Приятные перемены
Подводя итоги прошлогодней встречи, мы с сожалением говорили об уменьшении количества предприятий, участвующих в соревнованиях и занятых производством лодок и моторов, о снижении интереса к разработке их новых моделей из-за затянувшегося спада реализации этой продукции. Был высказан упрек в адрес заводских конструкторов, которые стали неохотно приезжать на такие ежегодные встречи, чтобы продемонстрировать свою технику в действии, узнать мнение о ней потребителей.
Достаточно было побывать на этот раз в лагере участников, чтобы понять, что ситуация начала меняться к лучшему. Вдвое, по сравнению с прошлым годом, увеличилось число заводских команд, в составе большинства из них были представители конструкторских бюро, снова в судейских протоколах появилось слово «экспериментальный», а среди уже знакомых силуэтов лодок вдоль причальной линии — новинки.
Кроме уже знакомой читателю модели «Обь-3» новосибирские авиастроители с завода имени В. П. Чкалова привезли новую модель — «Обь-З-спорт», заявленную как экспериментальное судно в классе Т-1 ООО. Заводские конструкторы пошли не по пути создания нового корпуса под два 30-сильных мотора, а используя хорошие мореходные качества «Оби-3», ее высокую статическую и динамическую остойчивость, большие скоростные возможности, доработали существующий корпус. Подкрепили конструкцию, нарастили борта, переделали транец под установку двух двигателей, убрали в корме бортовые багажники, а доступ в кормовой багажник сделали из кокпита. Учитывая возросшую скорость, придали ветровому стеклу больший наклон, а для улучшения стартовых характеристик (ведь новая модификация в первую очередь предназначается для любителей высоких скоростей, спортсменов) обшивку днища выпустили за кормовой срез. Главные же размерения и обводы корпуса остались прежними.
Таким образом, все преимущества базовой модели сохранились: «Обь-З-спорт» можно без какого-либо ущерба для скорости, комфортабельности, экономичности использовать и с одним мотором. В то же время всегда остается возможность установить второй двигатель и получить дополнительную скорость (например, в 10-мильной гонке экипаж «Оби-З-спорт» показал высокий результат — 60 км/ч). Выбранный путь оказался экономически выгоден и заводу: без больших дополнительных затрат расширен ассортимент выпускаемых судов. Новая модификация может быть использована и как патрульное судно рыбинспекцией, ГИМС или водной милицией.
Комплектация судна осталась прежней, появился лишь 40-литровый топливный бак в кормовом багажнике; ходовые огни перенесены к миделю и по-самолет-ному утоплены в бортовую обшивку. Вопрос о запуске в серийное производство будет решен после окончания испытаний и свое выступление на нарвских трассах, которое можно назвать успешным (экипаж «Оби-З-спорт» в составе Ю. Панина и А. Боброва занял абсолютное 3-е место, набрав одинаковое количество очков с обладателями 2-го места — сосновскими судостроителями, но их «Нептун-3» показал лучший результат в маршрутной гонке), заводчане включили в программу испытаний.
Полную гамму моделей привезли прибалтийские спортсмены. Кроме уже освоенных в серийном производстве «Немана-2», «Автобота», гребно-парусного «Янтаря-туриста» мы впервые увидели на воде комфортабельную модификацию «Неман-21», легкий швертбот «Янтарь-универсал», спортивную модификацию базовой модели «Неман-спорт».
Общее внимание привлек экспериментальный «Неман-спорт». Стремительный силуэт этого ярко раскрашенного судна в каждой из гонок уверенно обходил своих «старших братьев» и неизменно финишировал в группе лидеров.
Абсолютное первое место в классе Т-350, завоеванное А. Винницким и А. Загорским на «Немане-спорте», является лучшей характеристикой мотолодки. При этом и в длительном испытании маршрутной гонкой с сильным порывистым ветром и крутой речной волной этот экипаж также был победителем.
Показательно, что первыми высокие гоночные достоинства спортивной модификации «Немана» заметили лиепайчане, которые уже многие годы в борьбе за приз «Балтияс Дзинтарс» доверяют свое спортивное счастье именно базовой модели — «Неману-2». Они досконально изучили его возможности и неоднократно завоевывали на нем призовые места. Высокий авторитет «Немана-2» у гонщиков подтверждает и тот факт, что среди 54 судов народного потребления, участвовавших в гонках, 23 судна было именно этой модели.
