Многодневные гонки трудны сами по себе, а эти особенно. Большая часть маршрута проходила по мелководному и словно специально напичканному кем-то камнями проливу Муху-Вяйн. В прежние годы на этой регате мы все, как правило, мечтали о ветре, тоскливо поглядывая на безжизненные колдунчики, но на этот раз его хватило с лихвою. Перед первым этапом — гонкой на Таллинском заливе — капитан "Весты" Юрий Плизник справедливо заметил:
— Дует юго-западный. Он дел натворит...
Оглушенный непогодой и усталостью минувшей недели, я брожу по красивейшему здешнему лесу. Вот и земляничная поляна, которую со старпомом "Каравеллы" Сергеем Мальцевым мы нашли два года назад. Собираю душистые ягоды. Рядом в овражке журчит ручей. Приветливо светит солнце. Лениво ползут к берегу волны. Трудно даже поверить, что ночью юго-западный рвал паруса и трепал наши нервы, волны мешали уставшим экипажам швартоваться у высокой бетонной стенки.
Утром судьи вывесили итоговые протоколы. Ветеран парусного спорта 75-летний Александр Михайлович Ермилов на мой вопрос о регате проворчал:
— Омерзительная погода. Раз пятнадцать ходил на Муху-Вяйн, а такого не припомню...
Но в душе, как мне показалось, он был доволен гонками — все яхтсмены прошли сквозь серьезные испытания. А его "Карелия" (капитан Ермилов-младший — Игорь) заняла первое место в своей стартовой группе. Кстати, регата пролива Муху-Вяйн проводится в шести стартовых группах судов, обмеренных по системе IOR. В отдельную группу выделены "Фолькботы".
К щиту подошли "фолькботчики" Владимир Эсс и Арво Сандер-копф.
— Хочешь интересный факт? Экипаж Арво спас "Катти",— говорит мне Владимир.
Достаю блокнот.
— Преувеличивает, — улыбается таллинский инженер. — Все проще. Перед островом Харилайд заметили лодку. Вначале подумали, что рыбаки стоят. И все же решили подойти поближе. У "Катти" в двух местах была сломана мачта. Взяли ее на буксир и пришли на финиш.
Мы разговорились, вспоминая различные морские истории. В 1974 г., например, экипаж "Родшера" в одной из гонок этой регаты финишировал, также имея на буксире потерпевший аварию "Фолькбот". Соревнование соревнованием, а прийти на помощь товарищу — первая заповедь яхтсмена. И не беда, что в итоговом протоколе экипаж "Катти" занял более высокую строчку, чем "Скандаал" Арво Сандер-копфа.
Собираю землянику и думаю о том, что нынешний Муху-Вяйи для меня был самым трудным, хотя к этой регате я был хорошо подготовлен. В начале мая парусная секция "Эстонэнерго" получила новую яхту, которую окрестили "Вестой" (польская постройка, тип "Цетус"). И уже 9-го, в день 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне, таллинские яхтсмены ушли в поход по местам героических боев. Самой дальней точкой маршрута был порт Пионерский в Калининградской области. На борту "Весты оказался почти весь экипаж нашей "Глории", с удовольствием воспользовавшийся приглашением Ю. Плизника. Мы были первыми, кто в 1985 г. поднял парус на Балтике. Почти 900 миль насчитал лаг яхты за время похода. К ним можно прибавить и мили, пройденные нами в регатах выходного дня. Летом они проводятся в Эстонии чуть ли не каждые субботу и воскресенье.
Мы — это Сергей Клюбин, Сергей Нечаев, Клав Ратс, Андрес Йохансоо и я — уверены в своей "Глории", особенно в парусах. Спасибо Сергею Клюбину: он сам перекраивал их, перешивал. Особенно ему удался штормовой стаксель. Поэтому в сильный ветер на лавировочных курсах мы часто уходили вперед, оставляя позади даже быстроходный "Поларис".
Об этом детище Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения нужно сказать особо. Если в прошлом году, когда "Поларис" (см. "КЯ" №113, 1985) дебютировал в гонках, многие не брали его в расчет. А теперь... Экипаж капитана Свена Кюйнарпу) довел лодку до такой кондиции, что уже первый этап был выигран им с большим отрывом от 27 соперников нашей пятой, самой многочисленной группы.
Гонка второго этапа Таллин Хаапсалу — 81 миля — началась при ярком солнце Когда же яхты вошли в пролив, поднялся ветер, скорость которого достигала 12 м/с. Для "Глории" — лодки польской постройки типа "Коирад-25Р" — это не так и плохо. Мы не обращали внимания на разыгравшуюся волну и сильный дождь, больше думая о том, как бы догнать и обойти серебряного призера прошлогодней регаты Муху-Вяйна рижский экипаж "Кондора*1 И на лавировке еще раз спасибо стакселю Клюбина — нам это удается По баллу опережаем и "Эне", которая финиширует перед нами. На этой лодке выступает известный буерист Юрий Шарашкин.
