Участников Кубка и Чемпионата Европы 1985 г. среди буеров класса «DN» принимало на этот раз озеро Веттерн в Швеции. Соревнования собрали 97 спортсменов из 9 стран: Австрии, Голландии, Дании, ПНР, СССР, ФРГ, Финляндии, ЧССР, Швеции. Нашу страну представляли призеры прошлых чемпионатов мира и Европы гонщики из Таллина Айн Вильде, Матти Куулман, Вайко Вооремаа, Энн Норман и Велло Юрье.
Серьезную конкуренцию нашим спортсменам могли составить прежде всего буеристы ПНР — чемпион Европы 1984 г. Б. Крамер, неоднократный призер П. Бурчинский и молодой, но весьма «агрессивный» гонщик К. Яблонский. Как известно, наиболее сильными в мире считаются сейчас спортсмены СССР, ПНР и США. Советские гонщики серьезно готовились к ответственным стартам, помня урок 1979 г., когда в сильнейшую шестерку вошел только Эндель Вооремаа. В сообщениях зарубежной спортивной прессы весьма прозрачно намекали тогда на спад советского буерного спорта. Но уже на следующий год наша команде на чемпионате мира в шведском городе Вестерос заняла пять первых мест и вновь заставила заговорить о себе как о сильнейшей. Такую репутацию предстояло укрепить.
Советские спортсмены проделали долгий и тяжелый путь на машинах под дорогам Скандинавских стран и прибыли к месту старта всего за день до открытия соревнований. Спешно собирали буера, а приспосабливаться к своеобразным условиям трассы и перенастраивать буера приходилось уже по ходу состязаний.
Соревнования начались розыгрышем Кубка Европы. С первой до последней гонки основная борьба шла между Вайко Вооремаа, который в итоге и победил с преимуществом всего а одно очко, и Каролом Яблонским.
Гонки на Кубок Европы были одновременно и отборочными для участия в чемпионате континента. От каждой страны допускались три спортсмена и участники, вошедшие в десятку сильнейших на Кубке Европы. Таким образом, на старт европейского чемпионата вышли пять советских спортсменов и семь буеристов Польши.
Поначалу ситуация для нашей команды складывалась неудачно. Две первые гонки все буеристы, кроме Айна Вильде, проиграли. Особенно обидно это было для нового обладателя Кубка Вайко Вооремаа, который поставил новую мачту западногерманского производства, еще недостаточно освоенную. В результате 13-е и 7-е места. А лидером стал польский спортсмен Веслав Маркинчук.
Но свое «слово» Вайко Вооремаа все же сказал. Заменив мачту и щитовые коньки на Т-образные, он, по выражению лыжников, попал «в мазь» и три заезда подряд пересекал финиш первым. Это дало ему возможность возглавить таблицу и стать чемпионем Европы.
«В Швеции Вайко выиграл благодаря своим ногам, — шутил позднее его отец и тренер Эндель Вооремаа, — ведь он начал старт бегом с буером и быстрее набрал скорость». Но если серьезно, то Вайко помогла прежде всего отличная общефизическая подготовка, которая и давала ему возможность развивать высокую скорость прямо со старта.
Побеждать сейчас в чемпионатах становится все трудней. Добиться успеха в одиночку практически невозможно, так как спортсмены все чаще применяют тактику командной борьбы. Обычно первую гонку каждый борется за победу самостоятельно, не забывая, впрочем, и о товарищах по команде. Начиная со второго заезда лидеру обеспечивается безоговорочная поддержка: вся команда прилагает немало усилий к тому, чтобы затруднить гонку его основным соперникам.
А Вайко, проиграв две стартовые гонки, вел борьбу именно в одиночку, без подстраховки. Поддерживать его начали лишь после третьего заезда, блокируя основных и очень опытных соперников К. Яблонского и П. Бурчинского, которые, кстати, также имели хорошие тылы — польская команда славится отработанной тактикой коллективных действий (Карол Яблонский стал серебряным, а Петер Бурчинский — бронзовым призером). Остальные наши гонщики звняли следующие места: 4-е — Матти Куулман, 5-е — Айн Вильде, 7-е — Энн Норман и 11-е — Велло Юрье.
Итак, кто же он — новый обладатель Кубка и чемпион Европы!
Вайко Вооремаа 22 года. Он живет в Таллине и учится на III курсе Тартуского политехнического института. Парусным спортом начал заниматься в раннем детстве в Хаапсалу, где жила семья. Первой яхтой двенадцатилетнего Вайко бил «Оптимист». Затем отец построил ему «ОК-Динги», на котором Вайко начал выступать на соревнованиях и весьма успешно. Побеждал на Первенстве СССР среди юниоров в 1980 г. и в 1981 г. |на «Финне»). На «Финне» младший Вооремаа был серебряным призером и на Молодежных играх 1982 г.
Буерным спортом Вайко занимался параллельно с яхтенным. Сначала только катался на буере, который сделал ему отец, тогда уже чемпион мира в классе «DN», а затем увлекся по-настоящему. Но времени и сип для занятий и буером и «Финном» не хватало. Поэтому яхту Вайко оставил, хотя это решение вызвало нарекания спортивного руководства — ему сулили большое будущее. Вайко стал известен среди лучших буеристов уже в 1978 г., когда 16-летним юношей выиграл чемпионат мира среди юниоров. В 1980 г. повторил этот результат, заняв кроме того в Швеции на чемпионате мира среди взрослых 3-е место. Примечательно, что в состав команды СССР тогда вошли оба Вооремаа — отец и сын.
Из года в год молодой буерист под руководством отца добивался поразительных результатов на соревнованиях самого высокого ранга: в 1981 г. становится чемпионом страны, в следующем — снова призером чемпионата мира (бронзовая медаль), а еще через год чемпионом Европы и мира. В прошлом году он завоевывает серебряную медаль на чемпионате мира в Польше.
Итак, Кубок и чемпионат Европы в очередной раз выиграны советским буеристом. Факт весьма отрадный. Но вглядитесь в таблицу результатов. За В. Вооремаа плотной стеной стоят спортсмены из Польши. Все трудней и трудней побеждать нашей уже немолодой сборной команде (средний возраст в этом году достигал 40 лет). А где резервы, талантливая молодежь? Их практически нет. И вот почему.
Если спортсменов для любого вида большого спорта готовят с детских лет в секциях и школах, вплоть до школы высшего спортивного мастерства, то буерный спорт держится только на энтузиазме самих гонщиков, которые сначала осваивают парусные яхты, а затем пересаживаются на ледовые, изготовленные своими руками.
Территориально буерный спорт культивируется в Эстонии, Латвии и Ленинграде. Причем, международный класс «DN» развит в основном в Эстонии, где материальная часть и мастерство передаются от отца к сыну. Так образовались семейные яхтенно-буерные династии Вооремаа, Шарашкина, Куулмана, Юрье, Калька и другие. Примеру эстонских буеристов начали следовать и в Латвии — Роланд Бердаш тоже готовит своего сына к сражениям на льду.
Не пора пи наряду с традиционной пока формой подготовки перейти к школьной! Для начала, например, при ДЮСШОР Таллина и Ленинграда организовать буерные секции. Об этом, кстати, думают и ведущие гонщики-буеристы Эстонии.