Город Уфа расположен на возвышенности, у подножия которой сливаются две реки — Уфимка и Белая. Примерно 450 километрами ниже Агидель, так звучит название Белой на башкирском языке, впадает в Каму, что открывает самые широкие возможности для дальних путешествий на малом моторном судне едва ли не по всей стране. Увы, пользуемся этими возможностями мы, уфимцы, все реже и реже (причины хорошо известны), однако нет-нет да и выходим на «главную улицу» России.
Расскажу об одном таком недавнем путешествии. Маршрут был выбран без долгих размышлений — до столицы и обратно. С подбором экипажа для моего испытанного «Прогресса-4» тоже никаких проблем не было: жена и дочь согласились без колебаний. Впоследствии состав нашей дружной команды увеличился еще на одного юнгу — это была одиннадцатилетняя родственница Люда. Так что описываемое дальнее плавание по праву можно назвать чисто семейным.
Так случилось, что попутчиков — второго, солидарного нам экипажа — не нашлось. А ведь в таких плаваниях чувство локтя никогда не лишне, особенно в трудных ситуациях: какое же путешествие обходится без осложнений! Я хорошо это понимал и потому готовился особенно тщательно с учетом десятилетнего опыта водно-моторных плаваний. За плечами многие километры, пройденные по рекам Башкирии. Да и с Камой я уже был знаком — ходил по ней, участвуя в соревнованиях «Звездный-80».
Подобрали карты, прикинули расстояние до Москвы и обратно, оценив и возможные потери времени. Впереди 4400 км пути. Считая, что за нормальный световой день мы можем проходить 300 км, получили 15 ходовых дней. Поскольку в нашем распоряжении ровно 30 дней — месячный отпуск, оставшиеся две недели отвели на отдых, посещение родственников, осмотр примечательных мест. Исходя из этого и составили четкий план-график похода.
Если говорить о подготовке самой лодки, то главной заботой было повышение ее комфортабельности или, иначе, преодоление неизбежной тесноты в кокпите. В конце концов потребовалась коренная переделка оборудования «Прогресса-4».
Прежде всего штатные съемные кресла были превращены в диваны, позволяющие быстро раскладывать спальные места, не выгружая имущества из кокпита, как это приходится делать на серийной «четверке». Под этими диванами свободно располагается основной груз — шесть 20-литровых канистр с бензином. В кормовом багажнике установлен расходный бензобак емкостью 80 л, питающий оба мотора. Затем был изготовлен (из искусственной кожи) новый тент со съемными боковинами. Швы его пропитаны резиновым клеем. Даже проливной дождь теперь нипочем! Дуги тента смещены: первая оказалась прямо над головой водителя, а вторая нависает над кокпитом в 350 мм от его задней кромки. Теперь тент не мешает выпрямиться в полный рост, даже стоя на крышке кормового багажника, что облегчает обслуживание моторов.
Несмотря на все переделки мы почувствовали, что четверым в 4,7-метровой «моторке» ночью будет тесновато. После некоторых раздумий оборудовали еще одно спальное место — поперек лодки над панелью управления, благо наши юнги еще невелики ростом и 1,5-метровой ширины кокпита вполне достаточно.
Снаряжение я укладывал не торопясь, начав эту работу еще за несколько дней до старта. Однако на этот раз места в лодке явно недоставало. Десятки раз мы с пристрастием читали и сокращали список необходимых вещей — тщетно: вес готового к отплытию «Прогресса-4» с двумя «Нептунамн-23» явно превышал оптимальный...
И вот 11 июля мы отправляемся в дальний путь. Солнечная погода сопутствует на протяжении всего этого незабываемого великолепного месяца. Будь иначе, этот же месяц стал бы для нашего семейства тяжелым испытанием.