Подводим итог: "Глория" на этапе вторая. Настроение праздничное. Идем в местный Дворец культуры на вечер для участников регаты Победителям этапа были вручены пакеты с продукцией местного рыболовецкого колхоза "Ляэне Калур". дипломы и цветы. А призерам? Наш капитан С. Нечаев получил диплом и розу Чтобы попробовать знаменитые кильки "Ляэне Калур". надо побеждать.
На причал рыболовецкого колхоза, где ошвартовался флот регаты, добираемся под зонтами. К нам на огонек заглянул Сергей Шишков. Старший помощник капитана барка "Крузенштерн", который теперь приписан к порту Таллин, тоже решил провести отпуск под парусами.
— "Сдвинутый" я на них, смеется Сергей. — А на регате тем более собралась интересная компания. Любопытны и условия гонок. У нас что? Один день — и ты в одиночестве. Океан большой...
Не знаю человека, который остался бы равнодушным к рассказам этого почти двухметрового парня, прозванного "гренадером" Слушая его, я чувствую запах океана, трудной гонки, вижу налитые, как мышцы спортсмена паруса "Крузенштерна". И очень хочется почувствовать над собой 3640 квадратных метров парусины. Вот это гардероб!
Шишков из Кронштадта, а барк стоит в Таллине Поэтому все свободное время, как и мы все, Сергей пропадает в яхт-клубе. На "Весте" он ходил на "Кубок Балтийского моря", участвовал в различных местных соревнованиях.
— Регаты выходного дня — это вы здорово придумали, — говорит Шишков.— Что может быть лучше отдыха на воде, да еще под парусом... У нас в Ленинграде, помнится, тоже проводились подобные гонки, собиравшие до 70 яхт. Возобновить бы эту традицию.
Клав, выглянув из-под тента, сообщает: "Отпуск продолжается и дождь тоже. Утром уходим в Пярну".
Самые сильные впечатления остались у меня именно от этой гонки. В проливе, в районе переправы Виртсу-Куйвасту, где всегда что-нибудь происходит во время соревнований, идем по фарватеру. Соперники выбрали курс у берега материка или острова Муху. И тут нас достал проливной дождь. Казалось, что наверху какой-то шутник открыл кран огромного душа.
— Саша, поправь шкот, просит меня Нечаев.
Я тянусь и вдруг отдергиваю руку. Больно. По палубе скачут крупные белые горошины. Град В Пярну Клюбин будет рассказывать всем о граде с пингвинье яйцо, разбившем Нечаеву очки Найдутся те, кто поверит.
Паруса повисли, как платье на вешалке, а вот лодки соперников двинулись вперед. У берега пошел ветер. Громыхнуло и кривые пики молнии врезались в воду. Одна из них, о чем мы узнали уже после финиша, попала в "Поларис".
На собрании капитанов я встретил Кюйнарпуу и вот что он рассказал:
Вокруг топа образовалось свечение, указатель ветра улетел. Под стеклами приборов появился дым — сгорели все транзисторы, замолчал радиоприемник. Рихо Краав, который был в каюте, после сказал, что у него возникло ощущение, что обе руки он сунул в розетку. Сейчас чувствуем себя нормально. Идем в Лехтма.
В нашей группе на сей раз первым финишировал экипаж "Акиты". Никто не заметил, как четко Хаагма провел лодку вдоль берега.
Тиш доволен "Гонка есть гонка! Нам гроза помогла убежать от вас".
По соседству с "Глорией" у причала Пярнуского яхт-клуба ошвартовалась "Марупе", названная так по имени колхоза, в котором работают латышские яхтсмены. Капитаном "Марупе" оказался мой старый знакомый — тренер Валерий Крупович. Мы не раз встречались с ним на регатах олимпийских классов яхт, правда, я был тогда в роли спортивного журналиста.
Для меня ваша регата говорит Валерий, встречи с друзьями. Сегодня я уже видел Айна Померантса, Пеэтера Леола, Пеэтера Журавлева и других. А для экипажа "Марупе" — прекрасная школа. Соревнования прекрасно организованы. Четко, без суеты.
Капитан московской яхты "Моби Дик" Виктор Михайлович Колы-басов добавляет:
— Да и в спортивном отношении они интересны. Хотелось бы только соперников иметь побольше, а то у нас их только десять.
Поочередно на регатах Онежского озера и на Муху-Вяйне бывает конструктор яхт ленинградец Игорь Сиденко:
Муху-Вяйн — единственная у нас в стране регата, когда гоняются все типы яхт одного обмера. У меня на "Револьвере" в экипаже наш известный финнист Андрей Никандров. Он впервые на крейсерской лодке. Знаете, что сказал Андрей, когда мы подходили к Хаапсалу? Я, говорит, такое только на картинах Айвазовского видел. В чем-то он прав Действительно красиво! Много я получаю здесь и как конструктор. Ведь каждый экипаж сам доводит лодку до высокого уровня.
Не все с хорошим иастроением пришли в Пярну. Во время гонки на "Весте" лопнул баллер руля. Лодка стала неуправляемой. Рвется спииакер. Шишков и Володя Игнатенко пробуют заменить его стакселем.. Несмотря на поломки, яхта финишировала. Не свидетельство ли это высокого мастерства экипажа?
