Что же случилось в водах Тихого океана?
Отгоняв во Владивостоке регату, яхта «Воля» Константина Рыбинцева взяла 2 июля курс на родную Находку. Взяла. Однако на свою землю капитан ступил лишь через четыре месяца. Увела его с маршрута романтика, давнишняя мечта в одиночку пересечь океан, получившая в итоге несколько легкомысленное воплощение. На своей не приспособленной к океанским походам яхте — старом деревянном «Фолькботе», без средств связи, без виз и разрешений, он направился... в Сан-Франциско. Рыбинцев предпринял такой шаг, как нам кажется, только потому, что пробить подобное плавание в нашей стране чрезвычайно сложно.
Как ни странно, рискованное предприятие отчасти удалось: яхта чудом оказалась незамеченной ни советскими, ни японскими, ни американскими пограничниками. Благополучно покинув наши воды, «Воля» оказалась в крепких «объятиях» тайфуна и потеряла мачту. Пришвартовался Рыбинцев в рыбацком поселке Эримо на Хоккайдо, где за «спасибо» приобрел новую мачту и запас провианта. Вблизи о-ва Гуам — стратегического центра США очередным ураганом снова сломало мачту, и, падая, она повредила корпус яхты. Американский контейнеровоз «Президент Ф. Рузвельт» подобрал путешественника и по его просьбе затопил яхту. После продолжительных переговоров по дипломатическим каналам между тремя странами самолет японской компании АНА поднялся с Гуама. Рыбинцев прилетел домой.
Редакция планировала подробный рассказ об этом несанкционированном плавании смелого яхтсмена-нарушителя. Однако связаться по горячим следам не удалось и остается теперь только надеяться, что К. Рыбинцев сам даст о себе знать.
Начать же данный разговор нас побудили многочисленные письма, которые пришли в «КиЯ» после опубликования газетой «Известия» 19 ноября 1989 г. статьи «Четыре месяца в океане, или Одиссея, заставшая врасплох пограничные службы трех стран».
Давайте познакомимся хотя бы с некоторыми из них.
— Хотелось бы узнать, почему походы на яхтах и моторных любительских судах в соседние страны остаются для нас пределом мечтаний? И почему, для того чтобы совершить спортивный подвиг или даже обыкновенное плавание, нужно идти на уголовно наказуемые поступки?
А. Гришин, г. Красноярск
— Путешествие Константина Рыбинцева отношу к удивительным. И считаю, что именно в «КиЯ» должна появиться вся правда о нем: выдержки из судового журнала, рассказ самого мореплавателя, его планы на будущее... Думаю, «Катера и яхты» должны помогать нашим яхтсменам в осуществлении подобных плаваний. Помогать в пробивании бюрократических преград, искусственно созданных различными ведомствами. Каждому ведь ясно — не от хорошей жизни Рыбинцев тайком уходит в океан.
С. Соснин, г. Куйбышев
— Пусть компетентные органы разъяснят всем нам — водникам, можно ли в конце концов оформить законным образом плавание на своем судне на время отпуска в какую-либо зарубежную страну и что для этого надо сделать?
Ю. Овчинников, г. Волгоград
— Наши товарищи из Ленинградского клуба «Нева» предлагают провести очередной кубок «Ассоль» по маршруту Ленинград — Выборг. Прекрасная идея! Но почему бы не пойти дальше и не посетить яхт-клубы очень близкой Финляндии? Ведь мы занимаемся яхтингом в свое время, за свой счет. Весь мир плавает, где хочет, и только нас держат в поле видимости советского берега.
С. Куликов, г. Москва
— У нас есть мечта в 1992 году, когда будет отмечаться 500-летие открытия Америки, пройти по маршруту X. Колумба. Наше судно «Фока» по своим размерениям соответствует «Нинье» и находится в хорошем состоянии. Но как подступиться к этой проблеме, куда и к кому обращаться, какие следует выполнять требования? Или и впрямь вариант К. Рыбинцева — единственный в нашей стране.
В. Фоминых, г. Полесск Калинингр. обл.
...У всех без исключения писем, полученных редакцией, есть две общие черты. Во-первых, ни одни из авторов ни в малейшей степени не осуждает поступок дальневосточного яхтсмена. Во-вторых, все они убеждены, что наши люди должны иметь право на свободу путешествий, а стало быть, на беспрепятственный выход из своих территориальных вод. И буквально каждого в связи с этим мучают одни и те же вопросы: упрощается ли сегодня порядок оформления, смягчаются ли прежние ограничения и запреты, дают ли нынешние перемены в образе мышления, в том числе и в представлении прав и свобод человека, какие-либо надежды водникам... Ответов на вопросы они добиться не смогли.
Увы, вряд ли сама редакция в состоянии сейчас ответить исчерпывающе. Но мы обещаем своим читателям отправить этот номер журнала в те органы, которые могут дать полную информацию в рамках своей компетенции.
P.S.: Как нам стало известно, после возвращения на родину К. Рыбинцев испытал немало и наземных штормов. И хотя работники КГБ проявили к нему гуманность и дело по обвинению нарушителя в совершении преступления, предусмотренного частью I статьи 83 УК РСФСР, было прекращено, он долго не мог устроиться на работу по специальности. Теперь все, кажется, позади. Константин Рыбинцев назначен третьим помощником капитана большого морозильного траулера «Озерные ключи» Находкинской базы активного морского рыболовства.