Основные данные катера "Utopia 185"
Длина, м | 5.56 |
Ширина, м | 2.44 |
Осадка, м | 0.30 |
Килеватость, град. | 20 |
Масса порожнем, кг | 957 |
Пассажировместимость, чел. | 8 |
Грузоподъемность, кг | 600 |
Запас топлива, л | 150 |
Мощность двигателя, л.с. | 200/240 |
"Utopia" вблизи
Первая, самая отчетливая мысль, посещающая при виде этого аппарата: "Вот она, как есть, самая американская фирма...". Заокеанская "Утопия" предстает во всей красе, текуче поблескивая пластиком корпуса и отделки. Стыки секций и молдинги плотно подогнаны друг к другу. Ступая на палубу кокпита, не услышишь ни звука от напрягающихся конструкций. Остойчивость высока — тяжелый катер сидит в воде основательно, в одиночку его не раскачать. По компоновке это типичный "боурайдер" с носовым кокпитом, отделяемым от кормового откидной форточкой в широком ветровом стекле. Закрытые аккуратными подушками банки-рундуки в носу предоставляют место для хранения сухого багажа, жилетов и прочего имущества. Кормовой диван достаточно широк, чтобы сложить под него водные лыжи или доску-вейкборд. Кокпит просторен ровно настолько, насколько это диктуется спортивным назначением судна. Между диваном и рулевой консолью свободно размещается поворотное кресло водителя, а соседнее с ним по левому борту может быть опционально даже двухместным, "приятельским", также поворотным, с таким расчетом, чтобы в развернутом положении образовать с кормовым диваном уютный уголок. Правда, без съемного столика — настоящему любителю водного спорта он вроде ни к чему. Банки с напитками, обязательные по американской традиции, можно поставить в глубокие гнезда на отформовках перед сиденьями и в консоли. Приборная панель лаконична: только самые необходимые приборы и выключатели. Зажигание — на предохранительном шнуре: со скоростной маневренной лодкой возможны любые неожиданности. Сидеть на водительском месте довольно комфортно, если не сказать — приятно. Приборная панель нейтрального серого цвета не бликует на солнце, так же как и матово-черная окантовка триплексного стекла. Все органы управления расположены на расстоянии вытянутой руки, и управлять катером можно, не отрывая спины от мягкого кресла. Подобным образом, не отрываясь от сиденья, любой из пассажиров может в крутом повороте ухватиться за ближайший к нему поручень. Чувство защищенности усиливает высокий борт кокпита. Ничего не скажешь, конструктивная безопасность на высоте.
Пытаемся выяснить, как устроена двигательная установка. Богато отделанную мягким винилом крышку моторного отсека открыть удалось с трудом, замок оказался туговат. Зато поднялась она на газовых толкателях с легкостью дверцы магнитофона-кассетника. Внутри нас ждал сюрприз: взору открылся не мотор, а компактный черный пластиковый ящик, под крышкой которого, второй по счету, наконец обнаружился водометный комплекс от "Mercury" — "M2 Jet Drive". Яркая наклейка на его кожухе сообщала, что двигатель выполнен по схеме V6, оборудован системой прямого впрыска EFI и имеет мощность в 240 л.с.! Впрочем, высокая мощность водометных приводов не должна вводить в заблуждение покупателя. Водометы, при многих своих положительных качествах, пока несколько проигрывают обычным винтам в эффективности, поэтому для судна равных размерений потребуется более мощный двигатель. Промежуточный пластиковый капот покрыт изнутри мощным слоем звукоизоляции. Отметим, что крышка моторного отсека скрывает не только сам двигатель, но и сложенный солнцезащитный тент на стальных нержавеющих дугах — решение, подкупающее своей радикальностью и добротностью.
Жажда скорости
В тестовый выход мы отправились группой из четырех человек. Грузоподъемность катера достаточна, чтобы нести восьмерых среднестатистических (по 75 кг весом) пассажиров, поэтому наша четверка вправе была ожидать полного раскрытия его динамических возможностей. Мотор легко завелся и тихо заурчал в корме. Мы двинулись вверх по течению Малой Невы к центру города. Понемногу добавляем газу. Интересно, что на рост оборотов с 1000 до 3000 в минуту судно реагирует неохотно — скорость возросла с 4.5 км/ч всего до 14. По-видимому, сказывается неоптимальность низкооборотного режима работы водомета. При достижении 4000 об/мин катер начинает уже выходить на глиссирование, скорость сразу вырастает до 33 км/ч. Замеряем время разгона до стандартной скорости в 48 км/ч (30 миль/ ч). Получается около 16 с — довольно долго. Такое чувство, будто спортивному мотору нелегко справляться с относительно тяжелым прогулочным судном, он просит добавить газу. Добавляем. На полном ходу разгоняемся до 71 км/ч.
Шум воды заглушает пение мотора, ветровое стекло прекрасно справляется со своим назначением — кепки держатся на головах, задувает только в центральном проходе под форточкой. Погода выдалась нетестовая, спокойная, и мы пытаемся развести собственную волну крутыми виражами. Маневренность — почти фантастическая, с полного хода можно заложить циркуляцию диаметром в корпус, только держись за поручни! При этом скорость несколько падает, но никаких прохватов и завываний двигателя — водомет все-таки. Широкий полный нос не позволяет катеру зарываться при выходе из поворота, поддерживает нормальный дифферент, а килеватое днище не дает проскальзывать наружу. Крен на циркуляции кажется большим, но он не страшен благодаря высокому борту. Со стороны "Утопия" напоминает характером движений очень большой аквабайк — так же резво подкидывает нос при маневрировании, рассыпая тучи брызг. Тем не менее повышенная плавучесть носа имеет и побочный эффект: при пересечении волны кильватерного следа катер получает ощутимый толчок.
Резюме
Добротно сделанная, красивая и надежная "большая игрушка" для любителей скорости, которые по той или иной причине желают пересесть с аквабайка в более презентабельное и комфортное транспортное средство. Сочетает отличительные черты как спортивного аппарата для веселого досуга, мощной платформы для буксировки разнообразных развлекательных снарядов наподобие парашютов, "бананов" и "ватрушек", так и довольно комфортного разъездного судна. Скоростные и маневренные качества на высоте, но складывается впечатление, что размер катера уже пределен для водомета данной серии.