Именно это место и было избрано для проведения очередных соревнований на Кубок Америки — старейший и почетнейший приз в парусном спорте после того, как австралийские яхтсмены завоевали его у американцев в 1983 г.1 С этого момента и вплоть до финальной сирены, прозвучавшей 4 февраля 1987 г., Фрио не раз оказывался в центре внимания всего парусного мира. О масштабах кампании, развернувшейся в эти годы, можно судить хотя бы по тому, что в общей сложности на проектирование и постройку новых «двенадцатиметровиков», подготовку экипажей и сами соревнования было затрачено около 200 миллионов долларов. В борьбу вступили яхтсмены и конструкторы семи стран — Австралии, Англии, США, Канады, Новой Зеландии, Франции и Италии. 17 созданных в них синдикатов привлекли к научным исследованиям организации, связанные с авиационной и военно-морской техникой, освоением космического пространства, производством ракетного оружия, — словом, те мощные центры, которые благодаря огромным финансовым затратам достигли наибольшего прогресса в науке и технологии.
Почти треть всех расходов пришлась на долю американцев, всеми силами стремившихся вернуть «Старый кувшин», как в шутку называют иногда серебряный Кубок Америки, более 130 лет украшавший кают-компанию Нью-йоркского яхт-клуба, несмотря на бесконечные попытки яхтсменов других стран его завоевать. В США было организовано 6 синдикатов из различных фирм и банков, субсидировавших постройку яхт и подготовку экипажей к гонкам.
Главной фигурой здесь стал 43-летний Деннис Коннер, гонщик экстра-класса, выступавший на «звезднике» и трижды принимавший участие в соревнованиях на Кубок Америки. Тот самый Коннер, который перед матчем 1983 г. с «Австралией-II» заявил, что если он проиграет гонки, то место Кубка под пуленепробиваемым футляром займет его собственная голова... Поклялся и проиграл!
Теперь Коннер проявил массу энергии и затратил немало личных средств, чтобы создать синдикат «Сэйл Америка», который, располагая бюджетом в 15 млн. долл., подготовил к соревнованиям пять яхт. Все они, включая участвовавшие в кампании 1983 г. «Либерти» и «Спирит оф Америка», выступали под флагом яхт-клуба Сан-Диего, Калифорния. Для проектирования трех новых яхт с одинаковым названием «Старз энд Страйпс» («Звезды и Полосы» — американский национальный флаг) Коннер Пригласил наиболее именитых конструкторов — Бриттона Ченса, Дэвида Педрика и Брюса Нельсона; им помогала большая группа ученых-гидродинамиков из научно-исследовательских организаций ВМФ и ВВС. Их компьютерам и опытовым бассейнам пришлось проделать огромную работу, ведь все предыдущие гонки на Кубок проходили при относительно слабых ветрах и спокойном море, обычной для августа — сентября погоде близ Ньюпорта. Эти условия выработали определенный тип «двенадцатиметровика», который на свежих ветрах Фримантла и 2,5-метровой волне Индийского океана становился уже неэффективным. Требовалось создать более остойчивые яхты, обладающие умеренным сопротивлением воды на высокой скорости.
Помимо исследований масштабных моделей яхт в бассейне, была разработана программа, позволяющая оценить скорость яхты при различных ветровых условиях чисто теоретическим путем — по данным расчетов математической модели на ЭВМ. Разумеется, в эту программу были введены и экспериментальные данные, полученные в бассейне, а также статистические сведения о погоде близ Фримантла на планируемый период гонок за последние 14 лет. В результате был создан проект «Старз энд Страйпс-85», оптимизированный на ветра 10—12 м/с. Построенная по нему яхта использовалась как экспериментальное судно для проверки достоверности расчетов, доводки киля, оборудования и парусов.
После победы «Австралии-II», на которой впервые был применен киль оригинальной конструкции — снабженный почти горизонтальными подводными крыльями на нижней кромке, конструкторы всех «двенадцатиметровиков» безоговорочно приняли этот тип киля и затратили немало времени и средств на усовершенствование его гидродинамики. Для «Старз энд Страйпс», например, было испытано около 30 вариантов крылатых килей. Исследования проводились в основном на математических моделях, причем методика, предложенная фирмой «Боинг», позволяла получить полную картину поля давлений и скоростей в потоке в любой области киля.
