаться вместе с волной в режиме серфинга со скоростью свыше 20 узлов.
Среди 16 человек, стартовавших во втором этапе на борту «Фазиси», появились еще два опытных зарубежных яхтсмена — англичанин Джим Сандерс и француз Роланд Журдан. Н. Тенишвили согласно программе участия команды в гонке был списан на берег.
На выходе в океан нас встретил свежий ветер и крупная волна. Все шесть последующих суток мы шли в бейдевинд левого галса, проложив курс к мысу Доброй Надежды — во второй раз пересекали Атлантику, но уже в Южном полушарии. С продвижением на юг становится холоднее, на палубе, несмотря на утепленную одежду, сильно мерзнут руки и ноги. Под палубой все постепенно пропитывается влагой: вода проникает через неплотно задраенные люки, вносится вместе с убранными парусами. Из-под изоляции в трюм просачивается конденсат. Дискомфорт создают и сильные удары корпуса о волну, постоянная вибрация мачты. От холода притупляется реакция.
На третий день начали поступать сообщения о первых поломках и авариях: на швейцарской «Мерит» разорвало ричер — большой полный парус, создающий огромную тягу в полный бейдевинд; обрывки стакселей вынуждены были спустить и с мачт многих других яхт. «Крейтоне Нэчурелли» пришлось возвратиться в Уругвай с согнутой мачтой. Но этот 24-метровый шлюп нам не соперник. Вместе с другой английской яхтой «Уиф Интегрити» (ее размерения близки к классу «макси») эти два судна составили отдельную группу «крейсеров», впервые введенную в нынешней гонке. Построенные несколько лет назад и укомплектованные экипажами из яхтсменов-любителей, эти яхты практически не могут гоняться на равных с новейшими гоночными машинами. А ведь «Уиф Интегрити» — это бывшая знаменитая «Грейт Бритн 2», трижды победившая в кругосветных парусных марафонах (WRWR 1973—74 гг. и 1981—82 гг.. в «Гонке клиперов» 1975—76 гг.)! Сейчас яхта-ветеран соревнуется только с одним соперником, если не считать океана. Победителя в этом классе ждет специальный приз, учрежденный фирмой «Бифитер».
Пошли шестые сутки после старта в Пунте-дель-Эсте. Ветер постепенно отходит на попутный. Заметно выше и длиннее стала волна. «Заработал» спинакер, сменивший большую геную. Наполнившись свежеющим ветром, он понес «Фазиси» со скоростью, временами превышающей 20 узлов.
Яхта отлично слушается руля. Но стоило рулевому допустить малейшую оплошность, как спинакер «погас», затем с оглушительным хлопком вновь наполнился ветром, тряхнув весь корпус. Не выдержав нагрузки, рвется брас, спинакер-гик ударяет о штаг. Бросаемся к спинакеру и ценой немалых усилий убираем его на палубу. Сильно погнулся спинакер-гик, но других повреждений, к счастью, не обнаружили.
Где-то далеко впереди лидеры гонки. Сначала им был «Стейнлагер-2», управляемый Питером Блэйком, затем вперед вышел второй новозеландский кеч «Фишер энд Пэйкел». Его капитан Г рант Дэлтон спешил к югу, чтобы быстрее получить свежий попутный ветер. Три последующих недели он будет лидировать гонку, а Блэйку фортуна, казалось, изменила — «Стейнлагер-2» сдавал свои позиции одну за другой, пока не оказался на пятом месте всего в нескольких сотнях миль от финиша.
Наша «Фазиси» стартовала неудачно — где-то на 11-12 месте. Но Скип Новак не унывал — впереди 7650 миль и все будет решаться выбором оптимального курса и умелым управлением яхтой в Южном океане. Все еще не полагаясь полностью на наш экипаж и яхту, он решил не забираться далеко к югу, где реальным становится столкновение с плавающими льдами.
05.11.89 г. Мелкий снег с утра, потом морось. Океан парит. Видимость не более двух кабельтовых. С «Фортуны», идущей южнее, поступило первое сообщение о встрече с айсбергом. Несем ледовую вахту по 30 минут. Локатор работает непрерывно. Преследует сильный запах соляра: из-под пайола — это горючее просачивается через микротрещины в сварных швах встроенных в корпус цистерн. Для вентиляции, несмотря на холод, открываем палубные люки, когда яхту не заливает волной.