За полчаса выходим за черту города. Скорость порядка 30 км/ч. Значит, предстоит сидеть на руле не менее 10 часов. Наша Агидель — река довольно чистая, места живописные. Поглядывая на пролетающие мимо берега, размышляю о предстоящем. Нарастает внутреннее напряжение. Кажется, что и сердце бьется несколько учащенно. Где-то в глубине души сомнения: не зря ли в такой компании — с женой и детьми — затеял «мужское дело»? Однако с каждым часом уверенность в себе растет. Все идет нормально.
К исходу первого дня без осложнений преодолеваем положенные 300 км. Останавливаемся рядом с лагерем рыболовов-любителей, прибывших сюда из Уфы в поисках лещевого места. Ведь рыбка-то в нашей Белой не очень спешит попасться на крючок! Встретили нас земляки очень радушно. Впрочем, принимали нас хорошо повсюду — будь то на Каме, на Волге или Оке.
Второй день оказался менее удачным. Постоянные перебои в зажигании одного из моторов и неоднократная его разборка и сборка привели к тому, что я в конце концов утопил пружинную шайбу, которая ставится между магдино и стопорным кольцом. Так и не выяснив причину неисправности, установил новое зажигание, благо оно было припасено, а вместо шайбы вырезал и поставил фторопластовое кольцо, чтобы предотвратить вертикальный люфт. В итоге потеряли уйму времени.
Так или иначе, достигаем устья Белой. Перед нами открывается Кама; ее вода темная в отличие от родной Агидели. Монеты летят за борт. Это дар Нептуну и одновременно намек — будь милостив, дескать.
Экипаж мой быстро освоился на отпущенной ему жилой площади в 2,5 м2. Пищу готовим на стоянке на весь ходовой день. Выручает запас тушенки. В термосах — чай. кофе, какао. Словом, еда самая калорийная! Зато и аппетит у всех завидный. Тем не менее все четверо похудели за отпуск. Не скрою — трудно было. Уставали чертовски, но никто не пищал.
Если судить по карте, то мы давно уже шли по водохранилищу. Устье Белой так разлилось, что трудно было бы догадаться, где основное русло. Выручали знаки судовой обстановки. Рукотворное Нижнекамское море — первое на нашем пути, мы с большим интересом озирались по сторонам. Какое-то оно непривычное, очень уж «искусственное»: нет той мягкости и гармонии, присущей естественным водоемам. Несомненно, с годами природа сгладит следы вмешательства человека...
Увлеченные изучением «морского» ландшафта. мы не заметили, как удалились от судового хода. Зато очень скоро убедились, что и в «открытом море» существуют мели. Одну из шпонок при посадке с ходу на мель здорово закусило. Пришлось повозиться. Уже вспыхнули огни в хорошо видном на берегу городе Менделеевске, когда мы, заменив, наконец, гребные винты, смогли тронуться с места. К ночи вода совсем успокоилась. Небо, кое-где затянутое тонкими облаками, стало темно-фиолетовым. Появилось бесчисленное множество звезд. Резные очертания берегов размылись, превратились в сплошные тени. Исчезло ощущение пространства. Иногда казалось, что берег в каких-нибудь двух-трех шагах от лодки...
Впрочем, это не беспокоило — огни буев позволяли без труда находить верный Путь. Если что и тревожило меня как бессменного штурмана, рулевого и механика одновременно, так это попадающиеся на пути бревна. Поэтому на глиссирование рисковал выходить только на хорошо просматриваемых участках.
Вскоре показался город-автогигант Набережные Челны, зарево огней которого было видно уже давно. Команда крепко спала, когда «Прогресс» подошел к затону. Ослепленный яркими огнями, я долго кружил на месте, пока, наконец, разглядел коридор, ведущий к шлюзу. Я знал, что маломерные суда шлюзуют только по утрам и только один час, поэтому было важно не прозевать момент. Шлюзовались прекрасно. Утром следующего дня — было это 13 июля — с первым плотоводом благополучно опустились по ту сторону плотины.
