Основные данные мотолодки "Новая Ладога"
Длина наибольшая, м | 5.50 |
Ширина наибольшая, м | 2.25 |
Высота борта на миделе, м | 1.10 |
Осадка, м | 0.35 |
Сухой вес, кг | 550 |
Объем топливного бака, л | 160 |
Мощность ПМ, л.с. | 50-115 |
Цена в стандартной комплектации, долл. | 11 000 |
С прошлого года "Новая Ладога" выпускается "Астроном" серийно — в содружестве с петербургским предприятием "СПЭВ", взявшим на себя разработку и изготовление стеклопластиковых секций корпуса и палубы. Возрожденная "Ладога" стала на 85 см длиннее и на 25 см шире — за счет появившейся на борту дополнительной "ступеньки"-брызгоотбойника, и большего развала бортов. Ширина по скуле была также немного увеличена. Подверглась существенным изменениям и сама концепция планировки — старая "Ладога-2" имела открытую с кормы полурубку-хардтоп, что при ее относительно компактных размерениях было оправдано, в то время как увеличенная длина "Новой Ладоги" позволила оборудовать полноценную каюту с кормовой переборкой. Транец рассчитан на установку одного подвесного мотора с "длинной" ногой, а в качестве опции предлагается дополнительная подмоторная доска для вспомогательного подвесника мощностью 3-8 л.с. В отличие от советских времен, при изготовлении стеклопластиковых секций используются компоненты только зарубежного производства — в основном известной компании "Reichhold". Для основного армирования применяется поликормат, а особо ответственные места усилены стеклорогожей. Большинство деталей оборудования и дельные вещи — тоже импортные. Непотопляемость обеспечивается заполнением бортовых полостей вспенивающимся полиуретаном, объем которого (700 л) согласно расчетам должен удерживать на плаву залитую водой лодку вместе с паспортной нагрузкой. Объем выпуска пока невелик, но с увеличением числа региональных дилеров, поиском которых активно занимается "Астрон", производство намечается значительно расширить.
Задуманный рыболовами
За дизайн "Новой Ладоги" мы бы поставили твердую пятерку. Доставшийся нам экземпляр с нечасто встречающимся фиолетовым гелькоутом корпуса и белоснежной надстройкой смотрелся нарядно и броско. Разработчики решили внешний облик возрожденной "Ладоги" в неувядающем стиле "биодизайна" с его характерными обтекаемыми округлостями. При этом эстетические требования вполне удалось увязать с функциональностью.
При всей универсальности планировки — лодка позиционируется и как дейкрейсер, и как прогулочная — все равно чувствуется, что изначально намечалось создать специализированный рыболовный вариант. Издалека можно даже принять ее за популярный у рыбаков "walkaround", поскольку рубка выглядит довольно компактно. Создаваемое впечатление не так уж обманчиво, ведь новинка и впрямь наделена рядом качеств, присущих лодкам с такой компоновкой. В частности, вокруг рубки действительно имеется свободный проход по широкой потоп-чине, которая кажется еще шире на фоне округлого невысокого "колпака" рубки, а благодаря мощным высоким релингам чувствуешь себя и на борту, и на баке уверенно и безопасно. Кроме того, за счет тримаранных обводов "Новая Ладога", как и ее прародитель, отличается великолепной статической остойчивостью — даже два человека, стоящие на одной из потопчин, не вызывают опасного крена.
Благодаря большой ширине носовой части корпуса, характерной для тримаранов, в каюте на удивление просторно для 5.5-метровой лодки — расположиться на ночлег здесь можно и втроем (ее внутренние габариты — 2.15х1.7 м). Хотя снаружи рубка выглядит достаточно компактно, сидя здесь без проблем помещаются четверо. Высота подволока, замеренная от мягкой подушки дивана, составляет ровно 1 м. Кстати, съемную среднюю часть дивана, накрывающую проход, в будущем намечено использовать в качестве столика.
Довольно просторен и кокпит, оборудованный двумя поворотными креслами — на рыбалке можно с удобством расположиться лицом к транцу. Единственно, не помешали бы приступочки для ног внизу переборки каюты — водителю и пассажиру невысокого роста сидеть было бы удобней. А вот привычный владельцам старой "Ладоги-2" мягкий кормовой диван заменяет простенькая банка из деревянных реек. Понравились отформованные по бокам от подмоторного рецесса ступеньки, облегчающие вход в лодку с кормы и обслуживание мотора. Сюда так и напрашивается откидной купальный трап (это "опция", приобретаемая за дополнительную плату) — он будет хорошим дополнением к ступенькам и обрамляющим кокпит поручням, простирающимся до самого транца.
Каюта оборудована световым люком, который можно использовать в качестве запасного выхода, а в носу предусмотрен самоотливной якорный ящик, объем которого позволяет уложить кроме якоря с концом и прочие не боящиеся сырости вещи — например, комплект резиновых сапог. Рундуки имеются только в каюте, под бортовыми диванами — места для вещей достаточно даже на случай продолжительного путешествия. Кроме того, по периметру дивана имеются удобные полки для мелочевки, которая должна быть под рукой. Впоследствии еще один рундук планируется разместить под настилом кокпита. Кокпит — самоотливной, а высота пайола такова, что вода через шпигаты не поступает в кокпит даже при нагрузке 7 чел. Вход в каюту снабжен комингсом высотой 12 см (на старой "Ладоге-2" отсутствие такого "порожка" приводило к попаданию в каюту воды, в том числе дождевой).
