В 1987 году Фримантлу — крупнейшему порту Западной Австралии — повезло: самые значительные события в парусном мире произошли на его акватории. Во-первых, здесь проходил турнир супер-яхт 12-метрового класса на «Кубок Америки» (см. «КиЯ» №131 и №132). Во-вторых, Фримантл стал местом сбора и первого фестиваля парусных судов из Азии и Европы, прибывших для празднования 200-летия Австралии (в праздновании участвовали две советские яхты с экипажами курсантов Дальневосточного высшего инженерного морского училища им. Г. И. Невельского). Третье событие связано с именем известного австралийского яхтсмена Джона Сандерса, который поставил перед собой задачу несколько раз обойти Землю в одиночку, причем без остановок.
Плавание тщательно готовилось: особо прочные паруса сшил для своего друга Ролли Таскер — известный в Австралии яхтсмен и яхтенный конструктор. Австралийский миллиардер Кевин Перри вложил в это рискованное предприятие около 400 тысяч долларов. Кстати, его фамилия фигурирует в названии яхты «Перри Индевер». Вторая половина названия заимствована у прославленного корабля Джеймса Кука.
Сразу после старта 25 мая 1986 года яхтсмен взял курс на запад. Он пересек Индийский океан, обогнул мыс Доброй Надежды и вышел в Атлантику. Поскольку по условиям плавания каждый оборот вокруг Земли засчитывается только в том случае, если яхта пересечет при этом экватор, Джону Сандерсу пришлось сделать длинный галс в Атлантике до острова Сан-Паулу. Затем он спустился на юг вдоль американского побережья и, обогнув мыс Горн, вышел в Тихий океан. «Перри Индевер» пересекла океан и через пролив Кука и Бассов пролив вышла в Большой Австралийский залив.
29 января 1987 года на Северном молу Фримантла собрались тысячи людей, чтобы поприветствовать отважного путешественника. Но, к сожалению, поворотный буй был выставлен далеко от мола, и Д. Сандерс и все, кто вышел ему навстречу, видели друг друга лишь издали. Я понимаю душевное состояние моряка в тот момент, но, наверное, не следует спешить на «поворотных знаках». Обогнув земной шар без остановки, можно было бы пройти еще милю до мола, чтобы взглянуть в лица приветствующих тебя людей и услышать их голоса. Ведь впереди еще долгий путь.
Второй виток Джон Сандерс сделал в восточном направлении. Здесь он спустился далеко на юг и оставил по левому борту Тасманию и Новую Зеландию. На этом участке пути долгие дни и недели дул встречный восточный ветер. Примерно на середине пути через южную часть Тихого океана ветры сменились на западные и принесли с собою дожди. Здесь яхтсмен довольно своеобразно пополнил запасы пресной воды: к гроту он приделал специальную воронку, через которую и собирал воду после того, как дождь смоет соль с паруса и такелажа.
С приближением к мысу Горн сильно похолодало. «Вскоре температура понизилась ниже точки замерзания. Огненная Земля больше была похожа на холодильник с выключенным вентилятором», — вспоминает Джон Сандерс.
Приемо-индикатор спутниковой навигационной системы вышел из строя. Пасмурная погода — «как в мешке» — не давала возможности проводить астрономические наблюдения и воспользоваться солнечными батареями. Двигатель не работал. Основные аккумуляторы «сели». «Я не мог нести навигационные огни и шел ночью с карманным фонарем. Ночь перед мысом Горн была полна кошмаров, Молодую луну вообще можно было только назвать луной. Я нарисовал 20-мильные круги опасности возле островов и скал..., самая южная из которых — мыс Горн. Течение возле мыса Горн 3 узла, да плюс приливные течения, то есть за 6 часов ночного плавания можешь оказаться вовсе не там, где предполагаешь».
Спуститься южнее, подальше от берегов, Сандерс не решался, так как там увеличивался риск встречи с айсбергами. На предыдущем витке он в этом районе чуть не столкнулся с такой плавающей ледяной горой и потому стал особенно осторожен.
