Французы объявили эту яхту, зарегистрированную под номером «F1», «символом высокого потенциала, уровня организации, компетентности и смелости команды, возглавляемой известным гонщиком Марком Пажо и директором проекта инженером Эриком Огденом».
Как этого требуют правила соревнований на Кубок, яхта является продуктом исключительно французской инженерной мысли и технологии. Проект ее разработал известный яхтенный конструктор Филипп Бриан1 в содружестве с такими мощными организациями, как «Авионс Дассо» (создатель реактивных самолетов и космических кораблей «Гермес») и Гидродинамическая лаборатория французского ВМФ. Постройку осуществила верфь «Мультипласт» в Ваннах (провинция Бретань), известная по постройке сверхлегких многокорпусников «Эльф Акитен» и «Джет Сервисез». От закладки киля до выхода яхты с верфи прошло всего 8 месяцев, а общая трудоемкость постройки составила 21 000 человеко-часов. Корпус строила бригада из 18 судостроителей.
Заметим, что согласно правилам IACC основные элементы яхты должны удовлетворять элементарному равенству
где L, S и D — обмерные длина, площадь парусности и водоизмещение судна. В рамках этой формулы могут быть созданы проекты, существенно отличающиеся своими элементами и ходовыми качествами. Например, яхта может иметь длину по ватерлинии 20,6 м и нести 315 м2 площади парусов либо при длине 21,8 м оснащаться парусностью 260 м2 — все зависит от того, на какой ветер рассчитывается судно. Очевидно, первый вариант окажется предпочтительнее в слабые ветра, когда важна максимальная площадь парусности и минимальная смоченная поверхность, а длина по КВЛ играет не столь важную роль, как при сильных ветрах.
Конструкторы первой «кубковой» яхты не располагали надежными данными по фактическим ходовым качествам подобных судов. Поэтому в выборе основных элементов яхты, определяющих ее скорость, они полностью доверились компьютеру. Была использована программа предсказания ходовых качеств, разработанная для проектирования крейсерско-гоночных яхт по правилам IOR. Специалисты «Авионс Дассо» выполнили математические исследования обтекания выступающих частей — киля и руля, играющих большую роль как в величине общего сопротивления воды движению яхты, так и в создании достаточного бокового сопротивления дрейфу при лавировке. Проект «Р1» оптимизировался для ветра скоростью 7,5 м/с — наиболее вероятные условия в заливе Сан-Диего (Калифорния), где в 1992 г. предполагается провести 28-е гонки на Кубок Америки.
Новая яхта значительно больше двенадцатиметровиков (класс R12), на которых проводились эти соревнования в последние 30 лет. Длина «F1» — 24 м, ширина — 5,5 м, осадка — 4 м, площадь парусности — 300 м2 — на 40% больше, чем у R12! Зато водоизмещение на 30 % меньше и составляет всего 19 т. Это достигнуто за счет применения новейших сверхпрочных материалов для изготовления корпуса и парусного вооружения яхты.
На приводимых чертежах и фотографии хорошо видны также отличия и в обводах яхт классов R12 и IACC: у новой яхты очень короткий носовой свес, что позволяет получить максимальную длину по ватерлинии, сравнительно плоский и мелкосидящий корпус с плавниковым килем (как всегда, форма киля и его характеристики строго засекречены).
Корпус яхты имеет трехслойную конструкцию в виде композиции из армирующих волокон углерода и кевлара, легкого сотового заполнителя марки «Номекс» и эпоксидного связующего. Корпус формовался методом вакуумного мешка, при котором отдельные слои композита, уложенные на оснастку, покрываются сверху эластичным воздухонепроницаемым покрывалом, из-под которого вакуум-насосом удаляется воздух. В результате давление атмосферного воздуха плотно и равномерно обжимает композит по всей поверхности оснастки. «Сэндвич» наружной обшивки имеет толщину 40 мм, а его один квадратный метр весит всего 8 кг.
Отличается от традиционной и планировка палубы. В ней сделаны узкие с закругленными углами вырезы нескольких кокпитов — такая форма по расчетам конструкторов должна снизить концентрацию напряжений в конструкции палубы. А напряжения достаточно велики, если учесть огромное осевое усилие, передаваемое на корпус мачтой, оснащенной 300 м2 парусов, и натяжением стоячего такелажа.
Впечатляет парусное вооружение яхты с его 32,5-метровой мачтой и гротом площадью 200 м2, снабженным сквозными латами. Раньше такой парус можно было увидеть разве что на быстроходных многокорпусных судах-катамаранах и тримаранах. Мачта представляет собой трубу из углепластика — только этот материал обеспечивает необходимую прочность при минимальном весе. Она подкреплена вантами с четырьмя парами краспиц, ахтерштагом и двумя парами бакштагов; с носа ее поддерживает мощный штаг, снабженный обтекателем.
Управляется яхта экипажем из 16 человек — на 5 больше, чем прежний двенадцатиметровик.
Многие детали проекта еще не доступны широкой публике. Французы рассматривают «F1» как плавучую лабораторию, на которой должны пройти проверку основные конструктивные решения, а экипаж основательно подготовиться к управлению необычным судном перед ответственными соревнованиями в Америке. В плане этой подготовки — проведение международных соревнований на IACC уже в текущем сезоне, если таковые будут построены в других странах (в начале года было известно о постройке «кубковых» яхт в Японии и Италии). Все это послужит основой для создания Ф. Брианом проекта «настоящего» претендента (возможно будут построены даже несколько), на котором французские яхтсмены попытаются взять реванш за неудачи в предыдущих Кубковых кампаниях.
Уместно заметить, что в последние десятилетия парусный спорт во Франции приобрел огромную популярность: из 55 млн. человек населения страны почти 2,6 млн., или 5%, являются яхтсменами, регулярно участвующими в соревнованиях, совершающими дальние спортивные и туристские плавания под парусами. Парусный сезон французов продолжается 12 месяцев в году, его события широко освещаются прессой, в том числе радио и телевидением. Спортивные мероприятия яхтсменов охотно финансируют крупные фирмы, не без основания рассчитывая на эффективную рекламу.
Примечания
1. Ему принадлежит и проект «двенадцатиметровика «Френч Кисс», участвовавшего в полуфинальных гонках на Кубок Америки 1987 г.