Серьезные нарекания вызвали у нас только конструкция ветрового стекла, не гармонирующая с основным дизайном лодки и глядящаяся совершеннейшей самоделкой, а также грубовато сработанная деревянная дверь каюты. Нам сообщили, что на последующих лодках серии ветровое стекло намечено полностью переделать — оно будет выполнено заодно с закрывающими боковины кокпита бортиками, а дверь каюты, скорее всего, станет складывающейся по вертикали. Существующая конструкция стекла ограничивает использование тента — пусть и красивого, в тон гелькоуту корпуса — в качестве ходового. Видимость сквозь его прозрачные вставки оставляет желать лучшего, поэтому при поставленном тенте приходится двигаться с минимальной скоростью, особенно в дождь.
Предельный вариант
На транце предоставленной на тест "Новой Ладоги" был установлен 115сильный четырехтактный "Mercury-115" — предельно разрешенный вариант силовой установки (некоторым вполне хватает и 50-сильного мотора). Несмотря на высокую мощность и очень умеренный кормовой дифферент, выход на глиссирование оказался достаточно плавным, без резкого рывка, и занял примерно 3-4 с. При среднем положении триммера лодка немного "прилипает" широким тримаранным носом к воде, но после нажатия на соответствующую кнопку легко переходит в скоростной режим и глиссирует на двух третях корпуса. Обороты мотора в положении "полный газ" при этом увеличиваются примерно на 500 об/мин, а скорость переваливает за 70 км/ч. Разработчики старой "Ладоги-2" вряд ли рассчитывали корпус под такие режимы, но новая лодка никаких проблем не создала и шла стабильно — единственно, при чрезмерно откинутом моторе принималась плавно дельфинировать. Такое поведение служило своеобразным сигнализатором того, что мотор излишне откинут — на большинстве прочих лодок это определяется по резкому росту оборотов, когда винт теряет упор.
А вот при первом же повороте все пошло не столь гладко — даже в довольно плавном вираже на скорости около 70 км/ч появилась самопроизвольная бортовая раскачка. Опытным путем удалось определить беспроблемную скорость прохождения поворота, которая составила примерно 45 км/ч. Кроме того, отметили мы и довольно значительный крен — на небольшой скорости он может составить почти 45°, хотя подобно большинству лодок, отличающихся глубоким креном в повороте, "Новая Ладога" продемонстрировала великолепную маневренность: при желании ее можно вогнать в циркуляцию диаметром чуть больше длины корпуса!
Вода на Неве в день испытаний была практически гладкой, поэтому мы по давней традиции устроили охоту за речными буксирами, способными обеспечить нас необходимой волной. Кстати, вполне жизненная ситуация — с преодолением кильватерной волны от встречных судов приходится сталкиваться и при нормальной эксплуатации лодки, особенно в районах интенсивного судоходства. Подлетая к разведенным каким-то суденышком крутым валам высотой 0.50.6 м, мы сбросили скорость примерно до 50 км/ч, но этого все равно оказалось недостаточно. Последовал жесткий удар, и лодка резко "притормозила". Утешением послужило лишь то, что в кокпит при этом не попало ни капли воды — с защитой от брызг у "Новой Ладоги" явно все в порядке. Здесь тоже пришлось поэкспериментировать со скоростью — выяснилось, что более-менее комфортно упомянутую волну можно преодолевать примерно при 40 км/ч. А вот при движении лагом к волне, вдоль ее гребня, можно смело давать полный газ — лодка держится на курсе, как влитая, не проявляя склонности скатиться в ложбину между гребнями.
Впрочем, в таком поведении "Новой Ладоги" нет ничего удивительного — глиссирующая поверхность корпуса представляет собой практически плоскую "лыжу" большой площади, а широкий тримаранный нос с отвесными форштевнями бортовых спонсонов создает высокое сопротивление при встрече с крутой волной. Плюс таких обводов в другом, в чем мы убедились уже под занавес испытаний, выйдя на воду с экипажем в 7 чел. Выход на глиссирование без дополнительного вмешательства занял примерно 15 с (процесс можно было значительно ускорить, слегка покачав лодку с борта на борт поворотами штурвала), но после этого стрелка тахометра уверенно подошла к 5000 об/мин, а цифры на экране навигатора перевалили за 60 км/ч — словно и не было всей этой набившейся в кокпит оравы! Мореходным лодкам с обводами "глубокое V" такие результаты и не снились.
Резюме
Трейлерный дейкрейсер популярных размерений, отличающийся привлекательным и функциональным дизайном. При традиционной каютной компоновке обладает рядом качеств, свойственных лодкам "walkaround", и, являясь лодкой универсальной, может приглянуться также любителям рыбалки. Благодаря тримаранным обводам небольшой килеватости отличается высокой статической остойчивостью, большим объемом каюты, свойственным обычно лодкам классом повыше, и хорошими скоростными характеристиками, в том числе с максимальной нагрузкой. Скорость при этом не требует запредельной мощности — по нашим прикидкам, "Новой Ладоге" вполне хватит мотора в 70-90 л.с.
Однако при всех перечисленных плюсах особенности обводов накладывают и определенные ограничения — в частности, от движения поперек волны и выполнения резких маневров на высоких скоростях лучше воздерживаться. Качество изготовления в целом высокое, хотя имеется ряд огрехов в мелочах, которые, как мы надеемся, в скором времени будут устранены.
Артем Лисочкин. Фото Алексея Даняева
Тест-группа "КиЯ"выражает признательность Александру Смирнову и Герману Лебедеву (п. Металлострой) за помощь и содействие в проведении испытаний.
Примечания
1. Отчет об испытаниях "Ладоги-2" на "мерной миле "КиЯ" помещен в №95 за 1982 г.