Все работы велись под строжайшим секретом. Если яхту поднимали на берег, то не иначе как в «юбке», скрывающей киль. Даже после окончания гонок в Австралии американцы так и не показали главную часть киля — его подводные крылья, давшие яхте преимущество в скорости около 0,2 узла. После постройки второй яхты в конце 1985 г. Коннер отвез все суда и команду на Гавайские острова, где начались Интенсивные тренировки. Чтобы преждевременно не раскрывать скоростной потенциал «Старз энд Страйпс», он даже не воспользовался возможностью познакомиться со своими конкурентами в гонках «12-метровиков» на их первом чемпионате мира во Фримантле, что проводился в феврале 1986 г. Тем не менее создатели «Старз энд Страйпс» внимательно изучили всех участников чемпионата и внесли нужные коррективы в окончательный проект «Старз энд Страйпс-87», которой довелось выйти в финал соревнований на Кубок Америки. Несмотря на все прогнозы компьютеров, суливших преимущества крупной и тяжелой яхте, окончательный вариант сделали более легким и с несколько уменьшенными размерениями. По рекомендациям авиаконструкторов подводная часть «Старз энд Страйпс-87» была оклеена синтетической пленкой, снабженной узкими канавками наподобие поверхности грампластинки. Испытания показали, что, если канавки ориентированы точно по линиям тока воды, обтекающей корпус, сопротивление трения снижается примерно на 6 % по сравнению с идеально гладкой поверхностью.
Ближайшим конкурентом Коннера, впрочем, преследовавшим ту же цель — вернуть кубок Америке, стал синдикат «Америка-II» под флагом Нью-йоркского яхт-клуба, собравший капитал в 17 млн. долл. Он построил три новейших «12-метровика» под одним и тем же названием «Америка-II», но с различными обводами корпуса и ходовыми качествами. Первая из этих яхт была рассчитана на слабые и средние ветра и заняла третье место на упоминавшемся чемпионате мира. Вторая — превосходно шла в средний ветер, но обладала недостаточной остойчивостью при его усилении, что не позволяло эффективно использовать паруса. И наконец, третья «Америка-II», спущенная на воду за два месяца до начала отборочных гонок, оказалась оптимальной для акватории гонок.
Шкипером этой яхты был избран серебряный призер Олимпиады-76 в классе «Солинг», участник предыдущих кубков Джон Колиус. Синдикат объявил конкурс для яхтсменов, желающих войти в экипаж «Америки-II». Таких оказалось очень много, но для тренировок на Бермудские острова выехало всего 70 человек. Чтобы заслужить право войти в число 11 яхтсменов, которым доверят управление яхтой в гонках, яхтсмены выкладывались полностью во время ежедневных 6-часовых тренировок в океане, выполняя по 200—300 поворотов.
Под лозунгом «Мы не имеем секретов!» начал готовиться к гонкам синдикат, созданный влиятельными членами яхт-клуба Чикаго. Обладая «скромным» бюджетом всего в 6,8 млн. долл., этот синдикат не мог тратиться на обширные исследования, поэтому проект «Хирт оф Америка» («Сердце Америки») получился традиционным, хотя и снабженным килем с крыльями. Яхта прибыла во Фримантл упакованной в прозрачную полиэтиленовую пленку. Скрывать от посторонних глаз, действительно, оказалось нечего: экипаж, возглавляемый опытным Бадди Мелджесом, выбыл из игры после трех раундов отборочных гонок. «Хирт оф Америка» проиграла 23 гонки из 34.
Информация об изображении
Так выглядела подводная часть одной из математических моделей «12-метровиков»
Такая же участь постигла и другого американского претендента — «Корейджеса-IV». Того самого первого алюминиевого «12-метровика», который успешно защитил Кубок в 1974 и 1977 гг. Несмотря на замену киля и переоснащение, ветеран не смог на равных соревноваться с новейшими супер-яхтами: из 12 отборочных гонок проиграл 11, после чего его экипаж предпочел следить за дальнейшими событиями со стороны.
