Все более массовыми становятся водно-моторные гонки на прогулочно-туристских мотолодках — так называемых судах народного потребления. Во всесоюзных соревнованиях прошлого года, посвященных 40-летию Победы, участвовало в общей сложности около 500 человек. На старт финальной встречи, состоявшейся в сентябре 1985 г. в Конаково, вышло 84 экипажа — на 22 больше, чем годом раньше (см. №112).
Состав участников финала собрался исключительно сильный. Достаточно сказать, что в их числе было 95 мастеров и кандидатов в мастера спорта. Это были победители и призеры пяти соревнований, проведенных летом по зонам — московской, прибалтийской, западной, центральной и сибирской. Нельзя не отметить то досадное обстоятельство, что проведение ленинградской встречи водномоторников северной зоны оказалось сорванным. Вряд ли это странность. На наш взгляд, это, скорее, проявление того, что до сих пор некоторые местные организации ДОСААФ не считают гонки судоводителей-любителей на СНП полноценным видом спорта. Как бы там ни было, но, как и на предыдущем финале, крупный водно-моторный центр Ленинград представлен не был. Из всей северной зоны смог выставить команду лишь Петрозаводск.
Отрадно, что на этот раз Сибирь была представлена не только кемеровцами, но и командой клуба «Чкаловец» из Новосибирска. Не одну, а три мощные команды выставила Уфа, две — Закарпатье. Московские спортивно-технические и водно-моторные клубы «Москвич» (АЗЛК). «Вираж», «Десант», «Фрегат», 2-го мединститута и объединения ММПО «Красный Октябрь» прислали в Конаково шесть команд. Прибыли сюда имеющие немалый опыт участия в гонках судоводители-любители из Дубны и Зеленограда, Нововоронежа, Волыни, Ростова-на-Дону. Прибалтику представляли победители предыдущей финальной встречи 1984 г. таллинцы (СТК «Двигатель»), а также команды из Хаапсалу, Вильянди и Харьюского района Эстонии. Остается уточнить, что победу в финале оспаривали 18 полных команд; кроме того, представители семи команд выступали вне зачета или только а личном зачете.
Финальные соревнования проводились на базе гребно-спортивного лагеря 2-го Московского медицинского института имени Пирогова. Программа встречи включала две гонки: крейсерскую (на дистанции 208 км) и кольцевую (на 50 км) в четырех классах судов с рабочим объемом цилиндров двигателей 350, 500, 700 и 1000 см3.
Наибольшее число участников — 25 экипажей — выступало а классе СПП-500, т. е. на судах с одним "Вихрем". Самыми популярными у гонщиков лодками были 3,8-метровые "Неманы-2" в одномоторных классах и 4,2-метровые "Нептуны-3" в двухмоторных. Суда самостоятельной постройки (ССП) на этот раз в финале не участвовали. Точнее сказать, их участие не было предусмотрено Положением о соревнованиях. На мой взгляд, это отражает объективную действительность не случайно же с каждым годом их привозили на финал все меньше и меньше (в 1984 г. только 6!). Очевидно, для ССП надо проводить какие-то отдельные встречи, на которых отмечались бы не только скоростные показатели выступавших на них гонщиков, но и уровень технических решений, качество исполнения и т. п. Как стимулировать техническое творчество судостроителей-любителей — это тема, конечно же, заслуживающая отдельного рассмотрения.
Новые «Правила плавания по внутренним водным путям РСФСР» (п. 42.7) разрешают маломерным судам во время соревнований двигаться по судовому ходу. Однако по решению Оргкомитета участникам крейсерской гонки было предложено выбирать путь движения между обязательными контрольными пунктами самостоятельно; этим условия гонки были максимально приближены к условиям дальнего спортивного плавания. Лишь в нескольких местах, где гонщики могли бы существенно сократить трассу, они были обязаны выйти на судовой ход. На этих участках судьи строго контролировали выполнение водителями всех требований новых правил (движение не далее 10 м от кромки судового хода, правильность пересечения фарватера — под углом, близким к прямому, и т. п.).
Трасса гонки была проложена так, что участникам ее представилась удивительная возможность познакомиться с Волгой и в ее верховьях, где на узкой и мелкой реке кончаются маршруты больших теплоходов, и на просторе 4-километрового разлива у Иваньковской плотины. На протяжении нескольких часов водомоторники побывали и в районе всемирно известного современного научного центра Дубна (первый поворотный знак — см. схему) и на древней Тверской Земле с ее седыми традициями. Недалеко от деревни Оршино на крутом берегу видели памятник. Здесь проходил памятный рубеж — были остановлены гитлеровские полчища, которые рвались к Москве.
