Речь пойдет о бермудском парусном вооружении (3/4 и 7/8) и именно о том его варианте, который нашел применение на легких гоночных яхтах (швертботах класса "470" и др.), а в похожем исполнении прижился в немалочисленном нашем туристском флоте, который в значительной мере укомплектован яхтами микро- и минитонного классов ("Рикошет-5.5", "Нева", "Нева-2" и им подобные, в том числе самостоятельной постройки).
Сколько яхт потеряли свои мачты из-за "какой-то краспицы"? А сколько еще на пути к этому? Если на стоянке при свободном ахтерштаге, к примеру, на каком-нибудь "Рикошете", ванта уже готова вывернуть краспицу в корму, можно представить, как возрастет эта готовность в море при набитом ахтерштаге (рис. 1, б).
Но обо всем по порядку. Прежде обратим внимание на два существенных момента, сделавших такое вооружение столь популярным.
Во-первых, возможность оперативной набивки ахтерштага позволяет изгибать мачту и тем самым изменять полноту грота в широких пределах, оптимально согласуя ее с ветровыми условиями.
Во-вторых, краспицы, развернутые под некоторым углом в корму, дают дополнительный эффект. При порывах ветра возрастает нагрузка на наветренную ванту, и через краспицу усилие передается на мачту, выдавливая ее вперед — грот уплощается, сбрасывается лишнее давление с паруса, уменьшается кренящий момент, что, в конечном итоге, благоприятно сказывается на скорости яхты.
Спортсмены, настраивая свои легкие швертботы в период предгоночной подготовки, коррекцией угла разворота краспиц добиваются наилучшей работы рангоута с учетом фактического веса именно своего экипажа.
Все прекрасно! Но микротонник, по сравнению с легким гоночным швертботом, имеет большую площадь парусности и существенно большую (особенно в туристском плавании) массу. Здесь нагрузки в такелаже и рангоуте несоизмеримо значительнее, и в критических условиях краспица должна работать только на сжатие, т. е. когда верхний и нижний участки ванты располагаются в плоскости ее продольного сечения (рис. 1, а). При этом пальцы или шплинты, которыми краспицы страхуются, не должны испытывать нагрузок. В этом — залог сохранности мачты! А при фиксированном угле разворота краспиц такое положение достижимо лишь при строго определенной степени набивки ахтерштага — и обязательно нужно, чтобы это положение краспиц приходилось на то состояние набивки ахтерштага, которое требуется для крепкого ветра (поскольку именно тогда грот приходится значительно уплощать, а мачта и стоячий такелаж испытывают наибольшие нагрузки). Многие в туристском флоте, мягко говоря, уделяют этому обстоятельству мало внимания. Усугубляет положение еще и то, что в смутное время нашего недавнего прошлого яхтенный рынок наводнился продукцией сомнительного качества. В ходу оказалось множество мачт с заметной винтообразной остаточной деформацией, с асимметрично установленными оковками. В этих случаях впору маркировать тали ахтерштага раздельно для правого и левого галсов. Но уследить за этим в море непросто, и в свежую погоду об изменении полноты грота ахтерштагом уже лучше не помышлять, если еще не пропало желание сохранить подобную мачту.
Возникает сакраментальный вопрос: "Что делать?" Делать краспицу "плавающей", т.е. самоцентрующейся. Так вооружены минитонники, более крупные яхты и многие зарубежные микротонники: краспица, самоцен-труясь, всегда работает только на сжатие и постоянно готова нести предельные нагрузки без вмешательства экипажа.
Правда, в прекрасном вооружении минитонника "Нева-2" появилась особенность, не упомянуть о которой было бы неправильно. Изготовители, отреагировав на массовые рекламации по "недержанию" вант-путенсов, не нашли лучшего решения, чем усилить узлы крепления одной пары, убрав другую вовсе. Теперь основные ванты значительно ушли в корму (поскольку крепятся к тем же вант-путенсам, что и верхние), а это препятствует проявлению рангоутом главных достоинств, присущих данному типу вооружения. Послабление набивки основных вант в разумных пределах положения практически не исправляет. Мачта стоит так "крепко", что работать ее не заставить. Вот такой прискорбный факт. Если решитесь перевооружать свою яхту, это не стоит повторять.
Чему же следует уделить особое внимание, готовя яхту к выходу в море, чтобы маленькие упущения, в частности, при установке краспиц, не превратились в большую головную боль?
1. Обтягивать стоячий такелаж есть смысл не в тот же день, когда яхта спущена на воду. Пусть "отыграет" та деформация, которую мог приобрести корпус (особенно пластиковый) за время зимнего хранения на кильблоках.
2. Верхние ванты следует набивать больше, чем основные, чтобы топ мачты не уходил под ветер, а в средней части мачта не была слишком "зажатой".
3. Краспицы в вертикальной плоскости должны располагаться возможно ближе к биссектрисе угла, образованного изгибом ванты (рис. 2). Если подветренная краспица не удерживается в нужном положении при разгруженной ванте, на ванты под ноками краспиц можно наложить ограничительные марки из толстой капроновой нити, положив предварительно под них два-три витка липкой полихлорвиниловой ленты.
4. Следует проверить, надежно ли застрахованы ванты в ноках краспиц и сами краспицы от самопроизвольного высвобождения.
5. Нужно убедиться, что при набивке ахтерштага краспицы поворачиваются плавно (без рывков и заеданий), отслеживая положение вант Страховочные пальцы не должны испытывать нагрузок в пределах всего рабочего сектора перемещения краспиц.
6. Проверьте, чтобы страховочная перемычка не допускала послабления ахтерштага более допустимого на случай несанкционированного выхлеста из стопора ходового конца талей ахтерштага.
7. Не будут лишними несмываемые марки на ходовых концах талей ахтерштага и бакштагов (если последние есть), что сделает более эффективной работу с ними, особенно когда приходится прибегать к помощи недостаточно квалифицированного экипажа.
И не стоит забывать хорошо известную истину — море ошибок не прощает.