I этап. Ленинград — Вентспилс (448 миль)
Старт был дан у форта Обручев при слабом и неустойчивом северо-западном ветре. Яхты в крутой бейдевинд направились к о. Сескар. Затем ветер зашел на юго-запад и флот участников разделился на две группы — одна пошла правым галсом к южному берегу, другая, подправив курс, продолжала идти левым галсом. В навигационном отношении более южный путь сложнее и в случае дождя или тумана небезопасен. Однако согласно таллинскому прогнозу ожидался ветер северо-западной четверти и южный путь становился более выгодным. Однако большинство капитанов предпочли северный и проиграли «южанам», которые первыми подошли к о-ву Гогланд. Только самые быстроходные яхты «Аврора» и «Форвард» оказались здесь одновременно с ними.
Вторая ночь прошла в тяжелой лавировке при северо-западном ветре у финских берегов. У маяка Хельсинки ветер зашел к северу, что позволило яхтам одним галсом выйти на маяк Свенска-Бьёрн. Отсюда под спинакерами они устремились к финишу. Первой стала на якорь близ Вентспилса «Аврора» н в ожидании судейского судна ее экипаж начал принимать финиш у подходивших яхт. Только час спустя судейская коллегия приступила к исполнению своих обязанностей, имея уже довольно солидный список финишировавших судов.
II этап. Вентспилс — Пионерский (158 миль)
Он планировался таким же продолжительным и интересным, как и первый, но по независящим от судейской коллегии обстоятельствам гонка до Пионерского стала чисто прибрежной.. При пятибалльном северо-западном ветре яхты под спинакерами смогли развить скорость 10—14 узлов и к утру очень плотной группой финишировали в Пионерском. Первой пришла «Балтика», за ней таллинская «Веста» и третьей через 46 секунд ленинградская «Фортуна-II». Нетрудно представить напряженную борьбу на дистанции в 158 миль, где в конце концов все решают секунды. И на этот раз первым яхтам не удалось сразу обнаружить судейское судно — оно было скрыто туманом.
Этот короткий, но скоростной этап преподнес неожиданный сюрприз ведущим экипажам — они оказались на худших местах. Слишком короткой была дистанция, чтобы имеющие высокий балл яхты смогли получить достаточный для них отрыв по времени от остальной массы судов.
Пострадали еще и экипажи тех яхт, которые вышли из Вентспилса до объявления о сокращении маршрута и не заметили соответствующего сигнала на судейском судне. После старта они взяли курс на маяк Эланд-Сёдра-Грунд, как было первоначально предусмотрено программой. Эти яхты финишировали только спустя двое суток и время прихода им зачли по средней скорости.
III этап. Пионерский — Рига (279 миль)
Сразу же со старта яхты подняли спинакера и кучно двинулись вдоль берега в пределах восьмимильной полосы. Но утром опустился густой туман и надолго скрыл конкурентов друг от друга.
Рижский залив встретил свежим юго-восточным ветром. Началась лавировка, которую сильно затруднял туман. По-прежнему видимость была пе более 2—3 кабельтовых. К исходу вторых суток основная масса яхт благополучно финишировала и ошвартовалась у причалов Центрального республиканского яхт-клуба. Здесь яхтсменов ждал теплый прием.
«Кубок Балтийского моря» был вручен капитану яхты «Амур» Б. А. Хабарову из Ленинграда, «Хрустальный Кубок» получил капитан самой быстрой яхты «Спарта» В. И. Кучмель из Риги.
По традиции по окончании соревнований капитаны обсуждали волнующие вопросы развития крейсерского парусного спорта, маршруты будущих соревнований. Завязалась дискуссия: оставить соревнования чисто морскими или перейти на серию коротких гонок в прибрежных водах. Вот что говорили об этом старейшие капитаны.
Ю. Плизник: Чем длиннее гонка — тем лучше! Я вообще предлагаю два этапа: Ленинград — Свенска Бьёрн — Пионерский и Пионерский Эланд-Сёдра-Грунд — Ленинград. Так мы лучше подготовимся к большим океанским гонкам.
A. Оскольский: Длинные этапы ставят в неравное положение участников из-за изменений метеоусловий в процессе гонки, ибо флот растягивается на несколько десятков миль. Лучше проводить короткие гонки с промежуточными финишами.
B. Прохоров: Маршрутные гонки не нужны. Соревнования надо делать, как на чемпионатах мира в кубковых классах: одну петлевую гонку протяженностью 300 миль, одну среднюю 150 миль, три коротких по олимпийской дистанции.
В. Кучмель: Гонки должны быть только длинными, маршрутными. Гоняться на морских яхтах близ берегов по треугольнику не имеет смысла.
К. Бойков: Вводить в длинные маршрутные гонки промежуточные на 30 миль — это такая же профанация спорта, как если бы бегунам-марафонцам предложили бы между этапами пробегать 100-метровки. 30-мильные гонки надо проводить на «Солингах», а не на морских яхтах стоимостью в 250 тыс. рублей.