Так выглядела подводная часть одной из математических моделей «12-метровиков»
В Австралию были доставлены еще две яхты из США — «Игл» и «ЮСА» (Ю-Эс-Эй — «США»). О втором «12-метровике», стоит, пожалуй, сказать несколько слов. Субсидировал проектирование и постройку яхты «Синдикат Золотых ворот» из Сан-Франциско, шкипером был избран двукратный чемпион мира в «Звездном» классе Том Блэкаллер, соперник Коннера по гонкам 1983 г. Началось все с «Круглого стола джентльменов», собравшиеся у которого состоятельные яхтсмены из Фриско выложили первый взнос — всего 12 тыс. долл. Предполагалось построить яхту, которая практически копировала бы «Австралию-II», но позже, когда к финансированию подключилась компания «Кока-кола», появилась возможность заказать «радикальный» проект известному конструктору океанских гоночных яхт Гари Мулу.
Конструктор, всегда отличавшийся нестандартностью решений, и на этот раз предложил оригинальный проект. Силу сопротивления дрейфу на «ЮСА» в равной мере создают три элемента: узкий крыловидный плавник киля, служащий главным образом для крепления сигарообразного балласта (его вес достигает 80% водоизмещения яхты), носовой руль — «утка» большого удлинения, работающий в потоке воды, не возмущенном корпусом, и традиционный руль в кормовой части» Как показали расчеты, такая система благодаря большому гидродинамическому удлинению всех элементов и малой смоченной поверхности обладает даже большей эффективностью, чем киль с подводными крыльями. Особенно, если учесть, что осадка по правилам класса R12 не должна превышать 2,8 м. Многие конструкторы сомневались в преимуществах системы «ЮСА», но судно успешно прошло отборочные гонки — экипаж выиграл 23 и проиграл 11 гонок, занял третье место и вышел в полуфинал соревнований, где Блзкаллеру пришлось встретиться с Деннисом Коннером.
Среди претендентов на Кубок оказались и две французские яхты, управляемые братьями Марком и Ивом Пажо — в прошлом серебряными призерами Олимпиады в классе «Летучий Голландец». Марк возглавил экипаж яхты «Френч Кисс», спроектированной Филиппом Брайаном. Примечательно, что при создании этой яхты не проводились испытания моделей в бассейне. Все расчеты были выполнены методом математического моделирования, заимствованным из авиастроения. Сравнительно небольшая по размерениям (длина по ватерлинии — 13,4 м) и легкая (23,9 т) яхта с площадью парусности 158 м2 оказалась весьма удачной — с результатом 20 : 14 «Френч Кисс» вышла в полуфинал соревнований.
Успеху французов способствовали паруса, сшитые из оригинального материала, разработанного для оболочки воздушного шара, при помощи которого предполагалось исследовать атмосферу Венеры» Этот материал, сохраняющий свои свойства при 100 °С, оказался прочнее кевлара, а паруса, сшитые из него, — на 20% легче, чем на остальных яхтах.
«Челлендж Франс» оказалась менее удачной-в отборочных гонках претендентов Ив Пажо занял последнее место, одержав только одну победу в 34 матчах.
Две яхты — «Аззурра» и «Италия» выставили на соревнования итальянские синдикаты; Англию представил «Уайт Крюсэйдер», Канаду — «Канада- II», перестроенная из яхты — участницы соревнований 1983 г.
Воспользовавшись близостью арены предстоящих событий, в борьбу за обладание Кубком Америки впервые вступили и новозеландские яхтсмены. Проект яхты-претендента был заказан трем именитым конструкторам, создавшим множество прославивших себя океанских гоночных яхт. Брюс Фарр, Рон Холланд и Лаури Дэвидсон впервые в истории 12-метрового класса решили отдать предпочтение стеклопластиковой конструкции (все «12-метровики» в последние 10 лет строятся исключительно из алюминиевых сплавов). Основой корпуса стала трехслойная сэндвичевая обшивка с легким заполнителем из алюминиевых сот — вариант, испытанный в корпусах яхт — участников кругосветных гонок под парусами» Решено было строить три корпуса в одной оснастке, внося усовершенствования только в обводы киля, оборудование и вооружение.
Все три «Нью Зиланд» оказались очень удачными яхтами, но немало способствовали успеху и искусные экипажи, укомплектованные опытными яхтсменами, прошедшими не одну океанскую гонку» Вторая из них одержала победу в первой же гонке, в которой стартовала, и заняла второе место на чемпионате мира 1986 г. Окончательный претендент, получивший название «Киви Мэджик», был спущен на воду за месяц до начала отборочных гонок» Экипаж возглавил самый молодой из шкиперов «12-метровиков» — 24-летний Крис Диксон» «Киви Мэджик» блестяще провел всю компанию и после трех раундов отборочных гонок, в которых одержал 33 победы и потерпел только одно поражение в матче со «Старз знд Страйпс», занял первое место.
