Основателем самой популярной ныне в США компании по производству рыболовных блесен и аксессуаров был Люр Дженсен, фермер и рыбак со стажем, уверенный, что дополнительный ширк напильником или лишний удар молотком по купленной блесне не только не повредит, а лишь добавит уловистости.
В 1932 г. он приспособил видавший виды ручной пресс для изготовления блесенных лепестков собственной конструкции в необустроенном курятнике. Так родилась "Luhr Jensen", где помимо отца-основателя трудились и подрастающие дети.
Первоначально у Люра было 15 моделей, в основном бело-красные вертушки с надетыми на проволоку пурпурными индейскими бусинами. В 1960 г. объем продаж составил 250 тыс. долл., а за миллион завод перевалил всего через 10 лет. Тогда им уже руководил самый младший из семьи, теперешний президент, Фил Дженсен.
Сегодняшнее производство — это уже не 25 работников, а 250, плюс еще предприятие в Мексике, где 100 человек изготовляют трудоемкие деревянные приманки. Всего в день выдается на гора 50 тысяч различных блесен при годовых продажах, превышающих 15 млн. долл.
— Я пришел в компанию отца в 1960 г., сразу же после окончания Орегонского университета, — рассказывает Фил, седой, сухощавый джентльмен. — Основываясь на семейных рыболовных традициях, мы за прошедшие 40 лет не только развили основные собственные разработки, но и приобрели перспективные с рыболовной точки зрения компании, а таких было как минимум полсотни. Начинали мы с железа, оно и сейчас составляет около 50% нашей продукции. На втором месте — дерево, на третьем — пластик. Экспортируем блесны в 50 стран мира, и прибыль компании обычно колеблется в районе 5-7%. Наши работники, как и 50 лет назад, ежегодно получают премиальный бонус. На рыболовной стезе мы — главные специалисты в мире по троллингу и дорожке, упражнения со спиннингом стоят на втором месте.
Конечно, капиталистическое производство очень впечатляет, тем более что прежде неоднократно приходилось беспомощно шарить глазами в подобных отечественных мануфактурах. Хотя и по технологическому оборудованию, и по условиям труда это даже в сравнении с благополучной Финляндией — завтрашний день. Ручных манипуляций очень много, но достаточно и оригинальных станков, причем не только штамповочных, но и точнейше загибающих проволочную сердцевину вертушки (стоимостью 15 тыс. долл.) или накрепко приваривающих защитный ус к незацепляйке (150 тыс. долл.).
У одной "вешалки" с полуготовой продукцией я невольно остановился — перед глазами ухмылялся совершенно откровенный... "Blue Fox" пятого номера.
— Не удивляйся, у меня можно увидеть и "Mepps", и "Panter Martin". В нашей индустрии, как ни странно, нельзя запатентовать ни размеры, ни цвет блесны, защищается законом только имя. Например, номер первый по продаваемости — "Krokodile" — был привезен моим старшим братом из Норвегии в 1948 г. Оттуда пришел в Америку и известный тебе "Hotrod". Но большинство "плагиаторов" не может выдержать положенного качества и правильно сформулировать предназначение продукта — сегодня для изобилующего товаром рынка уже недостаточно просто "поймать рыбу". Надо объяснить, какую, когда и на какой цвет.
Пожалуй, нет другого вида человеческой активности, где каждый занимающийся ею не причислял бы себя к великим специалистам и оракулам. Тем не менее я всегда советую носить с собой пассатижи и чуть что — проявить смекалку на залипающем лепестке.
При этом мы бродим по цехам, где владелец не только придирчиво рассматривает заготовки блесен, но еще и отпускает деловитые комментарии.
— Фил, как известно, вы приобрели более 40 различных компаний по производству блесен. С чем это было связано и как выражалось в цифрах?
— Всех перечислить не берусь, но наиболее эпохальные покупки, конечно, отмечу. В 1983 г. за миллион долларов была приобретена компания "Les Davis", существовавшая на рынке с 1926 г. В конце 70-х это была крупнейшая фирма в мире по производству лососевых приманок. Всем практикующим рыболовам, наверное, известны такие названия, как "Herring Dodger", "Hot Rod Wobbler", "Deep Six Diver", "Bolo Spinner".
Приблизительно в то же время под нашим крылом появилось и детище легендарного Тони Аксетта. Известная ложка " Tony’s Spoon" наверняка имеется в загашнике у каждого спиннингиста. А без хвостатой незацепляйки "Hobo" нечего делать на заросшем озере или речке.
Из приобретенных плавающих деревянных приманок обрати внимание на бело-красную рыбку "Bass-Oreno". Патент на нее был зарегистрирован в феврале 1915 г.! Большой шум на окуневом рынке произвел и разработанный в 1928 г. Эдвардом Брауном воб-лер "Dalton Special", выточенный из сосны.
— Разве на "Дженсене" не используется бальса?
— Нет, мы работаем исключительно с калифорнийской сосной, она не только более прочна и долговечна по сравнению с бальсой, но и, по моему опыту, более агрессивно работает при глубинных или рваных проводках, повышенной температуре воды, когда хищнику совсем не до поклевок. Как известно, "Дженсен" любую выпускаемую модель сопровождает подробнейшими рыболовными рекомендациями: где, как и кого ловить.
Самая покупаемая "дженсеновская" рыбка — это вариации "Kwickfish". Сейчас у нас их четыре модели в пяти весовых группах и более 30 разнообразнейших раскрасок.
Но главное, конечно, — проводка, умение "играть" блесной. Лишь после начинаются гадания по цветовой рулетке. Тут уж все зависит от погодных условий, времени суток, опыта рыболова и настроения хищника. Я считаю, что у вертушек цвет тела важнее окраски лепестка. Всегда предпочту желтый, зеленый, черный. Если есть возможность ловить на посеребренные блесны, то будь уверен — успех обеспечен, ведь отражающий эффект от хромово-никелиевых поверхностей очень резкий, что может привлечь рыбину. Мы, кстати, до сих пор выпускаем посеребренные модели "Krokodile", "Loco", "Alpena Diamond", "Flutter Spoon". Хочешь, попробуй сам.
Мы неспешно подошли к стенду готовой продукции.
— Какую пожелаешь?
Я, не раздумывая, опустил в карман десятиграммового "крокодила"...