С большим интересом читаем мы помещаемые на страницах сборника описания путешествии. Но все это походы, предпринимаемые взрослыми людьми и преимущественно мужчинами. А вот о плавании с детьми мы почти не читали. Так что же, ждать пока подрастут ребята? Пока у нас была «Казанка», ничего другого не оставалось, но вот приобрели «Прогресс» и у мечты появились реальные основания.
В первый раз мы совершили пробную поездку налегке от Дзержинска до Мурома (169 км). Поход доставил столько удовольствия, что следующим летом мы решили отправиться в более продолжительное путешествие вверх по Оке.
И вот настал день отплытия. Вместо девяти часов утра, как было намечено, отошли от Дзержинска в половине двенадцатого: сборы оказались слишком долгими. Через пятнадцать минут выяснилось, что скорость нагруженного до предела катера так мала, что возникли сомнения в успехе задуманного похода. Конечно, взято только самое необходимое. Но если экипаж «Прогресса» состоит из шести человек и из них четверо — дети пяти, одиннадцати, тринадцати и четырнадцати лет, необходимого набирается многовато. Мы не хотели в пути лишать себя некоторого комфорта, поэтому в число необходимого вошли: три ватных одеяла, спальный мешок, три шерстяных одеяла, два сенника, надувной матрац, поролоновые подушки, простыни, по две пары обуви, легкие костюмы и теплые вещи, посуда и туристский примус, палатка, топор, аптечка, жилеты и два спасательных круга, четыре бака бензина, десять литров масла и, конечно, запчасти к нашему двадцатисильному «Вихрю». Всего груза, считая вес пассажиров, набралось около 600 кг.
Наш «Прогресс» напоминал лодку деда Мазая. Погода стояла солнечная, но дул очень сильный ветер, поднявший большую волну, что также снижало скорость. Пришлось на ходу подбирать оптимальный вариант размещения груза. Мы сместили его в грузовой отсек и переднюю часть кокпита. Скорость прибавилась, все повеселели. Правда, на глиссирование за все время путешествия наш «Прогресс» не вышел ни разу и шел со скоростью примерно 15 км/час.
Быстро ставим палатку (только двое будут спать в катере), раскладываем костер, готовим ужин.
Выше Мурома места для нас незнакомые. Теперь особый интерес у всех вызывает карта Подмосковья для рыбаков и туристов. На ней довольно точно обозначены все населенные пункты, небольшие притоки Оки. Интересно, а для ребят и поучительно, заранее наметив их по карте, отыскивать затем в открывающемся пейзаже.
Берега вокруг низкие, безлесные, поросшие ивняком; встречаются чудесные пляжи. Во время движения старшие дети читают, младшие заняты игрой, родители, сменяя друг друга, сидят у руля. Никаких неудобств, никакой скуки.
Около Шиморского вызывает восхищение огромный, тянущийся вдоль берега сосновый бор.
Дальше места пошли еще красивее и интереснее.
И вот, наконец, столбик с надписью «Мокша». Оттого ли, что мы слишком много слышали и читали об этой реке и ожидали увидеть красоты необыкновенные, а может потому, что все время сравнивали ее с Клязьмой, устье Мокши нам не понравилось. Низкие, почти безлесные берега после красот Оки всех разочаровали. В довершение всего из-за каждого куста торчала удочка, а все подходящие для стоянки места были или заняты, или захламлены.
Народу на Мокше очень много; здесь и рыбаки, и туристы, и лодочники, и автомобилисты. Прошли от устья 40 км — всюду палатки. Развернулись и тронулись в обратный путь.
Мы прибыли в Муром, когда у одного из нас заканчивался отпуск: на другой день надо было быть на работе. Решили от Мурома двигаться без остановок. Ели и заправляли двигатель на ходу. Скорость была километров двадцать, и нам предстояло идти непрерывно в течение восьми часов. Это была «расплата» за длительные незапланированные остановки. Но весь экипаж легко перенес этот необычно длинный для нас перегон.
За время похода дети привыкли к своим обязанностям и распорядку, знали, где найти сушняк, как быстро разжечь костер, поставить палатку, приготовить постели. Поэтому для взрослых поход был совсем не тяжелым, и все отдыхали в полном смысле этого слова.
Всего было пройдено в оба конца около 700 км и израсходовано 350 литров бензина.