Почувствовав опасного соперника, Коннер начал кампанию, которую яхтсмены тут же метко окрестили «глассгейт» (от fiberglass — стекловолокно). Американец высказал сомнение в том, что конструкция пластмассового корпуса «Киви» отвечает правилам, не содержит запрещенных компонентов — углеволокна или кевлара. Он потребовал вырезать образцы обшивки из различных частей корпуса «Киви» и подвергнуть их техническому анализу.
Но правила постройки были соблюдены. Судно строилось под наблюдением инспектора английского Регистра Ллойда, который представил комитету участвующих синдикатов соответствующие документы.
Не менее тщательно готовились к битве за Кубок и австралийцы, не желавшие расставаться с почетным трофеем» Созданные здесь синдикаты построили семь новых «двенадцатиметровиков», из них два были спущены на воду в августе 1986 г. По проекту Бена Лексена были построены «Австралия-III» и «Австралия-IV» с несколько большими размерениями, более высоким бортом и седловатостью его линии, чем у «Австралии-II», полной кормой, рассчитанной на максимальную скорость. На чемпионате мира «Австралия-III» с Колином Бишелем за рулем одержала победу, выиграв три гонки. Именно на эти яхты делали основные ставки австралийские яхтсмены и их спонсор Алан Бонд.
Три яхты под названием «Куккабарра» были построены синдикатом, возглавленным западноавстралийским банкиром Кевином Перри. Главную роль в проектировании и подготовке команд здесь играл 28-летний яхтсмен Ян Муррей, шестикратный чемпион мира на 18-футовых яхтах и шкипер австралийского претендента «Эдванс» на гонках 1983 г. Обводы корпуса яхт были выбраны по результатам модельных испытаний в голландском опытовом бассейне, причем все три судна рассчитывались на разные погодные условия. «Куккабарра-III» — главный козырь синдиката — имела отличную поворотливость и приемистость, что позволяло Муррею вести тактическую борьбу перед стартом и на дистанции. Четыре компьютера на борту облегчали решение тактических задач и навигацию. На экране одного из них высвечивалась схема гоночной дистанции, расположение линии старта и финиша, курс и счислимое (при помощи ЭВМ) место яхты в любой момент гонки. Телевизионная камера, установленная на топе мачты, передавала на другой экран изображение темных горизонтальных полос, наклеенных на паруса. Здесь же постоянно высвечивалось введенное в электронную память изображение каждой полосы, соответствующее оптимальной форме паруса и его установке по отношению к вымпельному ветру. Другой компьютер, в который вводились метеорологические данные приборов, установленных на мачте, за полчаса мог предсказать появление «Доктора Фримантла» с его шквалами и постоянно меняющимся направлением.
«Куккабарра» располагала обширным парусным гардеробом, который включал, например, 50 гротов, сшитых для различной силы ветра.
Кроме этих основных защитников Кубка были построены еще «Соуз Австралия» и «Стик'н Кидней», но уже на предварительных тренировках они показали более низкие ходовые качества, чем «Австралия-II». Эти суда испытывали также трудности в комплектации достаточно опытными экипажами, так как после спуска «Австралии-IV» на нее были переведены сильнейшие яхтсмены страны.
Успешный дебют «Киви Мэджик»
Соревнования 1987 г. проводились по новой дистанции с несколько уменьшенным расстоянием между буями (см. схему). Но благодаря тому, что теперь предстояли 4 лавировки, два фордевинда и два бакштага, общая длина дистанции 24,1 мили осталась неизменной.
Тринадцать претендентов, встречаясь попарно друг с другом, должны были пройти три раунда отборочных гонок, чтобы попасть в полуфинал. За победу в первом раунде начислялось 1 очко, во втором — 5 и в третьем — 12. Четыре яхты, набравшие наибольшее число очков, допускались в полуфинал: победитель отборочных гонок должен был выяснять отношения с занявшим 4-место, а занявший второе — с третьим. В результате в финал выходили два претендента. Полу- и финальные матчи состояли из семи гонок.
После первого же раунда определились сильнейшие экипажи: «Киви Мэджик», «Америка-II» и «Старз энд Страйпс» одержали по 11 побед, набрав одинаковое число очков. Каждый из тройки экипажей потерпел поражение от кого-либо из двух других. Крис Диксон проиграл на финише 49 секунд Деннису Коннеру, Коннер — 33 секунды Джону Колиусу и Колиус — 1 минуту 5 секунд Диксону.
