Если вы отправляетесь путешествовать по воде из Москвы, помните, что самое важное — иметь белый флаг-отмашку. На подмосковных водоемах все машут этим флагом: на яхтах, катерах и даже весельных лодках. Движение интенсивное, и махать приходится все время, так что лучше иметь по флагу с каждого борта. Сперва мы отмахивались просто рукавицей, пока... Ну, в общем, беда тому, кто не ответил на отмашку речного милиционера. Теперь у нас всегда под рукой подрубленный, выстиранный и отутюженный белый флаг!
Первая же ночь выдалась очень холодной. Едва дождавшись утра, мы поехали домой, в Москву за теплым ватным одеялом. Важное правило: обеспечьте себе минимум комфорта, а романтики и без того хватит!
Стоим у пала шлюза № 6 канала им, Москвы. Стоим час, другой, третий и ждем, когда подберется приличная компания, Подходят: яхта, два катера и четыре моторных лодки. Но это все не то, туристские суда не в счет. А вот, слава богу, появляется избавительница-баржа. Надо постараться не отставать (забегать тоже ни к чему) и пройти с ней все шлюзы на канале.
В Дубне встретили собрата — катамаран «Спрут». Сейчас он выглядит изящней, чем на старом фото (№4, 1964 г.), так как устранен его существенный дефект — низкий клиренс.
Дубна, Кимры, сразу за которыми начинаются отличные места: песок, сосны, тенистые бухты. Там, где Волга подперта плотиной (то есть практически почти везде), каждый маленький приток — это уже удобная бухта для стоянки.
В хорошую погоду, между прочим, везде неплохо, И все ладится: мотор работает, паруса не заедает. Но стоит погоде испортиться, как самое красивое место становится унылым и все идет шиворот-навыворот: мотор барахлит, стаксель раскручивается, когда его закручиваешь, грот не поднимается (а еще хуже — не опускается), багор в самый ответственный момент летит за борт.
Плыть по Волге просто, секстан и радиопеленгатор можно оставить дома. Компас?... Тоже ни к чему, Мы пользовались только 20-копеечной маршрутной схемой «Москва — Астрахань — Ростов-на-Дону» издания ГУГК, 1965 г.
Тихая теплая ночь, мы сидим на берегу, спать не хочется. С шуршанием рассекая гладкую воду, идет яхта. Топовый огонь на мачте, бортовые огни... Ветра почти нет, она идет медленно, с достоинством. Парус всегда вызывает самое лирическое настроение, хороший пейзаж он не портит, а плохой облагораживает. С этого момента и мы решили идти только под парусом, тем более что наш мотор, проработавший без ремонта подозрительно долго, наконец-то вышел из строя.
На Рыбинском водохранилище мы уже второй раз. Погода тихая, что бывает не всегда, и мы спешим его пройти. Но отступать от фарватера нельзя — здесь большие литорали, попросту говоря, отмели, и ничего не стоит нарваться на подводный пенек, особенно в волну.
Из Рыбинска ушли не сразу: сильное течение, о котором мы уже забыли, так прижало нас к городу, что вырваться удалось с трудом.
В субботу и воскресенье, а также ночью Рыбинская ГЭС может в любой момент остановиться, вода спадет, и путешественник в своем судне рискует проснуться на суше (что, кстати, с нами и произошло}.
В Ярославле для стоянки лучше всего заплыть в реку Которосль, а там, свернув в первый или второй проход направо, вы оказываетесь буквально в центре города. Вот перечень мест, которые мы последовательно посетили в течение только одного дня; Спасо-Преображенский монастырь, парикмахерская, баня, ресторан «Медведь», филармония с программой «Цыгане на эстраде», ресторан «Волга» (магазины в счет не идут),
Ярославль, Углич и Кострома входят в Золотое туристское кольцо средне-русской полосы, Перед Угличем есть старинный городок Калязин, а около него затопленная колокольня, к которой можно подплыть и при желании даже взобраться на нее, За Костромой — город Плес, около которого начинаются исключительно живописные места, запечатленные Левитаном. От Плеса до Кинешмы Волга не столь привлекательна: строительный пейзаж, в воздухе пахнет дизельным маслом. В Кинешме тоже есть приток, куда следует заплыть для стоянки. Пройдя под мостом, оказываешься не только в центре города, но и у керосинной лавки, где торгуют бензином и автолом. Старый русский город, приземистые торговые палаты, по-старинному мощеные улицы.
Мы покинули Кинешму, где запаслись неимоверным количеством бензина. И, конечно, тут же подул хороший попутный ветер, Подняли паруса, однако обилие бензина не давало покоя, и мы решились на эксперимент: в помощь парусам подключили мотор.
