Основные данные катера «Касатка»
Длина наиб., м | 6.3 |
Ширина наиб., м | 2.4 |
Высота габаритная, м | 2.4 |
Вес, т | 1.3* |
Килеватость на транце, град. | 17 |
Грузоподъемность, кг | 850 |
Пассажировместимость, чел. | 6 |
Число спальных мест | 4 |
Объем топливных баков, л | 2x65 |
Рекомендуемая мощность ПМ, л.с. | 150 |
Цена, руб. | 580 000 |
* Укомплектованного катера (с оборудованием, ПМ и запасом топлива).
Функциональность превыше всего
Создатели «Касатки» не скрывали, что толчком к разработке новой модели послужил успех на российском рынке катера «Silver Eagle Star Cabin», вот уже несколько лет прочно удерживающегося в списке бестселлеров. «Клонировать» эту действительно удачную финскую лодку задача не ставилась — речь шла лишь о самой концепции (сварной алюминиевый корпус плюс стеклопластиковая внутренняя секция с надстройкой), «скандинавской» закрытой компоновке и о наиболее востребованных ныне в России дейкрейсерных размерениях. На «Eagle» разработчики «Касатки», что называется, только оглядывались, причем исключительно критически, исходя при этом прежде всего с точки зрения функциональности. Такой сугубо практический подход — вещь, конечно, хорошая, однако иногда неплохо бы пойти на компромисс: внешняя привлекательность и у нас в России стоит не на последнем месте в ряду потребительских симпатий.
Сама по себе идея размещения в относительно небольшой лодке четырех полноценных спальных мест за счет двухуровневой Z-образной однообъемной планировки, позволившей выиграть метр полезной длины, и впрямь хороша. Здорово, что в каюте-салоне можно стоять во весь рост, а сидя на койках-диванах под носовой декой, не упираться головой в подволок — благодаря «уступу» перед носовой надстройкой, который заодно служит и в качестве палубного сиденья, удобного, например, для рыбалки. В общем, ни сантиметра полезного объема не пропадает зря — но при всей своей функциональности надстройка больше напоминает кабину от капотного грузовика, водруженную на алюминиевый лодочный корпус.
Напомним, что мы имели дело с прототипом, доделать который до наступления настоящих морозов попросту не успели, поэтому о жизнеспособности большей части планировочных решений на момент испытаний можно было судить разве что теоретически. В частности, из-за отсутствия ряда важных деталей собрать Z-образное четырехместное «купе» для ночлега нам не удалось, однако и так было ясно, что замечательная идея (кстати, запатентованная «Пластом»), требует доработки в мелочах. В частности, за счет перемещения крепежных стоек и некоторой коррекции габаритных размеров рундуков-сидений наверняка удастся обеспечить комфортными спальными местами не только «среднестатистических» пассажиров ростом не более 180 см, но и высокорослых тяжеловесов. Зато порадовало обилие вместительных сухих рундуков.
Однако стоило нам мысленно «убрать с горизонта» угловатую кабину (кстати, представляющую собой отдельную от палубной секции деталь, легко заменяемую в ходе производства), как стало ясно: в остальном конструкторам «Пласта» вполне удалось увязать и функциональность, и дизайн. С кормы входишь в лодку по отформованным в стеклопластиковой секции ступенькам (не только снаружи, но и внутри кокпита), расстояние между которыми таково, что в кокпит через его кормовую переборку легко попадет даже ребенок, поднявшийся после купания по откидному трапу. К нашему удивлению, еще один подобный трап, закрывающийся в положении «по-походному» откидной крышкой, обнаружился и на «утином носу» перед форштевнем — ничего подобного доселе нам видеть не доводилось. Тем, кто решил, будто два купальных трапа — это исключительно для той публики, что с жиру бесится, советуем посмотреть на фото, сделанное на одном из нижегородских пляжей (пусть песок там и засыпан снегом). Ширина потопчины достаточна, чтобы без помех пройти по борту в кокпит. Единственно, вместо отдельных коротких ручек хотелось бы видеть один длинный релинг по верху каюты.
Нам сообщили, что крышу надстройки должна венчать пластиковая наделка-козырек с поручнями и дугой, на которую можно будет устанавливать и «стаканы» для удилищ при рыбной ловле троллингом, и всякие полезные вещи вроде фар, хромированных сигналов-дудок и мигающих сигналов-маячков, однако установить наделку попросту не успели. В стандартную комплектацию входит и тент, закрывающий кокпит — в положении «по-походному» он убирается в локер на кормовой переборке кокпита и накрывается пластиковой крышкой.