Как известно, в 1983 г. участники финала гонялись на Онежском озере, а в 1984 — на Чудском. И там, и там участникам пришлось нелегко. Большинство водномоторников, приехавших в Конаково, были уверены, что уж на Волге-то никаких неприятных сюрпризов не будет. Однако Иваньковское водохранилище показало, что его недаром называют Московским морем. Волна здесь была такой, что различить большой поворотный буй оказалось трудно — часть лодок прошла мимо. Редкий случай: два якоря не смогли удержать на месте катер судей на повороте, приходилось все время подрабатывать моторами. На этом участке кое-кому пришлось сойти с дистанции. Вернувшись в лагерь участников, они честно сказали, что на Онежском озере было, пожалуй, легче. Об этом же свидетельствуют бесстрастные цифры судейских протоколов: в общей сложности за 8 часов гонки были вынуждены прекратить борьбу и сойти с оказавшейся столь сложной трассы более половины экипажей. Естественно, это доставило немало волнений.
Очень долго не поступало никаких сведений о судьбе двух экипажей— московского (ВМК «Вираж») и эстонского (СТК г. Вильянди). Лишь наутро выяснилось, что москвичи к. м. с. Николай Липка и к. м. с. Леонид Виленчик прекратили гонку, чтобы оказать помощь эстонцам, и взяли их на буксир. Буксировка на волнении с малой скоростью оказалась делом непростым, а бензин был на исходе. Быстро стемнело. Капитаны решили пристать к берегу. Спортсменов радушно приняли в одной из деревень, накормили, разместили на ночлег. А ранним утром, собрав все остатки бензина, Николай в одиночку, налегке примчался в лагерь и доложил судьям, что все живы и здоровы.
Победителями крейсерской гонки в младшем классе СПП-350 (21 экипаж) стали перворазрядники Марко Вильбас и Марко Улла — рабочие из Хаапсалу, члены СТК «Вест». Они финишировали почти на 20 минут раньше занявших второе место уфимцев Ю. Агашкова и Б. Пономарева. Стоит еще отметить, что средняя скорость (37,59 км/ч), развитая эстонскими спортсменами, лишь на 2,25 км/ч уступала скорости, показанной на лодках с вдвое более мощной силовой установкой (два «фирменных» «Нептуна») гонщиками с «Красного Октября», выступавшими вне зачета. Только восьмым оказался кемеровский экипаж (В. Чуднов — С. Казаков), выигравший соревнования 1984 г.
Чемпионами в СПП-500 (25 экипажей) стали два К.М.С.— молодые ученые из Дубны Владимир Каржавин и Александр Неганов (38,54 км/ч.) Практически с такой же средней скоростью (38,61 км/ч) выиграли крейсерскую гонку в классе СПП-700 (20 экипажей) представители московского ВМК «Десант» отец и сын Л. И. и Н. Л. Голдовские. Николай — настройщик радиоаппаратуры, его отец — опытный слесарь-инструментальщик с завода «Фрезер». Оба — кандидаты в мастера спорта; регулярно участвуют в водно-моторных гонках, в том числе и во всесоюзных встречах, шли к этой победе не один год. И наконец, в старшем классе СПП-1000 (18 экипажей) первыми финишировали сотрудники 2-го Московского медицинского института: доцент кафедры физики м.с. Федор Карпов и шофер перворазрядник Михаил Шуткин. Их средняя скорость составила 45,87 км/ч.
Дистанция кольцевой гонки в соответствии с новыми требованиями ЕВСК была сокращена до 50 км (раньше было 100). Это позволило за сравнительно короткое время (6 часов) провести четыре заезда с раздельным стартом для каждого класса. В этой гонке проверялись уже не столько надежность техники, выносливость и штурманские способности экипажей, сколько умение маневрировать и вести скоростную спортивную борьбу, умение выжать все возможное из своих моторов; число сходов с трассы было крайне незначительным — всего 8.
Первыми среди экипажей, выступавших с одним «Нептуном-23», финишировали запорожские рабочие к.м.с. Михаил Горб (победитель 60-километровой гонки 1984 г.) и II-разрядник Виктор Брехер. Их средняя скорость (46,27 км/ч) оказалась существенно выше, чем у победителей на 208-километровой трассе! Победители и призеры всесоюзных соревнований прошлых лет — мастера спорта колхозный инженер Яан Ряста и техник-электрик Рейн Алекырс (г. Вильянди) заняли первое место в классе СПП-500; их скорость составила 50,49 км/ч. В классе СПП-700 успех также сопутствовал эстонским спортсменам — выступающим за Харьюский райком ДОСААФ электрикам к.м.с. Тоомасу Роомере и Кудресу Ляятсу (50,31 км/ч). В самом мощном классе СПП-1000 с наивысшей скоростью соревнований 52,75 км/ч финишировали первыми машинист, ударник коммунистического труда Геннадий Александров и инженер-механик Валерий Паршуков (в крейсерской гонке они были четвертыми). Оба спортсмена — судоводители-любители со стажем. Оба работают на Уфимском заводе синтетического спирта и тренируются в СТК «Ватан».
Коллектив этого клуба выступал очень сильно: в активе четырех «ватановских» экипажей три призовых места, шесть приходов в первой десятке. В итоге — заслуженная победа в командном зачете.
Гостеприимные хозяева нынешнего первенства — спортсмены 2-го Московского мединститута, заняли 2-е командное место.
Огорчили своих земляков спортсмены из Эстонии и Запорожья: они заняли немало высоких мест в личном зачете, но большое число сходов во время крейсерской гонки не позволило этим командам претендовать на награды.