Успешный дебют новинки, высокая оценка авторитетных гонщиков должны помочь заводским конструкторам как можно скорее перевести эту мотолодку из разряда экспериментальной в серийную. Ведь она нужна не только спортсменам. Наш прогулочный флот давно ждет недорогую, экономичную и быстроходную мотолодку.
Хотелось бы сказать еще об одном приятном открытии на нарвской воде. Оно касается нашего младшего класса Т-175/250. Спортсмены Казанского АПО им. С. П. Горбунова кроме хорошо известной мотолодки «Казанка-5М2» привезли легкую хозяйственную лодку «Казанка-6», сделанную по типу «джонбота». Управляемая В. Соломатиным, «Казанка-6» под «Ветерком-12» во всех видах программы неизменно выигрывала у постоянного лидера прошлых лет в этом классе хорошо известного «Автобота». На длинных прямых своим стабильным ровным ходом «Казанка-6» как бы демонстрировала образец чистого глиссирования, уверенно разворачивалась на 180° в 5-мильной гонке на дистанции с двумя буями. На этой лодке не надо выбирать удобное для швартовки место: широкий прямоугольный нос далеко заходит на берег, пассажир может выходить из нее без опасения резко накренить лодку.
Наблюдая за выступлением «Казанки-6», еще раз оценив ее технологичные обводы, просторный кокпит и простоту конструкции, мы невольно приходим к мысли, что печальную судьбу похожих «Тайменя» и «Таврии» скорее всего можно объяснить неподготовленностью рынка, непривычностью этого типа судов для широкого круга любителей, поспешными выводами о не-перспективности таких водных «грузовиков» для наших акваторий. Ситуация сейчас все более складывается в пользу такого судна, казанцы это почувствовали и постепенно внедряют его на наш рынок, знакомят потребителей с объективными достоинствами «джонбота».
Абсолютное первое место в своем классе — еще один шаг на этом пути.
Под веслом и парусом
Тем, кто не сумел продемонстрировать достоинства своих судов на трассах моторных гонок, программа соревнований предоставляла возможность бороться за переходящий приз «Золотые весла». На гребную трассу разрешалось выходить любому судну, оборудованному веслами, но соревноваться предпочли, естественно, те, кто мог рассчитывать на успех. Вдоль стартовой линии выстроились девять лодок, в паспортах которых были слова «гребно-моторная» или «гребно-парусная».
Гонка, по замыслу организаторов, должна была способствовать популяризации этого типа лодок, интерес к которым из-за повышения эксплуатационных расходов и ввода ограничений на плавание моторных судов в некоторых районах заметно вырос в последние годы. По стартовой ракете в гонку ушли тримаран «Янтарь-турист», лодки «Ерш», «Малютка-2», «Онега-2», швертбот «Янтарь-универсал», «Казанка-6», «Голавль».
С первых метров гонка оправдала данный ей при рождении эпитет «веселые» весла: в стартовой толчее перевернулся один из тюменских «Ершей», но гребец не растерялся и под смех зрителей сумел поставить лодку на ровный киль и закончил гонку в шестерке первых.
А победил с большим отрывом экипаж калининградских спортсменов в составе С. Трофимова и А. Никоненко на парусно-гребном тримаране «Янтарь-турист», имеющем почти такое же оборудование для гребли, как и академические суда. Вторым финишировал юркий «Ерш» Тюменского судостроительного завода, управляемый Ю. Орловым, а третьим — экипаж Сосновского судостроительного завода на стеклопластиковой лодке «Голавль» с загребным В. Горюновым.
Вслед за лидерами финишировала «Казанка-6», доказав, что она не только быстро идет под мотором, но и достаточно проворна под веслами. В будущем предстоит для более объективной оценки результатов ввести несколько заездов по классам. Думается, предприятия к будущим соревнованиям пришлют свои пожелания.
Когда замирал гул моторов, над водой распускались белые паруса. Заводчане демонстрировали новые парусные суда: складной швертботик из легкого сплава «Малютка-2П» (площадь паруса 3,5 м2, стоимость 290 руб.), спроектированный на основе разборной «Малютки-2»; стеклопластиковую мини-лодку «Онега-2» (площадь паруса 3,5 м2, вес корпуса с оборудованием и снабжением 50 кг, стоимость — 370 руб.), имеющую оригинальные катамаранные обводы; акваторию лагеря бороздил очень интересный швертбот «Янтарь-универсал», еще проходящий заводские испытания.