За рулем
Поскольку салон — трансформируемый, рабочее место водителя выглядит несколько непривычно. Сидишь на том же рундуке, что и пассажир за спиной, только он располагается боком к движению (по такой же схеме рассаживаются и два пассажира слева). Еще двоих можно разместить впереди и внизу — под палубной наделкой. Как уже отмечалось, ширину рундуков стоило бы увеличить за счет уменьшения ширины центрального прохода: сидеть за рулем, а также использовать их для ночлега будет удобней. Ветровое стекло здесь триплексное и снабжено стеклоочистителями, но к обзору есть некоторые нарекания. Водитель размещается вплотную к бортовой переборке, и широкая стойка стекла образует справа довольно обширный «мертвый сектор». Кроме того, явно нужна пара дополнительных окон в кормовой переборке — обзор при движении задним ходом недостаточен даже при открытой двери каюты.
Сварной корпус с обводами «глубокое V» килеватостью 17° с тремя парами довольно широких продольных реданов, дельтавидный в плане, разработал по заказу «Пласта» известный петербургский конструктор Вячеслав Чупайло. На днище использован лист АМг толщиной 4 мм, на бортах — «тройка». За прототип были взяты обводы РИБа «Спасатель», на котором мы уже совершали ознакомительные выходы во время одной из питерских бот-шоу и который оставил у нас более чем благоприятное впечатление (см. №181).
Наличие массивной рубки мало что изменило. Под 150-сильным мотором «Касатка» демонстрирует буквально пушечный разгон, двигаясь, словно на колесах, практически без кормового дифферента, да и при плавном прибавлении газа тоже не понять, когда же начинается режим глиссирования. Несмотря на то, что лодка отличается изначальной носовой центровкой, на полном ходу даже при «поджатом» триммере никаких проблем с устойчивостью на курсе — реданы не позволяют носу «прилипать» к воде. В крутом повороте (диаметр циркуляции с полного хода составляет три-четыре длины корпуса) «Касатка» тоже идет, как по рельсам, хотя крен при этом очень незначительный. Главная задача при этом — удержаться на гладком, лишенным спинки и боковых поддержек водительском сиденье. Вогнать лодку в более глубокий крен удалось только под сброс газа.
Ходового крена, от которого на том же «Eagle» обычно спасаешься при помощи транцевых плит, нет и в помине. Практически не реагирует лодка и на перемещения пассажиров — что в продольном направлении, что в поперечном. Впечатлила и максималка — более 70 км/ч с нагрузкой в три человека и полными баками. Короткую ветровую волну высотой 0.2-0.3 м лодка на этой скорости практически не замечает и ведет себя на удивление тихо — полости корпуса заполнены вспенивающимся полиуретаном, не только обеспечивающим непотопляемость, но и эффективно гасящим шум и вибрацию. При ветре около 6-7 м/с дала о себе знать значительная парусность высокой надстройки, и при швартовке это приходилось учитывать.
Резюме
Как любой «свежий» прототип, «Касатка» не свободна от недостатков. Но, собственно, именно с той целью и проводились испытания под конец навигации, чтобы их выявить и исправить. В частности, стремясь сделать лодку максимально функциональной, конструкторы явно поступились требованиями эстетики. Дизайн надстройки не назовешь особо привлекательным, хотя самая идея двухуровневой Z-образной трансформируемой планировки, пусть и требующая некоторой доработки в деталях, действительно хороша. А вот все, что ниже, заслуживает всяческих похвал — и собственно корпус, отличающийся великолепными ходовыми качествами, и пластиковая палубная секция с удобным доступом в тентованный кокпит, широкими потопчинами и даже носовым трапом.
Генеральный директор «Пласта» Павел Плева сообщил, что по результатам испытаний в конструкцию «Касатки» будут внесены достаточно существенные изменения, а, кроме того, на основе хорошо зарекомендовавшего себя алюминиево-пластикового корпуса планируется разработать модели с совершенно иной планировкой и дизайном — в том числе и открытую, тем более что надстройка представляет собой легко заменяемую отдельную деталь. О том, что будут представлять собой модифицированные версии «Касатки», мы обязательно сообщим.