Более ста миль разделяют Пяр-иу и Лехтма. Вначале нам предстоит пересечь Рижский залив, к которому отношусь с предубеждением. Вот и сейчас перед финишем ветер сдувает любимую кепку. "Начинается", — подумал я. Сидящий на руле Клюбин перехватывает мой тоскливый взгляд:
— Вернуться не сможем, опоздаем на старт.
В заливе нас встречают приличные волны. Яхта то взлетает, то проваливается. Катание на качелях, а не гонка. Сейчас на откренивании мои сто килограммов незаменимы. На очередной волне лодка приводится и я оказываюсь в воде. Хватаюсь за леерную стойку и влезаю в кокпит. С меня течет теплая вода. Андрес показывает на стойку и смеется: "Согнул!.."
Нечаев невозмутимо смотрит на часы, потом на карту. Считает.
— В Лехтма будем ночью. А ветер заходит. Уже фордевинд.
Никогда не думал, что "Глория" может нестись быстрее 10 узлов.
— Держись, ребята, — кричит Клюбин. Мы должны не пустить вперед "Кондора".
С носа яхты падает пена. Такое я видел у лошадей на ипподроме. Решаем снять спинакер и разноцветное полотнище опадает на палубу. Четко действует на баке Йохансоо. Теперь надо точно выйти на вешку, после которой поворот на Лехтма. "Здесь полно камней", — напоминает Нечаев. Клав Ратс пристально следит за берегом. Где-то там должен появиться огонь маяка. До боли в глазах тоже всматриваюсь в темную полоску.
Вижу огонь, — сообщает Клав. А вот и вешка по курсу.
Поворот и вскоре проявляются огни судейского судна Все! Задача максимум выполнена. Мы впереди "Кондора".
Утром приводим лодку в порядок, сушим одежду. Вспомнив совет Шишкова посетить "Аврору", отправляюсь туда и попадаю к столу. Ленинградцы угощают рассыпчатой гречневой кашей, крепким чаем с бутербродами. Внимательно слушаю преподавателя кафедры физвоспитания ЛКИ, а здесь — яхтенного капитана А. Оскольского:
— Знаете, как набирал экипаж? По итогам весенней сессии. Ведь только дисциплинированный человек может успешно совмещать учебу и работу на яхте. Ребята подобрались отличные, не обделенные чувством сознательной дисциплины. Каждый член нашего экипажа приходит на лодку, как домой. С той лишь, правда, разницей, что здесь он все должен делать сам. Пап и мам, увы, нет.
С улыбкой смотрит преподаватель на своих воспитанников. Трудная регата позади. Студенты вспоминают, как возле острова Осмуссаар зачерпнули спинакером воду.
— А салаку в спинакере видели? Была, точно была, — смеется Оскольский.
...Я еще долго брожу по лесу, а потом направляюсь к причалу. Здесь уже стоят автобусы. На них мы поедем в кярдлаский парк, где состоится торжественное закрытие регаты. А утром домой, в Таллии. К делам земным. Так и закончились семь трудных, но замечательных отпускных дней.
Результаты регаты
29 июля — 4 августа 1985 г.
I стартовая группа (10 судов): 1 — «Веста» («Калев», Таллии), капитан Ю. Плизник — 43,75 очка; 2 — «Лиида» («Калев», Таллии), А. Сирго — 40,375; 3 — «Аврора» (ЛКИ, Ленинград), А. Оскольский — 38,875.
II группа (10): 1 — «Вальтер» (Калев», Таллии), Я. Рюик — 54,375; 2 — «Иру» («Калев», Таллин), М. Алак — 50,125; 3 — «Вирго» («Калев», Таллии), С. Леонтьев — 39.
III группа (14): 1 — «Карелия» (я/к, Таллии), И. Ермилов — 72,37; 2 — «Даго» («Йыуд», Хийумаский p-н). К. Мельдер — 71,5; 3 — «Кареджи» (БМП, Ленинград), Н. Сизов — 65,25.
IV группа (19): 1 — «Нелли» («Калев», Таллии), П. Журавлев — 101,875; 2 — «Хермес» («Калев», Таллии), М. Илумяэ — 97,375; 3 — «Оскар» (p/к имени С. М. Кирова, Харьюский p-н), С. Саар — 82,5.
V группа (28): 1 — «Поларис» («Калев», Таллин), С. Кюйнарпуу — 160,1 25; 2 — «Эне» («Йыуд», Кингисеппский р-н), К. Трей — 154,5; 3 — «Глория» («Калев», Таллии), С. Нечаев — 150.
VI группа (9): 1 — «Диаиа» (я/к, Таллии), Ю. Варнава — 52,375; 2 — «Крит» (я/к, Рига), В. Буковский — 47,125; 3 — «Типили» («Калев», Таллин), М. Тийтус — 39,375.
Класс «Фолькбот» (11): 1 — «Кай» («Йыуд», Хаапсалуский р-н), О. Лийвалайд — 50,875; 2 — «Варяг» (я/к. Таллии). В. Эсс — 50,5; 3 — «Ванаарм» («Калев», Таллии), Ю. Лембер — 47,375.