Основные данные протестированном аэролодки "Panther"
(в скобках — габариты при перевозке на трейлере)
Длина, м | 6.0 (7.1) |
Ширина, м | 2.50 |
Высота, м | 2.80 (3.20) |
Двигатель: | |
- тип | "General Motors", бензиновый, 8-цилиндровый, V-образный |
- мощность, л.с. | 425 |
Пропеллер: | |
- тип | Сдвоенный |
- кол-во лопастей | 2x3 |
- материал лопастей | Углепластик |
Охота пуще неволи. До Стокгольма, пожалуй, можно было бы и впрямь доехать, проявив определенное упорство и терпение. Однако лично я от одной только необходимости постоянно держать в узде все 425 "лошадей" этой могучей машины вскоре бы сдался и пересел на какой-нибудь чисто "зимний" транспорт — пусть и не столь мощный, но более рационально свою мощность использующий. К примеру, на обычный снегоход.
Любая амфибия — это компромисс. Что-то находишь, но что-то и неизбежно теряешь. Убедиться в справедливости этого расхожего утверждения мне довелось, в частности, попробовав на льду классический "камышовый" глиссер, построенный самим "ТехноСпортЦентром" ("КиЯ" №171), а также канадскую аэролодку "Хаски", специально спроектированную для движения по льду и полыньям (№180). Недостатки и ограничения есть даже у последней. Но куда деваются все эти холодные выводы после нескольких разворотов под самолетный гул мощного мотора — когда начинаешь понимать, что даже в зимних условиях такая лодка пусть и норовиста, но все равно послушна?
Полярная пантера
Мастера компании "Panther", базирующейся во Флориде, попытались превратить теплолюбивую пантеру в нечто вроде снежного барса — правда, по собственным, флоридским понятиям.
Из брутального транспортного средства, призванного пугать аллигаторов на заросших камышами болотах и навевающего ассоциации с паукообразными конструкциями из фильма "Безумный Макс", "Пантера" превратилась в некое подобие мирного лобастого микроавтобуса — первым делом, из-за тента с обширными прозрачными боковинами. Водительское сиденье, обычно поднятое на болотных аэролодках как можно более высоко (чтобы углядеть дорогу поверх высокого камыша), перекочевало вниз, в кокпит, и расположено, как в обычном автомобиле. Только вместо "баранки" — традиционная для аэролодок качающаяся вперед-назад ручка управления воздушными рулями.
В стиле упомянутого кино — лишь спартанское обустройство. По уровню исполнения интерьера обычный армейский "уазик" в сравнении с испытанным вариантом "Пантеры" гляделся бы "Лэндкрузером"-соткой. Простецкий ящик с запотевшими циферблатами, который я собрался было перекинуть на заднее сиденье, оказался намертво привинченным приборным пультом с замком зажигания...
Детальный осмотр выявил целый ряд более существенных дополнений. Вопервых, корпус по-честному и всерьез усилен, внутри — явный перебор дополнительных стрингеров и шпангоутов. Во-вторых, и на днище, и на нижнюю часть бортов "джонботовского" плоскодонного корпуса прикреплены полимерные листы. Припомнив, сколь крепко всего за пару минут способно было примерзнуть к насту алюминиевое днище обычной аэролодки, я попробовал столкнуть вбок нос тяжеленной "Пантеры", простоявшей всю ночь на снегу. Нет проблем! В-третьих, предоставленная на тест "Пантера" была оборудована пустотелыми ящиками — блоками непотопляемости (двумя по бортам в районе миделя и одним в носу). Из-за этих ящиков, кстати, проникновение под тент лодки каждый раз становилось проблемой. Что-то явно оказалось не на месте — то ли они, то ли заднее сиденье... Опытный экземпляр, можно извинить! А в-четвертых (явно в расчете на непредсказуемую Россию и загадочный русский характер), все основные системы продублированы. Два независимых аккумулятора, две водоотливные электропомпы. В общем, в случае чего одна из дублирующих цепей авось и сохранит работоспособность.
То в жар, то в холод
Поскольку лед (да и вообще минусовую температуру) флоридские мастера наблюдали в основном в холодильнике или в виде безобидных кубиков на дне бокала с коктейлем, прочие погрешности можно им тоже простить. Например, систему запуска. На морозе классическая американская V-образная "восьмерка" почти 6-литрового рабочего объема заводиться отказалась, и пришлось обычному русскому умельцу (т. е. дипломированному механику "ТехноСпортЦентра" Сергею Сидорову) приспособить к намертво заклиненной воздушной заслонке карбюратора системы "General Motors" ручку привода подсоса от банальных "Жигулей". Только с четвертой попытки удалось подобрать и количество кусков ковролина, потребных для укутывания огромного, рассчитанного на 40-градусную жару радиатора. Стрелка указателя температуры то едва дотягивала до 50°, то зашкаливала за все 120, но в итоге человеческий разум победил — рабочая температура остановилась на отметке 95-100°. Скорее всего, окончательно решить эту проблему лучше при помощи дополнительных жалюзи.
