Плотина создала характерный рельеф речного дна выше Запорожья. От берега на полсотни метров тянется мелководье, а затем резкий обрыв — до 50 м глубины. Перед стартом лодки приходилось толкать до глубокого места. Характера реки здесь пока не ощущалось. Однако те, кто вышел 5 сентября на трассу крейсерской гонки, быстро убедились в ее коварстве: их встретили сильный ветер с дождем и волны с барашками. С трассы сошло большое число экипажей. В наиболее массовом классе Т-500, например, финишировали только 9 лодок из 24 стартовавших.
Лучшим в классе 350 стал победитель и призер многих соревнований м. с. Виктор Федотов. Вместе с перворазрядником Леонидом Лысенко они представляли московский клуб «Вираж». Вторыми пришли слесарь Константин Жемис и инженер Александр Левченко из команды Запорожского областного морского спортивно-технического клуба, а третьими — Владимир Маркин и Владимир Волков (СТК «Старт») — рабочие Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода.
У «пятисоток» следом за м. с. Виталием Беккером и Анатолием Чечулиным (г. Запорожье) на финише показался экипаж тольяттинского клуба «Синтез-каучук». Юрий Маврин и Юрий Рузавкин успешно прошли 200 км, но под конец спортивное счастье им изменило: забарахлил мотор, гонщики отвлеклись и проскочили мимо финишного створа. Были потеряны драгоценные секунды, и в итоге — лишь третье место» На второе, обеспечивающее, кстати, выполнение нормы мастера спорта, вышла лодка м. с. Виталия Кислухина и Вячеслава Луща из уфимского СТК «Ватан».
Победу в классе Т-700 одержали мастера спорта Евгений Алексеев и Сергей Рыжков из «Виража». На второе место вышли гонщики из подмосковного Зеленограда Вячеслав Мызников и Сергей Ломов. В клубе «Созвездие», который они представляют, культивируется в основном парусный спорт. А вот вод-номоторники долго оставались аутсайдерами всех московских соревнований. Однако настойчивость и упорство принесли свои плоды: за успехом на зональных соревнованиях последовал удачный дебют в финале. Третьими оказались Герман Сергеев и Пе-этер Вейкен (ВМК «Норд») из эстонского города Вильянди.
В классе Т-1000 лучшими были выступавшие в личном зачете м. с. Геннадий Рыбаков и Александр Фальченко (г. Запорожье). В числе призеров — их земляки Леонтий Шепелев и Юрий Нараевский и мастера спорта из Уфы Валерий Паршуков и Геннадий Александров («Ватан»).
На следующий день проводилась кольцевая гонка. Ветер стих, и Днепр был действительно чуден. Каждый класс соревновался в отдельном заезде. Судейской коллегии и зрителям было очень удобно следить за спортивной борьбой.
В самом легком классе лидировали запорожские спортсмены — рабочие Л. Бабайцев и Е. Лысенко. Кстати, третьим в этой гонке стал семейный экипаж Виктора и Людмилы Федотовых из московского клуба «Вираж». Этой хрупкой на вид, но отважной женщине, которая регулярно участвует во всех всесоюзных соревнованиях, перед гонками были вручены удостоверение и значок мастера спорта СССР. Такое звание на финальных гонках 1986 года в Уфе завоевали и пять спортсменов-мужчин.
Если в Т-500 Беккер и Чечулин вновь не оставили шансов своим соперникам, то в классе 700 борьба получилась очень «плотной», Олег Путь и Валерий Прокопенко из Запорожья уступили Виталию Сахарову и Ивану Панаитиди («Старт», Уфа) всего одну секунду! На финише гонки, длившейся более часа, их разделяло меньше корпуса. У «тысячников» первыми стали В. Паршуков и Г. Александров — уже трехкратные победители всесоюзных гонок на СНП.
Теперь о командных результатах. Положение о соревнованиях предусматривало некоторые льготы клубу-организатору. В частности, можно было выставлять дополнительных гонщиков. Запорожских спортсменов представляли команды ОМСТК, городского комитета ДОСААФ — своего рода вторая сборная хозяев — и экипажи, участвующие в личном зачете. В итоге — уверенная командная победа ОМСТК — уже вторая подряд.
Второе место занял многократный победитель московских соревнований — клуб «Вираж», третье — победитель всесоюзных соревнований 1985 г. СТК «Ватан».
Такая расстановка сил отражает наличие сегодня трех ведущих спортивных школ в области гонок на СИП: украинской, московской и уфимской. Остальные значительно отстали от лидеров. Наблюдались, к сожалению, грустные традиции. Третий год подряд в гонках на СНП отсутствуют представители некогда блиставших успехами команд. Хотелось бы знать, как расценивает такое положение руководство ленинградского и петрозаводского обкомов ДОСААФ, чьи водно-моторные клубы лишились, похоже, какой-либо поддержки «сверху».
Средний возраст участников гонок на СНП обычно бывал довольно высок. Тем приятнее было увидеть на последних соревнованиях молодежные коллективы: СТК «Патриот» из Ростова-на-Дону и экспериментальное молодежное объединение «Кировец» из Москвы. Кстати, «Патриот» объединяет питомцев Ростовского речного училища и четкий строй юношей в матросских куртках придал особый колорит проведенному перед гонками параду.
Как и в прежние годы, наиболее популярными лодками были «Неман-3» в одномоторных классах и «Нептун-3» в двухмоторных Некоторые спортсмены использовали другие типы лодок. Виктор Федотов неизменно добивается высоких результатов на «Оби», экипаж из «Созвездия» использовал лыжный буксировщик «Вихрь-4», а Сахаров и Панаитиди — «Нептун-2». Встречались на гонках «Афалина», «Крым-3» и «Казанка-5М2».
Положением предусматривалось участие в соревнованиях и судов самостоятельной постройки. Однако гонка в каждом классе считалась правомочной только в том случае, если в ней участвовало не менее четырех экипажей. Этот «кворум» не смогли набрать ни в одной зоне, и самоделки в финале не участвовали.
Н. Ремизов, главный секретарь соревнований.