Радио с «Фортуны» принесло известие об очередном ЧП. Яхта неслась в 25-узловой ветер, налетел шквал со снежным зарядом. Четверо матросов возились на баке со спинакер-гиком, когда один из них — Хорди Доминик поскользнулся и упал за борт. Это случилось как раз в тот момент, когда яхтсмен отцепил карабин страховочного пояса, чтобы застегнуть его за новое крепление.
Немедленно был сброшен в воду одноместный надувной спасательный плотик, яхту привели к ветру и запустили двигатель. Из-за мокрого снега видимость не превышала 50 м, голова Хорди вскоре скрылась среди многометровых волн. Дорога была каждая секунда, ведь оказавшись в воде, температура которой была не выше +20°С, человек уже через 10 минут теряет сознание от переохлаждения, а через 20 мин наступают патологические изменения в организме.
Однако испанские яхтсмены были готовы и к подобному ЧП: каждый, выходящий на палубу, обязан был надевать специальный водонепроницаемый костюм, а в нем можно безопасно плавать в ледяной воде в течение нескольких часов. В костюме же находился и портативный радиомаячок, сигналы с которого можно было запеленговать с борта яхты и определить направление на пострадавшего. Так что через 16 минут Доминик уже был снова на палубе «Фортуны».
08.11.89 г. Первый брочинг на «Фазиси». На попутном курсе, да еще в штормовых условиях, яхта испытывает сильную килевую качку. И в один из моментов при большом крене нок гика погружается в воду, крен увеличивается до 70°, яхта теряет ход, и штормовой ветер не дает яхте подняться. Минуты кажутся часами. Набегающие гребни волн с силой бьют беспомощно лежащее на борту судно. Ветер яростно треплет тяжелые кев-ларовые паруса, они бешено полощут, их гул и грохот заполняет все вокруг. Только потравив спинакер-шкот, можно выйти из этого положения.
Смотрю на палубу с мачты — несколько минут назад поднялся сюда с фотоаппаратом, чтобы доснять пару кадров, оставшихся на пленке. При таком крене гораздо удобнее стоять на мачте, цепляясь за ванты, чем удержаться на почти вертикально вздыбившейся палубе. За бортом, слава Богу, никого. Паруса пока еще выдерживают эту дикую трепку. И мачта цела. Держась за леера, на боковой стенке кокпита молча стоит Скип за спиной у рулевого Сергея Станецкого, который обеими руками мертвой хваткой вцепился в штурвал. Заметив у меня фотоаппарат, Скип машет: «Снимай». Развожу руками, пленка кончилась!
Наконец яхта снова под контролем рулевого и снова летим вперед. Многие из нашего экипажа воспринимают случившееся почти как аттракцион. Ситуация напоминает первый прыжок с парашютом. Стоит куполу раскрыться, и, освобождаясь от страха, испытываешь беспричинную радость, забывая обо всем. И только с опытом приходит сознание реальной опасности.
09.11.89 г. Шторм не утихает. Но безоблачное небо, яркое солнце преобразили бушующий океан.
09.45. От удара волны яхта резко накренилась на левый борт на 90 °. Женя Платон, сидевший у лебедки гика-шкота, улетел за борт в потоке воды. К счастью, он упал на гика-шкот, и ему удалось подтянуться к борту до того, как яхта набрала ход. У Эдгара с Роландом едва хватило сил, чтобы поднять его на палубу в намокшей одежде.
Уточняем ситуацию: от штага оторвало штормовой стаксель вместе с обтекателем. Скип объявляет аврал: откачивать воду, ремонтировать спинакер-гики, бегучий такелаж, спинакеры. За сутки прошли 380 миль. «Фортуна» — 408. Это намного больше прежнего рекорда гонки (в WRWR 1985-86 гг. «Юбс Свитзерланд» за 24, часа прошла 374 мили).