Звук у мотора, даже при высоких оборотах, мягкий, басовитый, а воздушный винт с шестью углепластиковыми лопастями, приводимый через понижающий редуктор, ведет себя заметно тише, чем у той же "Хаски" — характерные посвистывания практически незаметны.
Хоть "Пантеру", как же отмечалось, можно сдвинуть вручную, тронулись мы с места только после того, как стрелка тахометра достигла отметки 3000 об/мин. Сразу после старта пришлось чуть отпустить педаль газа — будто очнувшись, "Пантера" вздумала разгоняться чересчур резво. Запас мощности более чем солидный — на крутой слип легко взобраться "вполгаза". Великолепна и маневренность — развернуться можно и на тесном пятачке.
Замерзший и засыпанный снегом залив только на первый взгляд казался ровным и гладким. К тому же, роль лобового стекла исполнял прозрачный мягкий пластик, который в день испытаний был запорошен снежком снаружи и обмерз от дыхания пассажиров внутри. Да и погода была облачной, отчего сумрачное небо сливалось со столь же сумрачным снегом. В общем, несмотря на большую площадь "остекления", видимость с водительского места оставляла желать лучшего, а о скорости и состоянии "дороги" в заливе можно было судить разве что по случайным следам пеших рыбачков, бредущих к своим отмеченным хворостинами лункам, или же по рубчатым отпечаткам гусениц снегоходов.
За спиной готовы взяться за дело все 425 "лошадей", но стоит чуть притопить педаль газа. Ба-бам! Ветер намел на льду залива не очень высокие снежные заструги, но и этого хватило, чтобы заставить водителя не превышать скорость 20-30 км/ч. Иначе из-за жестких ударов днищем на этих "снежных волнах" запросто язык откусишь. Хотя черт с ним, с личным комфортом — технику бы не угробить! Ведь, в отличие о канадской "Хаски", силовая установка которой установлена на пневматических амортизаторах, мотор южной "Пантеры" укреплен на обычных резиновых подушках и на подобные встряски вряд ли рассчитан.
Чисто теоретически представляю, с какой скоростью можно полететь на полном газу при мощности 425 л.с. — особенно на чистом льду. Даже без манипуляций с педалью газа наша "Пантера" готова в любой момент неожиданно "выстрелить" — например, на границе наста и чистого льда. Торосов, к счастью, нет — на большой скорости увернуться от вертикального препятствия, даже вовремя замеченного, на подобной машине непросто, а последствия могут оказаться печальными. Не зря передние сиденья канадской "Хаски" даже при наличии скребкового тормоза были оборудованы ремнями безопасности!
На очередном подходе к берегу — обычная для аэролодок проблема. "Пантеру" занесло, раскрутило на чистом льду, и мы уперлись носом аккурат в берег. Летом, на воде, пришлось бы вылезать наружу и отталкиваться вручную (заднего хода, сами понимаете, здесь нет). Однако стоило чуть прибавить газку и положить рули на борт... Корма послушно покатилась в одну сторону, а нос — в другую, съезжая с обледеневшего берегового склона. В общем, через пару секунд мы вновь оказались на параллельном берегу курсе.
Резюме
"Пантера", пусть и компромиссная — это все-таки лодка, а не аэросани, несмотря на усиления и полимерное покрытие корпуса. Главный ее недостаток при движении по снегу и льду — жесткий и некомфортный ход. Сказывается и отсутствие тормозов, особенно критичное на скользких уклонах. Правда, в условиях нашего короткого лета "Panther" позволяет отложить окончание навигации на неопределенное время: при необходимости можно без проблем преодолевать попадающиеся по пути замерзшие и заснеженные участки, а также битый лед — в основном малым ходом.
Президент "ТехноСпортЦентра" Вадим Санкин сообщил, что мелкосерийную "отверточную" сборку аэролодок "Panther" планируется организовать в Петербурге. Лодки будут собираться по принципу детского "конструктора" и, скорее всего, все окажутся разными — в соответствии с пожеланиями конкретных заказчиков. В "зимнем" варианте предполагается устанавливать нормальное ветровое стекло со стеклоочистителями, отапливаемую кабину и скребковые тормоза, но возможно и классическое "камышовое" исполнение — открытое, с высоким водительским креслом. Что ж, подождем до лета.