Ну, а как складывалась борьба на спортивных трассах? Встреча в Нарве собрала 22 команды, из них 9 заводских команд боролись за обладание «Золотым винтом», 15 (из них 4 в параллельном зачете) — оспаривали приз «Балтияс Дзинтарс» и только пять — приз «Спорт».
В отличие от предыдущих лет, в командном зачете учитывались результаты, показанные на экспериментальных судах. По мнению организаторов соревнований это должно было стимулировать ускорение опытных разработок и повысить конкуренцию на спортивных трассах. Такой возможностью воспользовались всего две команды, включившие в свой состав мотолодки «Неман-спорт» (класс Т-350) и «Обь-З-спорт» (класс Т-1000). Оба экипажа выступили успешно и, заняв I и IV места соответственно в абсолютном первенстве, помогли своим командам занять II и IV места в борьбе за «Золотой винт».
Второй особенностью было сокращение обязательного состава зачетных экипажей до двух в команде (для упрощения транспортировки к месту соревнований) и разрешение им выступать по желанию в любом классе. Это позволяло выбрать класс, в котором спортсмены наиболее сильны и могут рассчитывать на успех, что еще более добавляло остроты спортивной борьбе.
Этим пунктом положения наиболее удачно воспользовались спортсмены Сосновского судостроительного завода — неоднократные победители наших соревнований. Оба своих экипажа на фирменных мотолодках «Нептун-3» они выставили в классе Т-1000. Во всех трех видах программы побеждал то один, то второй экипаж сосновцев, поделив I и II места в абсолютном зачете, что принесло и наибольшее количество очков в командный результат, а как итог — главный приз соревнований «Золотой винт».
Правда, вручался сосновцам приз с некоторой примесью горечи: на заводе практически прекратили выпуск мотолодок и возобновление производства «Нептуна-3» или более перспективной модели пластмассовой мотолодки на ССЗ не планируется. А ведь сосновцы — сильные спортсмены, на заводе есть талантливые конструкторы.
По традиции в заездах мотолодок класса Т-1000 принимали участие и катера со стационарными двигателями. Однако победителей этой части программы — дальневосточный экипаж катера «Амур-Д» в составе В. Бондаренко и А. Слонова, лидировавших во всех видах программы, успех особенно не радовал. Уже не первый год катера авиазавода им. Ю. А. Гагарина из Комсомольска-на-Амуре соревнуются на трассах наших гонок практически друг с другом. Нынешняя встреча — не исключение. В Нарве были представлены все три модели катеров, которые сейчас завод поставляет в торговлю. И, отдавая должное стремлению заводчан использовать любую возможность для рекламы своей продукции, мы разделяем сожаление спортсменов об отсутствии достойных соперников с других предприятий.
Только за последние год-два сняты с производства катера «ЛС-5», «ЛМ4-87М», «С-55» — неоднократные участники наших соревнований. В первую очередь несовершенством катерного двигателя «М8-ЧСПУ-100», практически единственного в стране, его чрезмерной «прожорливостью», малой надежностью, большими габаритами и весом объясняется резкое падение спроса на эту продукцию и, как следствие, прекращение выпуска катеров. А ведь эти катера были призваны выполнять задачи в народном хозяйстве, патрульной службе, обслуживании спортивных соревнований. Этот факт должен заставить серьезно задуматься специалистов, от которых зависит производство катерных двигателей.
Яркое выступление «Казанки-6» в классе Т-175/250, как уже упоминалось выше, помогло команде КАПО им. С. П. Горбунова занять почетное третье место в споре за «Золотой винт».
Несмотря на то, что подвесные моторы рабочим объемом 350 см3 сейчас не выпускаются, популярность этого класса на соревнованиях не снижается: и в Нарве мотолодки с «Нептунами» были самыми представительными.
В классе Т-500 наиболее ярко выступил экипаж КМПО им. М. В. Фрунзе в составе м.с. С. Праслова и м.с. В. Шалимова: их «Неман-2» в заводском зачете во всех трех гонках финишировал первым. Их товарищи по команде в классах Т-350 и Т-1000 выступили слабо из-за недостаточно тщательной подготовки техники. В итоге — только шестое командное место.
В отсутствие сильнейших
Как только финишировал последний участник маршрутной гонки, водой завладели спортсмены сборных городов, которые должны были разыграть переходящий приз «Спорт». Они выступали в двух видах программы: серии гонок 3X5 миль вокруг двух буев, идущей в командный зачет, и личной 10-мильной кольцевой гонке по четырехбуйной дистанции. Абсолютные победители в каждом классе мотолодок определялись суммой скоростей в этих двух видах программы.