12.11.89 г. Глубокой ночью в 03. 32 при 35-узловом шторме1 на «Крейтоне Нэчурелли» произошел непроизвольный поворот фордевинд. Гик дважды перебросило с борта на борт, при этом порвало бакштаг и снесло две стойки лебедок — «кофейных мельниц». По авралу спустили грот, завели аварийный бакштаг, когда вдруг две огромные волны последовательно обрушились на яхту. Двое матросов — бельгиец Барт ван дэн Двей и англичанин Энтони Филлипс были смыты за борт (03.45). Оба были в надувных спасательных жилетах, имели при себе радиомаячки и ракеты. С яхты сбросили спасательные круги, плавучую вешку с огнем, включили радиопеленгатор, запустили двигатель и начали поиски упавших.
Первым обнаружили среди громадных волн Ван ден Двея — в этом помогла пущенная с яхты парашютная ракета. В 04. 15 в бессознательном состоянии яхтсмен был поднят на борт. Через сутки Барт полностью оправился от шока и гипотермии. Тело Филлипса нашли только в 04.32. Его жилет не был наполнен воздухом, не включен и радиомаячок. Видимо, яхтсмен при падении за борт сильно ударился о леерную стойку и потерял сознание. Два с половиной часа экипаж «Крейтоне Нэчурелли» пытался оживить Филлипса, но все попытки были безуспешными.
Это тревожное сообщение на борту «Фазиси» почти не обсуждалось, но ни один человек больше не поднимался на палубу без страховки.
14.11.89 г. Сегодня 36-летнего Энтони Филлипса после переговоров с его родителями похоронили в океане. Шторм, продолжавшийся две недели, стихает.
15.11.89 г. Заступили на вахту. Светает. Небо ясное. Свежо, но не холодно. Рассвет в краснорозовых тонах предвещает сильный ветер. Но как прекрасен океан в эти утренние часы после долгого шторма! Скоро сказочная радуга в полнеба сменяется мелким дождем, и сразу становится холодно. Ветер усиливается, налетают шквалы со снежными зарядами. Снова бесконечные смены парусов на баке, где палуба убегает из-под ног и непрерывно поливает ледяной забортной водой...
16.11.89. Ветер набирает силу. На смене вахт взяли второй риф на гроте, поставили штормовой стаксель. Спускаюсь вниз, но, несмотря на усталость, долго не могу уснуть. Время от времени заполаскивающий стаксель начинает сотрясать весь корпус, от мощных ударов волн защищает всего лишь трехмиллиметровая алюминиевая обшивка.
К вечеру ветер еще более усилился — его скорость на порывах достигает 50 узлов. Яхта несется в полный бакштаг. На руле — Дэйл, лаг лихорадочно отсчитывает кабельтовы, остающиеся за кормой. Фиксируем максимальную скорость «Фазиси» — 24,10 узла.
Вновь приходит ощущение, что я просто зритель и смотрю самый прекрасный фильм в своей жизни, наслаждаюсь зрелищем бушующего океана и яхты, несущейся по волнам. Огромной высоты волны приобрели правильную форму и длину 150-200 метров; порой яхта как бы проваливается в глубокую долину между двумя гребнями. С шипеньем и гулом они обрушиваются за кормой, ветер несет водяную пыль и клочья белоснежной пены. За кормой — непрерывный рокот буруна, вырывающегося из-под киля яхты. Обгоняя волну, она врезается в гребень следующей, и бурлящий поток проносится по всей палубе.
В разрывах мрачных чернопепельных туч прорываются багровые лучи заходящего солнца. Но вскоре после его захода небо удивительно быстро очищается, остается лишь тонкая нить облаков по всему горизонту и неправдоподобно яркие звезды в зените.
Да, поистине суров Южный океан в этих широтах. Странное, непонятное возбуждение испытываешь в такую погоду. Жак-Ив Кусто одним из первых заметил, что мы ослеплены заманчивым зрелищем подводных сокровищ, но главное богатство океана — не материальные ресурсы, а вдохновение и радость, которые можно черпать из него бесконечно...
Не в силах уйти от штурвала, Эдгар Терехин рулит на нашей вахте и устанавливает наш новый рекорд скорости — 24,29 узла.
В этот день в лидеры гонки вышла финская «Мартела ОФ», капитан которой Маркку Виикери избрал самый южный маршрут среди всех участников гонки. Это позволило ему сократить путь, хотя и не без риска столкнуться с айсбергом. Однако попутный шторм вновь вынес новозеландцев на «Фишере энд Пэйкеле» вперед, подтянулись и остальные «макси». Через сутки «Мартела» уже оказалась восьмой, хотя от лидера ее отделяло всего 100 миль. До финиша же оставалось около 2300 миль.