Несмотря на неблагоприятное, если верить приметам, сочетание цифр на календаре, лень, судя по сияющему утру, обещал быть удачным. Однако встречный ветер понемногу поднял такую высокую и короткую волну, что пребывание в лодке стало сплошным адом. Корпус «Прогресса» жалобно поскрипывал при каждом ударе об очередную волну, словно вода стала железобетоном. И ударам этим, казалось, не будет конца. Через четверть часа тряска начала болезненно отзываться на наших внутренностях. Чувствую, мой экипаж так долго не протянет. Пора спасаться от ветра и волны.
Укрываемся в небольшом заливе около автомобильного парома. Вот он, первый срыв графика — внеплановая остановка, вызванная погодными условиями. Впрочем, над нами голубое небо, яркое солнце, вот только ветра не в меру много! Будь у нас более мореходная лодка, к примеру «Ладога-2», дело, вероятно, обстояло бы иначе. А поскольку у нас малокилеватый «Прогресс», приходится загорать в прямом и в переносном смысле. Дети барахтаются на мелководье, а мы с женой копошимся возле «кухни», не выпуская их из поля зрения.
Обед проходит, как обычно, в теплой дружеской обстановке. Сидим в ряд спиной к ветру, который довольно больно хлещет песком по голым спинам. В руках у каждого по большой эмалированной кружке с кашей. Под ногами прекрасный желтый песок, какая-то часть этого песка противно поскрипывает на зубах.
Я доволен: еще до обеда успел отыскать сравнительно недалеко от берега заправку, хотя стоило это большого труда. Теперь, когда все отдохнули и ободрились купанием, можно будет и продолжить путь. Сегодня он будет недолгим — чуть более 30 км до Красного Ключа. Это предусмотренная графиком «законная» стоянка с посещением родственников в Нижнекамске — прекрасном молодом городе с современной архитектурой.
К 16 часам подходим к порту. Погода за какие-то полчаса резко ухудшилась. Набежала большущая черная туча. Сверкнула молния, а потом так треснуло, что в ушах зазвенело и юнги мои взвизгнули от неожиданности. Штормовой ветер навалился без предупреждения. Та же короткая волна стала чуть не в метр высотой! Терпим еще несколько минут и, поравнявшись со спасательной станцией, выбрасываемся на песок рядом с ней. Так встречает нас Кама. Каково же будет на Волге? Но это, как говорится, еще впереди, а пока — двухдневный отдых в комфортабельных условиях.
Утро 16-го, мы снова в пути. Настроение у всех четверых бодрое, никакой усталости. Лодка глиссирует кое-как, хотя моторы трудятся изо всех сил. Значит, с бензином перестарался. Даже любопытно: ведь только одну «лишнюю» канистру добавил... Непростое это дело «прокормить 46 лошадей», поэтому о бензине приходится думать ежедневно и ежечасно. Да если бы только думать! Искать и таскать, затрачивая массу сил. Через пару часов от этих дополнительных 20 литров бензина не осталось и следа, скорость возросла...
В Куйбышевское водохранилище мы вошли после полудня. Вопреки нашим тревожным ожиданиям стоял абсолютный штиль, что бывает здесь, наверное, нечасто. Бескрайний водный простор, залитый ярким солнцем, похож на огромное зеркало, в котором отражается голубое небо. В далекой седой дымке — белый теплоход. Мы находимся в самом широком месте, называемом Камское устье. Вечереет. Обогнув Атабаево, выходим на Казанское направление и через час, ткнувшись в берег небольшого островка, устраиваемся на отдых.
Тишина, сменившая рокот моторов, ломится в уши, сладостно проникая в сознание. Как хорошо кругом! Трещит костер. Поет над огнем чайник, злодеи-комары поют тоже...
Так день за днем пробирались мы по Волге до Горького, потом пошли вдоль живописных берегов славной приокской земли. Домой вернулись даже досрочно — 6 августа, уложившись в предусмотренные графиком 15 ходовых дней. Чувство удовлетворенности собой до сих пор не покидает всех четверых. Мы часто вспоминаем тот замечательный месяц, проведенный на борту мотолодки.