В судейских протоколах на этот раз мы насчитали только пять команд. Многие ведущие команды страны не смогли приехать в Нарву, так как готовились к ответственным соревнованиям IX летней Спартакиады народов СССР в г. Кинешма. Тренеры команд Ленинграда, Таллина, Нарвы, Пярну и Собинки — городка текстильщиков во Владимирской области, который стал известен в стране как организатор ежегодного водно-моторного 6-часового марафона, решили воспользоваться этим, чтобы «обстрелять» юных гонщиков, перспективную молодежь, начинающих спортсменов. Как и на прошлой встрече, мы с удовлетворением заметили, что курс на преемственность спортивных поколений, семейных династий продолжает сохраняться: в списке участников встречались известные фамилии —- Атаманов, Каасик, Пихельгас...
Как и в прошлые годы, подавляющее большинство спортивных корпусов, особенно катамараны, были самостоятельного изготовления. К сожалению, отечественная промышленность до сих пор не смогла наладить производство гоночных судов, способных конкурировать с спроектированными и построенными самими спортсменами. В гонках стартовали только две серийные мотолодки Ленинградского ПО «Патриот», но выступающим на них спортсменам из-за невысоких скоростных качеств корпусов трудно было рассчитывать даже на выполнение квалификационных нормативов. К слову, техническая комиссия, возглавляемая А. Беляевским, была в этот раз особо требовательной и придирчивой, стремясь повысить авторитет гонок, ответственность спортсменов при подготовке техники, максимально уравнять шансы вступающих в борьбу гонщиков.
Сильный порывистый ветер, дующий вдоль трассы, сделал гонки первого дня особо трудными. Встречный ветер из союзника не раз превращался в коварного врага. Стоило спортсмену, выступающему на катамаране, увлечься борьбой, переоценить свои силы, как лодка под порывом ветра подлетала и теряла управляемость. В этот день два спортсмена из Таллина и Собинки побывали в воде, перевернувшись на трассе.
В самом младшем классе SA-250 в серии гонок победу одержал двенадцатилетний Г. Халлик из Пярну, во втором юношеском классе SB-350(ю) вне конкуренции был ленинградец м.с. А. Атаманов (чемпион в этом году перешел в 9 класс школы). Во всех видах программы уже во взрослом классе SB-350 лидировал его ленинградский одноклубник м.с. Р. Исайчев. И еще один опытный ленинградец — м.с.м.к. В. Осипов, выступавший в старшем классе мотолодок SC-500, был недосягаем в зачетной для команды серии гонок 3X5 миль; но в личной 10-мильной гонке он решил не стартовать — поберечь технику, а абсолютным победителем в этом классе стал м.с. из рыболовецкого колхоза «Большевик» Д. Круминьш.
После трехлетнего перерыва команда Ленинграда вновь на нарвской воде завоевала приз «Спорт», вторыми были спортсмены Таллина, третьими — Собинки.
Соревнования на приз «Балтияс Дзинтарс» проходили практически по той же программе, что и на «Золотой винт», и больших неожиданностей не принесли. Главными соперниками в борьбе за него стали с первых заездов рыбаки рыболовецких колхозов «Большевик» и «Банга». Последние и стали обладателями приза.
Из новых имен хотелось бы назвать сильный эстонский экипаж в составе Т. Пярноя и А. Нууди из СТК «Сыпрус», победивший в классе Т-500. На своем «Немане-2» они сумели опередить сильных спортсменов У. Дзегузе и А. Лиепниекса (p/к «Банга») и И. Плаумниса и А. Жвагинса (p/к «Большевик»).
В свободном классе Т-1000 (SF), который обычно привлекает наибольшее количество зрителей, отличается наивысшими скоростями и конструкторскими новинками любителей, выступало на этот раз всего пять судов. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляла рижская мотолодка из команды «Техинформ», спроектированная по типу лодки «Блегг-480». Управляемая экипажем в составе Г. Линкевича и А. Ильченко, под двумя «Нептунами-23» самоделка заняла среди лодок, оснащенных более мощными 30-сильными «Вихрями», второе место. Скорость, показанная, например, в 10-мильной гонке — 57 км/ч. Корпус устойчиво глиссировал и по битой волне кольцевой трассы, и против резкого порывистого ветра в маршрутной гонке, уверенно «брал буи» и хорошо разгонялся после поворота. Конструкторы этой мотолодки получили специальный диплом редакции.