17.11.89 г. Ветер, дувший до этого со скоростью 40 уз, вновь начал усиливаться, последовала серия шквалов со снежными зарядами. Все круче становится волна, яхту периодически бросает в брочинг. На одном из них от резкого удара о волну ломается гик — трещина в нем около крепления оттяжки появилась несколько дней назад. Объявили аврал и начали убирать грот, но каретку грота-фала заклинило на стопорных упорах погона. На мачту поднимается Эдгар, а затем и я. С большим трудом удалось освободить каретку и спустить грот, уложить его на кормовой палубе и принайтовить. Яхта продолжала свой бег к финишу под триселем. Аврал продолжался долгих 5,5 часов.
Спускаюсь под палубу. Здесь невообразимый кавардак. Сырые паруса лежат прямо на пайолах, между ними и подволоком остается не более метра. Когда яхта попадает в брочинг, со своих мест срывается масса вещей, рассыпаются продукты. Все это перемешивается и сдабривается соляром, которого изрядно натекло в трюм. В довершение всего не работает отопитель и в яхте страшно холодно и сыро...
В ночь с 16 на 17 ноября «Фортуна Экстра Ляйтс» за 24 часа прошла 393,8 мили и заняла лидирующее положение. Эта очень легкая испанская «макси»-яхта (при длине по ватерлинии 19,6 м ее водоизмещение равно 23,4 т, а площадь парусности 236 м2) оказалась отличным ходоком на длинных дистанциях и при свежих попутных ветрах. Она легко выходила на режим серфинга и, оседлав волну, неслась на ней гораздо дольше, чем это получалось у других яхт.
Судя по ежесуточным радиоперекличкам, флот участников собирался во все более компактную группу, но по широте яхты расположились довольно широким фронтом — от 48-й параллели, которой придерживалась «Фортуна», до 52° ю. ш., где еще шла «Мартела ОФ». «Фортуна» вскоре вновь уступила первое место «Фишеру энд Пэйкелу», а еще через трое суток в лидеры вышли англичане на «Ротмансе» под командой Лори Смита.
18.11.89 г. С утра начали аварийный ремонт гика, но поскольку шторм начал стихать, решили поставить грот без гика. И опять пришлось подниматься на мачту, чтобы освобождать вновь заклинившую каретку грота-фала, а затем заменить и сам фал, порванный усилиями четырех человек, работавших на «кофейных мельницах». На 30-метровой высоте, у самого топа мачты, требовались неимоверные усилия, чтобы удержаться при стремительной качке (яхта шла под одним ричером) и сделать работу. Спустился на палубу едва живой, не мог «отойти» несколько дней, а руки болели еще долго после окончания этапа во Фримантле.
20.11.89 г. За последние сутки прошли 322 мили — и это без гика! Ветер постепенно слабеет, по временам моросит дождь. До Фримантла остается немногим более 1000 миль.
22.11.89 г. Съели последний горячий завтрак — кончился газ. На море штиль, купаемся, загораем. Скип не теряет времени, много пишет — ведь он не только профессиональный яхтсмен, но и журналист.
23.11.89 г. За последние 12 часов «Фазиси» прошла всего 54 мили! Это наш новый «рекорд», который совсем не трудно будет обновить. Не в лучшем положении и лидирующая группа яхт. Грант Дэлтон радировал на берег: «Временами нам кажется, что мы идем задним ходом»... Тем не менее лидеры («Стейнлагер-2», «Фишер энд Пэйкел», «Мерит» и «Ротманс») плотной группой приближались к финишу — маленькому городу Фримантл на юго-западном берегу Австралии. Каждая из этих яхт имела шансы финишировать первой, но ночью 25 ноября Питеру Блэйку удалось «поймать» бриз и оторваться от своих соперников на 10 миль. «Стейнлагер-2» финишировал в 20 ч 34 мин по Гринвичскому времени 25 ноября, пройдя второй этап за 27 суток со средней скоростью 11,5 узла.