К. Недялков: Десятый раз гоняемся на приз журнала «Катера и яхты», но лучшего маршрута, чем маршрут этого года, припомнить трудно. Его надо сохранить без всяких сокращений.
Что можно сказать по поводу таких полярных мнений? Нам кажется, что за сокращение дистанции гонок ратуют те капитаны, которые стремятся добиться победы за счет лучшего качества парусов, конструктивных особенностей судна или системы гандикапа, которая на сегодняшний день далеко несовершенна (см. статью И. Сиденко в «КЯ» №117). Показательно, что когда в Вентспилсе судейская коллегия приняла решение сократить для яхт класса «Л6» второй этап с 324 до 158 миль, то 20 капитанов «шестерок» подписали заявление с просьбой разрешить им следовать по полному маршруту. Редакция поддерживает такую позицию, а для сторонников коротких гонок можно включить в программу Международной Балтийской регаты соревнования на крейсерских яхтах нескольких классов в дополнение к уже проводимым на четвертьтонниках.
Собрание капитанов отметило также нервозную обстановку, которую создавали подчас мелочные претензии мерителей. Они, очевидно, забывают о том, что яхтсмены целый год готовятся к Кубку как к празднику, и вдруг вынуждены пороть старые паруса (кстати, по правилам IOR допускается естественная вытяжка шкаторин без штрафа) или выгружать все имущество из яхты для контрольного измерения высоты борта. В то же время уточнение обмерных величин на миллиметры теряет смысл при использовании системы гандикапа ТОТД-85. Было высказано также пожелание о создании отдельной зачетной группы яхт отечественной постройки. Уже после финиша в Риге главному судье соревнований был подан рапорт с просьбой произвести отдельный зачет для таких яхт в 3-й группе. Первое место было присуждено яхте «Былина» (типа «Алькор»), 2-е — «Форвард» (однотонник) и 3-е — яхтам «Трийн» («Л6») и «Марина».
Капитаны решили создать союз крейсерских судов отечественной постройки типа «Л6» и «Алькор». В Риге в союз вступило 18 капитанов. По их мнению, отдельный зачет в соревнованиях увеличит шансы на победу, гонки станут более привлекательными и, в конечном итоге, будут способствовать сохранению отечественного крейсерского флота в гоночном состоянии.
Результаты соревнований
2—17 июля 1985 г. (Места, занятые в гонках первыми шестью экипажами)
1-я зачетная группа (9 яхт): 1 — «Фортуна-II», Ленинград, капитан В. Пауте (места по гонкам — 1. 3, 2); 23,25 очка; 2 — «Балтика», Пионерский, А. Алексеев (2, 1, 5); 21,25; 3 — «Веста», Таллин, Ю. Плизник (5, 2, 1); 21,25; 4 — «Ариэль», Л-д, А. Коновалов (3, 4, 3); 19,0; 5 — «Дайле», Вильнюс, [О. Вроблявичус (6, сп, 4); 13,5; 6 — «Аврора», Л-д, А. Оскольский (4, 5, 7); 9,0.
2-я группа (8): 1 — «Эра», Л-д, Г. Лабыничев (2, 1, 2); 22,25; 2 — «Альбатрос», Л-д, Ю. Киселев (1, 3, 3); 20,25; 3 — «Старс» Рига, В, Кучмель (3, 5, 1); 18,25; 4 — «Орион», Л-д, А. Аристов (4, 2, 4); 17,0; 5 — «Нева», Л-д, Ф. Модин (5, 4, 5); 13,0; С — «Мальва», Л-д, А. Логинов (6, 6, 7); 8,0.
3-я группа (31): 1 — «Альфа-Р», Рига, М. Алдерс (2, 1, 1); 92,25; 2 — «Арго», Москва, В. Белкин (5, 4, 2); 87,0; 3 — «Валгер», Таллин, Я. Рюнк (13, 2, 3); 84,0; 4 — «Былина», Л-д, К. Недялков (6, 3, 4); 83,0; 5 — «Асмодей», Л-д, И. Ульянов (7, 8, 5); 6 — «Кондор», Л-д, 10. Фунтиков (3, 17, 6); 80,25.
4-я группа (23): 1 — «Амур», Л-д, Б. Хабаров (2, 1, 2); 73,25; 2 — «Нева», Л-д, В. Татаренцов (1, 7, 4); 00,25; 3 — «Алмаз», Одесса, А. Верба (7, 9, 1); 01,25; 4 — «Чайка», Л-д, О. Кяэр (3, 3, 12); 60,0; 5 — «Уссури», Л-д, Л. Порцель (9, 4, 5); 00,0; 5^ «Паллада», Л-д, Р. Иванов (8, 3, 9); 59,0.
5-я группа (3): 1 — «Икар», Калининград, Ю. Правдин (ну, 1, 2); 5,25; 2 — «Кауполикан», Рига, А. Попов (1. 2, 3); 4,25; 3 — «Орион», Рига, В. Елагин (ну, 3, 1); 4,25.