Другой тревожный момент пережил мореплаватель вблизи Фолклендских островов, когда его яхта, следуя ночью без огней, врезалась в рыболовное судно. Помимо того, что он напугал рыбаков, на яхте лопнул один из двух штагов, запутался такелаж и паруса. На следующий день во время затишья Д. Сандерс подкрепил мачту, и путешествие продолжилось.
Поднявшись до тропиков, яхтсмен выбрал один из безветренных дней и, убедившись, что поблизости нет акул, опустился за борт. С помощью шкрабки он за несколько часов работы очистил подводную часть яхты от ракушек.
«Перри Индевер» вышла точно к скалам Св. Петра и Павла, находящимся в 54 милях севернее экватора. Согласно правилам путешествия Д. Сандерс, каждый раз проходя мимо этих скал, фотографировал и снимал их на видеопленку. К своему ужасу, за скалами путешественник заметил небольшое неопрятное судно, стоящее на якоре с подветренной стороны. «Наверное, пираты»,— решил яхтсмен, добавил парусности и дал тягу. Когда шлюп «Перри Индевер» пересек Южную Атлантику и приблизился к южной оконечности Африки — мысу Доброй Надежды, разыгрался жестокий шторм, который держал его в своих объятиях четверо суток. Впервые за 14-месячное плавание 47-летний яхтсмен лег в дрейф. Он передал по радио в Кейптаун: «Вы читали о волнах, подобных горам. Вот это как раз то, что я встретил у Южной Африки. Волны взбирались одна на другую и грозились опрокинуть яхту. Они были просто огромны, и я три дня бежал по бурному морю под углом 40—50° к ветру с одним зарифленным гротом. Это единственный способ выйти из шторма».
Завершая второй виток, Д. Сандерс лишился трети всех своих продуктов. Несмотря на то, что консервные банки были предварительно окрашены, до них добралась ржавчина, и они стали непригодными для употребления. Пришлось от них избавиться.
Для сокращения пути Джон Сандерс не стал делать крюк в сторону Фримантла. Друзья яхтсмена-одиночки и члены его постоянного экипажа вышли к мысу Лувин и здесь на заходе солнца встретили «Перри Индевер». Крики ликования раздались над океаном. «Как здорово видеть вас всех здесь! — кричал худой загорелый Сандерс. — Это для меня великий праздник. Я даже не думал встретить кого-либо посреди океана».
Среди встречающих был судостроитель Джоф Бонес, который в свое время усилил корпус «Перри Индевер», а также спонсор Сандерса Кевин Перри. Он предложил Сандерсу заменить вышедшую из строя радиостанцию, но тот отклонил предложение: «Это дисквалифицирует меня, — сказал он. — Я уже приготовился провести еще один виток в радиомолчании». Таким образом, 15 сентября 1987 года Сандерс завершил второй виток вокруг Земли. Это заняло 477 дней и 11 часов. Это уже было самое большое безостановочное плавание в истории.
Начиная третий виток, Сандерс зашел в бухту Штормов на юге Тасмании и сбросил в условленном месте письма и пленки, записанные им во время рейса.
В одном из писем Сандерс пишет: «Я приучил себя крепко спать и в то же время не думать об опасности. Ведь впереди, в непроглядной тьме океана мог оказаться кит или что-нибудь пострашнее. Рассудку не уцелеть, если постоянно тревожиться об этом».
Вскоре на яхте закончилась жидкость для разжигания плиты, и яхтсмен в течение нескольких месяцев вынужден был питаться холодной пищей.
Но всему на свете приходит конец. 13 марта 1988 года отважный мореплаватель вернулся в родной Фримантл, где ему была устроена торжественная встреча. Его именем назвали одну из улиц в Перте и новое судно, принадлежащее правительству Западной Австралии.
Нужны ли такие вояжи? Безусловно нужны! Только в познании себя и окружающего мира совершенствуется человек. Именно стремление к самосовершенствованию заставляет человека штурмовать космос и высочайшие в мире вершины, спускаться в пещеры и погружаться на дно океана.
По праву заслуживает восхищение тот, кто идет впереди.