В последующих двух раундах Крис Диксон и его «Киви Мэджик» закрепили успех — они не уступили первенства ни в одной из 22 гонок. Во втором раунде Деннис Коннер оказался на грани четвертого места, ниже которого он уже рисковал не попасть в полуфинал. «Старз энд Страйпс» неожиданно проиграл английскому «Уайт Крюсэйдеру», терпевшему поражение за поражением, и даже «Канаде-11». Спасли американца «Доктор Фримантл», подувший со скоростью 13 м/с в его гонке против «Америки-II», и Марк Пажо, завершивший свою встречу с «Крестоносцем» победой.
В ходе соревнований некоторые экипажи воспользовались правом вносить улучшения в конструкцию яхт между раундами. Поменяли кили на «Хирт оф Америка» и «Америке-II»; на «Киви Мэджик» поставили новую алюминиевую мачту, в соединениях которой применили заклепки из монель-металла и клеи; «Френч Кисс» облачилась в новые паруса. Британский синдикат не пожалел 200 тыс. долл., чтобы доставить в Перт самолетом два новых киля для «Уайт Крюсэйдер», которые так и не решились поставить...
«Америка-II» с новым килем «не пошла», Колиус проиграл гонки «Хирт оф Америке», «ЮСА», «Киви Мэджик» и «Френч Кисс». Впервые в истории состязаний яхта Нью-йоркского яхт-клуба выбыла из финальных гонок. В полуфинале соревновались «Киви» с «Френч Кисс» и «Старз энд Страйпс» с «ЮСА». Диксон и Коннер выиграли эти гонки с одинаковым счетом 4:0.
Тринадцатого января 1987 г. после трех месяцев отборочных соревнований главные претенденты встретились для окончательного решения вопроса, будоражившего парусный мир: кто же будет соперником австралийского защитника Кубка? Но острой борьбы между Коннером и Диксоном не получилось. Американцы сделали главную ставку на более высокую скорость своей яхты 'на лавировке и всячески уклонялись от тактической борьбы, которую им навязывал экипаж более маневренного «Киви Мэджик». Избежав предстартовой схватки, Коннер стартовал, пропустив новозеландцев вперед примерно на корпус, а затем неизменно уходил вперед. Наветренную марку он огибал уже первым. Только в одной гонке, когда на «Старз энд Страйпс» самопроизвольно открылась скоба спинакер-фала и 110-метровый парус оказался на минуту в воде, «Киви» вырвался вперед. Для американского экипажа эта гонка по числу поворотов на оставшихся трех лавировках стала рекордной — Коннер их сделал 117! Всего на 38 секунд раньше форштевень новозеландской яхты пересек финишный створ.
В пятой гонке, которая стала последней, «Киви Мэджик» у последнего поворотного знака шел впереди на 36 секунд, но, стремясь занять внутреннее положение, навалил на буй. В итоге судьба Кубка Америки вновь оказалась в зависимости от искусства и удачи Денниса Коннера и его экипажа.
Выиграв 36 из 44 гонок экипаж «Старз энд Страйпс» вышел в финал соревнований.
Гонки защитников: побеждает «Куккабарра»
Тем временем шли отборочные соревнования шести австралийских кандидатов в защитники Кубка. Для многих наблюдателей было неожиданным, а для миллионера Алана Бонда, субсидировавшего синдикат «Австралия», крайне неприятным, что «пошла» не «Австралия-IV», а «Куккабарра-III». Ян Муррей выигрывал гонку за гонкой. По окончании отборочных соревнований он занимал первое место с соотношением побед и поражений 32:8; на втором месте была «Австралия-IV» (28:12) и на третьем — «Куккабарра-II» (24 : 16). Построенная в 1985 г. «Австралия-III» явно не могла конкурировать с этими яхтами и Бонд поспешил продать ее вместе с «Австралией-II» японскому бизнесмену Масакацу Кобаяси, выразившему намерение включиться в следующую кампанию (1991 г.) борьбы за Кубок. А затем австралийцы распрощались и с «Соуз Австралией», которую сняли с соревнований после столкновения со «Стик'b Кидней». Пробоина в борту не помешала приобрести «Соуз Австралию» шведскому яхт-клубу.
