В июле 1990 г. яхты московского яхт-клуба «Водник» — «Торос» («Таурус») и «Норд» («Картер-30») — приняли участие в 27 международной Эгейской регате, проводимой морским гоночным яхт-клубом города Пирей.
В Греции это наиболее серьезные и представительные соревнования. В гонках участвовало около сотни яхт, в том числе из Италии, Австралии, Бельгии. Из Советского Союза пришли 15 парусников. К сожалению, часть из них опоздала к началу соревнований и стартовала вне зачета.
Весь флот был разделен на три гоночных дивизиона и десять групп. Яхты, обмеренные по правилам IOR, составили пять зачетных групп. В первую вошли чисто гоночные яхты независимо от балла. Старт был общим, определялся абсолютный победитель. Такие условия гонок и распределение по группам до предела обострили борьбу.
Подсчет исправленного времени проводился независимо от показанной скорости. Это очень удобно. Участники получили перед гонками материалы с расчетом гандикапа, положением стартовых и финишных линий, местами стоянок на каждом из промежуточных финишей и прочую полезную информацию.
Соревнования состояли из четырех этапов протяженностью 106, 83, 93 и 93 морские мили. Первый старт и последний финиш были выставлены неподалеку от Пирея, промежуточные — на островах Эгейского моря. Первый этап с финишем у о. Иос проходил в слабый неустойчивый ветер, что не позволило большим яхтам реализовать свое преимущество в скорости. После пересчета результатов вперед вышли преимущественно небольшие парусники. На втором этапе до о. Лерое ветер по дистанции менялся от лавировки до бакштага и усиливался от четырех до шести баллов. В результате дистанция в 108 миль была пройдена большинством участников за светлое время суток, и большие яхты опять не смогли «привезти» достаточно большого отрыва.
Наверстать упущенное сумели они только на третьем этапе — от о. Лерое до о. Сирое. Гонка началась при полном штиле. Сильное попутное течение выносило яхты на массовый фальстарт. А по ходу гонки ветер усилился до настоящего шторма, и участникам пришлось лавировать против сильного ветра и высокой волны. На этом этапе сказались скоростные качества больших яхт, их преимущества в количестве экипажа и навигационном оборудовании.
На четвертом этапе от о. Сирое до Пирея дул слабый неустойчивый ветер, иногда стихавший до полного штиля. В этих условиях удача чаще сопутствовала яхтам, проложившим курс вблизи островов. На финише ветер в очередной раз затих, что увеличило отрыв экипажей, пришедших первыми.
По сумме четырех этапов в первой группе в борьбе с крупными дорогими «гоночными машинами» победила греческая яхта «Пандаймонион», не превосходящая по размерам «Картер-30», но имеющая современный легкий корпус и совершенное вооружение. Второе место заняла яхта «Биг Грик Мэшин» («Большая греческая машина»). Название говорит само за себя.
Этой яхте пророчили первое место еще до соревнований, но, как оказалось, благодаря гандикапу и относительно небольшие яхты также имеют шансы на успех.
Советские гонщики удивили местных яхтсменов своими успехами. Несмотря на то, что большинство советских яхт («Картеры-30», «Таурусы») морально, а многие и физически устарели, в целом результаты оказались достаточно высокими. Яхты «Норд», «Торос» и одесский «Гриф» (капитан Ю. Казаков) заняли первые, московский «Картер-30» «Анна» (капитан Ю. Дь марин) — второе место в своих группах.
Первое организационное собрание экипажей, где и были вручены подробные сведения о гонках, списки участников и другие материалы, было проведено на военном крейсере, используемом в настоящее время в качестве музея. Построенный в начале века, он полностью сохранился в первозданном виде — с трехорудийными носовой и кормовой башнями и другим вооружением.
Вручение призов на промежуточных финишах проводилось муниципалитетами островов, главами церкви. Заключительное собрание проводилось в военно-морской школе с привлечением широкой общественности и гостей. В организации и обеспечении соревнований деятельное участие принимали министерства Греции и многочисленные фирмы-спонсоры.
Кроме напряженных гонок в разнообразных условиях, хорошей организации встреч участников и фестивалей награждения запомнилось простое, душевное и очень радушное отношение греков к экипажам советских яхт. Показательна в этом отношении наша встреча с симпатичным парусным мастером Алексисом Мелитасом, принимавшим участие в соревнованиях на одной из яхт. После знакомства он пригласил нас к себе в мастерскую, продемонстрировал технику компьютерного проектирования и раскроя парусов. Мастерская оснащена современным оборудованием: ЭВМ, процессор, графопостроитель размером со стол, несколько швейных машин, одна из которых утоплена в пол.
Программное обеспечение позволяет ему создавать паруса по программам ведущих парусных фирм или проектировать их самостоятельно. В разговоре Алексис высказал горячую заинтересованность в развитии связей с Советским Союзом и высказал ряд деловых предложений. Фирма готова продавать паруса в Советский Союз по ценам ниже мировых, поставлять раскрой парусов с последующим их изготовлением. Возможны и другие варианты. Нам кажется, что организация такого рода взаимоотношений может улучшить сложившееся у нас бедственное положение с парусами. Более подробную информацию можно получить у автора этой заметки (121165, Москва, Студенческая ул., 32, кв. 147, Р. Новодережкину).
Несколько слов о переходе Москва — Афины и обратно. До Ростова нас доставили на грузовом теплоходе, далее пошли своим ходом под парусами. В Мариуполе получили карты, пособия, спасательные плоты и сигнальные средства. Границу нам открыли в Керчи. Помимо обычных санитарных, таможенных и пограничных формальностей получили «добро» в местном спорткомитете и прошли строгий досмотр портнадзора. Особое внимание привлекли навигационное и спасательное оборудование, включая автоматические буи «Коспас». Путь от Керчи до Пирея занял пять с половиной суток, в основном с попутными течениями и сильным ветром. Обратный переход был значительно утомительнее— сплошная лавировка при ветре, доходящем до штормового, против течения в Мраморном море и проливе Дарданеллы. На подходе к Керчи около получаса наблюдали гигантский смерч.
В заключение о финансах и формальностях. Турецкие власти требуют соответствующего оформления документов и оплаты, греческие — помимо виз оформления лога (права на свободную практику), к этому следует добавить стоимость стартового взноса. Яхт-клуб не имеет валюты, спортивные организации Москвы не смогли оказать помощь в этом вопросе. Поэтому мы весьма благодарны спонсорам — совместным предприятиям «Аэротур», «Интершельф» и «Совкомфлот», благодаря которым экипажи яхт «Норд» и «Торос» смогли принять участие в регате.