В 20 милях от финиша «Ротманс» опережал «Мерит» под командой победителя предыдущей WRWR Пьера Фелмана всего на 200 м. Поставив самый большой и легкий спинакер, Фелману удалось опередить англичан, которые навязали своим соперникам настоящую парусную дуэль в стиле «12-метровиков». Совершив бесконечное число поворотов фордевинд (за 8 минут было зафиксировано 9 поворотов!), «Ротмансу» все же удалось первому пересечь финишный створ. «Мерит» финишировал на 28 секунд позже — подвел карабин спинакер-шкота, который заклинило в оковке спинакер-гика, во время одного из маневров.
«Фишер энд Пэйкел», продержавшийся в лидерах почти три недели, финишировал на 1,5 часа позже. Наша «Фазиси» финишировала десятой 26 ноября в 16 ч 40 мин по Гринвичскому времени. Тяжким испытанием для нас стала последняя неделя, изобиловавшая штилями и слабыми встречными ветрами — она «смазала» все впечатление от незабываемой скачки в «ревущих сороковых». В экипаже на почве утомления и безветрия создалась напряженная обстановка, но каждый отлично понимал, что для обострения отношений и недовольства друг другом объективных причин нет.
Обладательница рекорда суточного перехода «Фортуна Экстра Ляйтс», избравшая самый северный путь, финишировала 9-й, за сутки перед нами. Все-таки в переменчивых метеорологических условиях более тяжелые и энерговооруженные яхты показали и более стабильные результаты. Испанская яхта оказалась эффективной лишь в сравнительно узком диапазоне свежих попутных ветров и много проиграла при их ослаблении.
Все мы внимательно следили за продвижением 17,5-метровой яхты «Мэйден» с полностью женским экипажем. Она вскоре после старта стала лидером среди 5 яхт дивизиона «D». 19 ноября девушки опережали своего ближайшего соперника, французскую яхту «Руканор Спорт» на 11 миль, а 24 ноября уже вблизи берегов Австралии отрыв увеличился до 71 мили. «Мэйден» финишировала 3 декабря, пропустив вперед 15 «макси» и единственную в дивизионе «С» яхту «Экуити энд Лоо 11» с опытным голландским шкипером Дирком Наута.
В начале этапа капитану «Мэйден» Трэйси Эдвардс пришлось пережить небольшой стресс: за бортом оказалась доктор Клэр Рассел. К счастью, ее страховочный конец был надежно закреплен на яхте и пострадавшую быстро извлекли из воды. Еще один человек побывал в ледяной воде Южного океана — его смыло водой с палубы другой яхты дивизиона «Д» «Шлюссель фон Бремен». Его подобрали через 4 минуты.
Восьмого декабря финишировал последний участник гонки — 15,5-метровый шлюп «Ля Пост» («Почта»). Это гоночный вариант серийной стеклопластиковой яхты типа «Фёст-51», выпускаемой французской фирмой «Бенетье». Примечательно, что спонсором участия этой яхты выступила почтовая служба Франции, а все 8 членов ее экипажа (среди них и женщины) работники почтовых отделений. Их отбирали из 371 кандидата; шкипер Даниэль Малле бывший начальник почты из Лиона.
«Ля Пост» самая маленькая яхта в своем дивизионе «D» и во всем флоте WRWR. При длине по ватерлинии 13,1 м ее водоизмещение составляет 13 т, площадь парусности — 112 м2.
Результаты второго этапа гонки
(Пунте-дель-Эсте — Фримантл, 7650 миль)
1 — «Стейнлагер-2», Нов. Зеландия; истинное время 27 суток 5 часов 34 мин; 2 — «Ротманс», Англия; 27:7:7:28; 3 — «Мерит», Швейцария; 27:7:7:56; 4 — «Фишер энд Пэйкел», Нов. Зеландия; 27:8:30; 5 — «Шарль Журден», Франция; 27:22:16; 6 — «Те Кард», Швеция; 27:22:58; 7 — «Мартелла ОФ», Финл.; 28:1:28; 8 — «ЮБФ», Финл,; 28:05:14; 9 — «Фортуна Экстра Ляйтс», Испания; 28:5:52; 10 — «Фазиси», СССР; 29:1:40.
Примечания
1. В международной практике скорость ветра чаще всего измеряют в узлах (милях в час). Чтобы перевести скорость в метры в секунду, достаточно разделить ее значение в узлах на 2.