Уже через час обнаружили, что с мотора слетел винт, А впереди — шлюзование на Горьковской ГЭС, Попытки достать винт до шлюза ни к чему не привели. Нужные нам магазины оказывались закрытыми по одной из трех причин: ремонт, учет или выходной. Если иной и был открыт, то, понятно, там ничего не оказывалось.
В Горьковском водохранилище никак не могли пристать к берегу. Острова там очень соблазнительны, пустынны, из чистого желтого песочка и покрыты кустиками и сосенками, но подходы к ним мелки, как и у берега. Наверняка где-нибудь были подходы, но раз уж мы попали в полосу невезения, приходилось пить чашу до дна. В течение вечера мы три раза садились на мель и в кромешной тьме продолжали метаться, пока нас чудом не занесло в бухту Сокольскую. Не сразу, Но все же нашли спокойное место без волны. Встали меж трех бетонных дебаркадеров (они изготовляются там на верфи и ждут отправки к месту назначения) и, казалось, обрели покой. Но тут кто-то сбросил один швартов с дебаркадера у выхода из бухты, и тот под ударами волн и ветра стал надвигаться на нас. Мы оказались зажатыми в бетонном мешке, запахло катастрофой. Но местный народ быстро пришел нам на помощь. Поставили распорки и вручную (!) подтянули дебаркадер к причальной тумбе.
На другой день в 9 утра (по нашим понятиям, очень рано) буксирный катер вывел катамаран из бухты в бурлящее море. Буксир оборвался, и это послужило сигналом к самостоятельным действиям. На всех парусах при сильном попутном ветре понеслись по водохранилищу. Волны подгоняют, захлестывают, корпуса набирают воду через палубу, которая кое-где уже прохудилась. Пройдя за 8 часов 60 км, к 5 часам добрались до Горьковского шлюза. Воды набрали столько, что, кажется, добавь еще столовую ложку и пойдешь ко дну. Стоять у палов невозможно из-за сильного волнения. Заводим катамаран за «ус» пала и идем к диспетчеру на переговоры. Он проникся к нам сочувствием и через каких-то два с половиной часа открыл ворота, но команду дал слишком поздно. Обогнуть пал без мотора против ветра мы быстро не смогли, ворота закрылись. Через некоторое время повторили маневр снова и стремительно влетели в шлюз.
Первую камеру и канал прошли хорошо, а во второй случилось чудо: ветер стал дуть навстречу. Собственно, истинный ветер не изменился, а просто он каким-то образом завихривался в камере. Но нас этим не смутишь. Уверенно руками и ногами отталкиваем от себя стенку, беремся за весла и под восторженные возгласы обслуживающего персонала покидаем шлюз.
В Горьком попытались добыть винт. Пользуясь нашим невежеством, некий ночной сторож продал нам старый и несоответствующий мотору винт. Наш «ЛММ-6» начал развивать бешеные обороты, почти не двигая катамаран вперед. Вал стал гнуться, зубья шестеренок — крошиться. Мы смогли пройти лишь несколько сот метров от моста через Оку до лодочной стоянки, где снова остановились.
Два дня потратили на то, чтобы достать уже не только винт, но и коробку шестерен.
От Горьковской ГЭС примерно до Васильсурска Волга мелководна (пока еще нет Чебоксарской ГЭС), множество островов и рукавов, фарватер узкий, петляет, идти надо осторожно.
Куйбышевское водохранилище по-настоящему начинается у Камского Устья, где оно превращается в море шириной до 40 км. Как правило, ветер часто меняется, и волны бывают одновременно двух направлений: от прежнего ветра и от нового. Берега иногда обрушиваются ломтями, и море их «съедает». Вчера еще гулял по берегу, а сегодня эта тропинка уже упирается в обрыв.
В первый же день на водохранилище мы попали в ураган. С утра ветер дул вяло, днем стал сильнее, а к вечеру наш «Север» понесся с небывалой скоростью, хотя мы заблаговременно перешли к подветренному берегу. И только нашли бухту, как этот ветер превратился в ураган силой до 12 баллов, о чем нам официально сообщило радио. Всю ночь он гудел и стонал, не давая уснуть. Мы отстаивались в бухточке у села Полянки и рискнули выйти лишь через сутки. Закончили поход в Ульяновске. В местном яхт-клубе нас приняли очень гостеприимно, несмотря на отчаянную тесноту.
Итог. Мы прошли ровно 1500 км за 40 дней, из них в пути провели 26, причем ни разу не шли более 8 часов в сутки. Не поймали ни одной рыбы. Отчаянно загорели. Утопили последний руль. Отдохнули (хотя могли и устать). Израсходовали 230 литров бензина, т. е. шли под мотором 90 часов или, грубо говоря, 11—12 дней. Хотя под парусом мы шли дольше, но прошли всего 1/3 пути со средней скоростью 4,5 км/час. Денег потратили немного (если исключить расходы на ремонт мотора), прошли 10 шлюзов. Готовы к новому старту!