Перед началом финала защитников появился риск, что жюри дисквалифицирует экипаж «Австралии-IV» за использование в одной из гонок «геннакера» — спинакера несимметричной формы, запрещенного правилами класса. Этого уже Бонд допустить не мог — он требовал, чтобы в финале соревновались лодки разных синдикатов. В конце концов Бонд и Пэрри договорились, что финал состоится между «Австралией-IV» и «Куккабаррой-III» и, если «Австралия» победит, будет проведена ее дополнительная гонка с «Куккабаррой-II». Но до этого дело не дошло. Ян Муррей чисто выиграл 5 из оговоренных положением 9 гонок серии и «Куккабарра-III» получила право на окончательный матч с американским претендентом.
Возвращение кубка
Старт первой гонки финальных соревнований — «Старз энд Страйпс» против «Куккабарры-III» — был дан 31 января 1987 г. при легком бризе скоростью 5—6 м/с и спокойном море. Австралийский экипаж имел все шансы лидировать гонку, ибо «Старз энд Страйпс» в такую погоду показывала далеко не лучшую свою скорость. Коннер придерживался обычной своей тактики — стремился уйти от предстартовой борьбы и стартовать чисто, на хорошем удалении от соперника. Это американцу удалось — оба соперника пошли на дистанцию от разных концов стартовой линии противоположными галсами. Через минуту «Старз энд Страйпс» прошел перед форштевнем «Куккабарры» и Муррей немедленно лег на параллельный ей курс. После огибания наветренной марки произошел благоприятный для американцев заход ветра почти на 45°, что позволило им увеличить отрыв от соперников. И хотя на второй лавировке Муррею удалось на 40 секунд сократить этот отрыв при стихающем до 4 м/с ветре, затем вновь потянул «Доктор Фримантл», и американская яхта финишировала на 1 минуту 41 секунду раньше.
На второй гонке ветер скоростью 11—12 м/с дул, как будто по заказу Коннера» Потеряв на старте всего 3 секунды, «Старз энд Страйпс» у наветренной марки был уже на 12 секунд впереди, а завершил гонку на 1 минуту 10 секунд раньше соперника.
И третью гонку американцы устойчиво лидировали на каждом ее участке дистанции, демонстрируя явное преимущество в скорости» Позже Коннер заметит, что главная ошибка австралийской команды была в том, что они мало работали над тем, чтобы «просто повысить скорость» «Куккабарры», а пытались получить преимущество различными приемами тактической борьбы.
Правда, перед четвертой гонкой, от исхода которой зависело, продолжатся ли соревнования или американцы уже станут победителями, экипаж «Куккабарры» попытался повысить скорость, нанеся на подводную часть корпуса полимерное покрытие, уменьшающее сопротивление трения. Но после буксировки из гавани до дистанции от этого покрытия осталось немного. И как не пыталась обеспечивающая команда, облачившаяся в легководолазные костюмы, обновить покрытие перед 10-минутным сигналом, скорости «Кукка» не прибавила. Зато Коннер продемонстрировал блестящую технику несения спинакера на бакштаге, когда спинакер-гик травится до форштага и его нок поднимается почти на 2 метра ближе к топу мачты. На финише Коннер был на 2 минуты раньше австралийской яхты, в его честь и честь экипажа «Старз энд Страйпс» звучали финальные сирены и вздымались в воздух тысячи ракет. Победители Кубка Америки принимали заслуженные поздравления.
А что впереди?
Как вам видится следующий спор за Кубок Америки? На этот вопрос корреспондента газеты «Советский спорт» Деннис Коннер ответил:
— Эти соревнования будут проходить в 1991 г. в Сан-Диего, Калифорния В гонках примут участие три яхты от Австралии, по две — от Японии и Италии, по одной представят Канада, Великобритания, ФРГ, Швеция, Дания, Новая Зеландия, Испания, Норвегия В общей сложности — около 20 серьезных соперников. А общие затраты составят около миллиарда долларов». («Сов. спорт», № 175, 1.08.87 г.).
И снова впереди три года интенсивных поисков резервов повышения скорости яхт, создания оптимальных проектов претендентов и защитников Кубка, напряженных тренировок экипажей. И новые бризы наполнят паруса чудо-яхт, которые человек построит и поведет гонки при помощи компьютеров и электронных приборов.
Примечания
1. О гонках 1983 г. рассказывалось в «КиЯ» №109.