Под занавес парусного сезона 1989 г. в Сочи состоялась матчевая встреча СССР — Канада, в которой приняли участие два советских и один канадский экипаж на швертботах класса «470». О ходе борьбы и результатах этих интересных гонок мы рассказывали в предыдущем номере — см. «Регаты, чемпионаты».
Вместе с гонщиками из Канады прибыл тренер национальной сборной Пат Хилл. Наш нештатный корреспондент К. Томилин попросил его рассказать о том, как готовят гонщиков в Северной Америке.
Системы подготовки яхтсменов в Канаде и США во многом схожи. В Канаде существует около 400, а в Штатах — около 1600 яхт-клубов, имеющих секции для детей. В них 8—12-летние ребята овладевают азами паруса на различных суденышках детских классов. Лет с 15 юные яхтсмены пересаживаются на «Лазер». К этому моменту большинство мальчишек и девчонок делают свой выбор и окончательно решают заниматься пи парусным спортом дальше. Те, кто потерял к нему интерес, прекращают занятия.
Широкие возможности заниматься парусным спортом имеют студенты высших учебных заведений. В США, например около 200 университетов имеют команды яхтсменов. Правда, тренеры-профессионалы работают лишь в 20 из них.
Я в свое время учился в Морской Академии США, которая всегда считалась лидером среди высших учебных заведений, культивирующих парусный спорт. С сентября по ноябрь и с февраля по июнь курсанты участвовали в 1200 официальных и 800 тренировочных гонках. А во время летних каникул мы принимали участие практически во всех крупных регатах, проводившихся в США. И так — все семь лет учебы.
На мой взгляд, именно это и является главным фундаментом, на котором держится «здание» высоких спортивных достижений яхтсменов США.
В Канаде такого, к сожалению, нет. Структура парусного спорта у нас строится, так сказать по территориальному принципу. Большинство провинций имеют свои центральные яхт-клубы и спортивные команды; страну представляет национальная сборная. Соревновательная подготовка не так интенсивна, как в Штатах: проводится около десятка регат национального уровня, в которых принимают участие от 50 до 150 экипажей.
В США постоянной сборной команды нет, тренеры привлекаются к работе лишь эпизодически. У нас на 30 спортсменов основного состава и 40 членов молодежной сборной — всего два профессиональных тренера, которым иногда помогают 2—3 специалиста. Поэтому меня поразило, что у вас 80 яхтсменов занимаются под руководством 160 тренеров.
И в Канаде, и в США государство спортсменов не балует. Рассчитывать на государственные субсидии могут лишь сильнейшие, поэтому система отбора играет очень важную роль. У нас отбор идет по результатам трех важнейших регат; в США — только одной, чемпионата страны.
Теперь собственно о том, как готовятся наши яхтсмены.
Канадские гонщики сами планируют свою тренировочную работу на сезон и только посие этого обращаются за советом к тренерам. Большинство спортсменов предпочитает комбинированную систему подготовки с использованием, помимо по-док олимпийских классов на которых они специализируются, «Лазера» и крейсерских яхт — как правило, в межсезонье. Каждый год в конце спортивного сезона лучшие рулевые страны собираются вместе, чтобы погоняться на «Лазерах». Это способствует обмену опытом, распространению всего лучшего, что накопилось за год в различных классах.
Некоторые предпочитают «крейсера», позволяющие полностью сконцентрировать внимание на тонкостях тактической борьбы, ведь на глиссирующем швертботе очень велика роль технического мастерства.
Надо отметить, что канадские яхтсмены проводят в своей «олимпийской» лодке лишь 100—150 часов в течение сезона, остальное время — на «Лазерах», килевых яхтах, судах других классов. Многие с удовольствием участвуют в гонках крейсерских яхт с экипажем в десять и более человек: после тесноты и «дефицита общения» на чисто гоночной лодке приятно оказаться на солидной посудине в большом коллективе. Меня, кстати, очень удивила информация, полученная от советских тренеров. Непонятно, как ваши гонщики, проводя в своей лодке 400—500 часов за сезон, умудряются сохранить интерес к такой работе.
Парусный сезон у нас заканчивается в конце сентября — начале октября. Спортсмены зарабатывают деньги, учатся, занимаются своими семейными проблемами и тренируются самостоятельно. Время от времени я связываюсь с ними по телефону.
Соревновательную подготовку обычно начинаем в феврале двухнедельным сбором на Майами. Следующая тренировка на воде — только в апреле. Три недели гонщики проводят в Европе, участвуя в традиционной Йерской регате и соревнованиях в Дании. Затем обязательно участвуем в Кильской регате и во всех мировых чемпионатах по классам. Последняя крупная встреча сезона — национальный чемпионат, который обычно проводится в Кингстоне.
Экипаж, вошедший в сборную впервые, должен принять участие не менее чем в 30 гонках на международных регатах; опытным спортсменам достаточно 15 стартов (2—3 соревнований).
Тем, кто входит в состав национальной сборной, около 60% всех затрат оплачивает государство. Остальные 40% — это собственные деньги яхтсмена, помощь яхт-клуба, пожертвования фирм-спонсоров и частных лиц. Тем, кто проходит олимпийский отбор, тратиться приходится, конечно, больше, а деньги от государства идут те же. Доля субсидии в этом случае уменьшается, как мы подсчитали, до 30%.
Как мне кажется, советская система финансирования спорта высоких достижений отличается большей мобильностью, имеет больше возможностей. В этом отношении у спортсменов из СССР гораздо лучшие условия для занятий парусом, больше времени можно уделять тренировкам. А проигрывают они, по-моему, в том, что не могут сами выбирать соревнования, в которых нужно принять участие.
Особо хочу остановиться на роли тренера. Я всегда считал и буду считать, что он должен быть прежде всего другом, постоянно готовым прийти на помощь.
Как правило, канадские тренеры строго и детально контролируют подготовку своих воспитанников не более двух недель в году. Но даже в этот «строгий» период гонщик сам решает, чем ему заниматься на воде. Да, тренер имеет большое влияние, но директивные указания он дает лишь в самых крайних случаях. Авторитет тренера держится прежде всего на его опыте, сочетающемся с уважением мнения самого спортсмена. Гонщики отвечают за себя сами; задача тренера — поддерживать жажду борьбы в команде, побуждать к росту и развитию, создавать дружеский микроклимат в команде.
Во время соревнований тренер помогает яхтсменам при разборе протестов, добывает специальную информацию — метеосводки, карты течений, следит за объявлениями гоночного комитета. В общем, помогает, чем может.
После четырех лет вашей перестройки между нашими странами появились хорошие контакты. Но, к сожалению, общение яхтсменов СССР и Канады по-прежнему сводится, в основном, к совместному участию в гонках, когда мы смотрим друг на друга как на соперников. Вот если бы удалось вместе потренироваться, обменяться опытом, то наши связи стали бы гораздо крепче, превратились бы в настоящую дружбу.