На этот раз на парусный марафон собрались 85 судов, своих представителей прислали яхтсмены 12 городов. Были здесь и ветераны, участвующие в гонках 12-й раз, например, капитан К. Г. Бойков из Ленинграда, были и дебютанты, прибывшие на розыгрыш Кубка впервые, например яхтсмены из Тольятти (на самодельной яхте «Волга») и из Северодвинска (на оригинальном двухкорпусном судне — проа «Мираж»),
Море щедро одарило всех хорошей погодой и умеренными ветрами. Соревнования обошлись без поломанных мачт, оторванных рулей и рваных парусов.
По мнению яхтенного капитана Ксении Мегнитской из Тольятти, которая четвертый раз участвует в соревнованиях, гонки не были утомительны. «Во всяком случае, после финиша в Риге мне хотелось сходить на танцы. А вот старт лучше давать утром, а то вечером сразу теряешь соперника из виду и не успеваешь настроиться должным образом», — сказала она.
Соревнования состояли из четырех этапов. Первый этап — короткая гонка у форта Обручев — в какой-то мере задуман как реклама, чтобы продемонстрировать ленинградцам, отдыхающим на берегах Финского залива, красоту парусных соревнований. К сожалению, из-за слабого ветра дистанцию пришлось сократить с 30 миль до 15. Однако уже на этом коротком этапе определились будущие победители и призеры (см. таблицу результатов).
Вскоре после финиша последней яхты был дан старт второй гонки. К этому времени западный ветер набрал силу, приборы показывали 14 м/сек. Начав гонку с рифами, яхты через несколько часов заштилели у о-ва Сескар, а через сутки попали в сплошной туман у маяка Хельсинки; до мыса Аэгна шли вслепую по счислению и радиопеленгам. Когда первая пришедшая на финиш этапа яхта «Ариэль» (капитан А. С. Коновалов из Ленинграда) подходила к Таллину, аутсайдеры еще штилели у маяка Хельсинки.
Гонки на третьем этапе не отличались большими трудностями, хотя и были самыми протяженными. Быстрее всех — за 86 ч — расстояние в 520 миль преодолел экипаж яхты «Вилис Лацис». Дули умеренные ветры преимущественно северного направления, и яхты, пройдя о-в Нарген, практически одним галсом дошли до о-ва Готланд. Здесь ветер ослаб и начал менять направление.
Перед стартом третьего этапа главный судья соревнований П. Т. Толстихин, объявляя прогноз погоды, сказал: «Прогнозам особенно не верьте». Но на этот раз синоптики не ошиблись. Капитан яхты «Новелла» А. Н. Алексеев рассказывал: «После маяка Свенска-Бьёрн перед нами встал вопрос: куда идти? Если оставить о-в Готланд левым бортом, то согласно прогнозу мы должны попасть в область штиля или иметь слабые ветра. А это для нас означало бы поражение.
Решили поверить прогнозу и оставить Готланд с правого борта, удлинив тем самым для себя дистанцию на 12 миль. Мы были единственными, кто пошел этим путем и, как впоследствии выяснилось, не прогадали. На финише в Пионерске наш ближайший конкурент — яхта «Дельта» пришла на 15 мин позже».
Среди яхт класса Л6 первой финишировала «Сольвейг», которая преодолела дистанцию за 104 ч.
При старте последней гонки из Пионерска в Ригу (270 миль) характер погоды не изменился. Большинство экипажей избрали путь вдоль берегов, рассчитывая на бризы. Первой в Даугаву вошла яхта «Браво» (типа «Конрад-46»), затратив на переход 48,5 ч. «Каме» (класс Л6) уже потребовалось 54 ч.
Итак, весь 1100-мильный маршрут благополучно завершен всеми яхтами. Впечатлениями о прошедших соревнованиях мы попросили поделиться капитанов нескольких яхт.
Капитан яхты «Волга» (Л6) М. П. Гиршов, девятый раз участвующий в соревнованиях на Кубок Балтийского моря: «Маршрут соревнований должен включать короткую гонку по треугольнику, морской этап в двух вариантах и прибрежный. Чрезмерное увлечение длинными морскими этапами с уходом в территориальные воды Швеции и Дании значительно осложняет гонки и делает их доступными только для крупных яхт, хорошо снабженных приборами, парусами и спасательными принадлежностями».
Калининградец А. Д. Буковский придерживается диаметрально противоположного мнения: «Сила Кубка Балтики именно в длинных дистанциях. Их укорочение может снизить спортивный уровень и уподобить наши гонки Муху-Вяйнской регате. Одной длинной дистанции среди нескольких коротких мало, чтобы сохранить привлекательность соревнований».
Еще одно мнение высказал ленинградец А. С. Коновалов: «Маршрут гонок на Кубок Балтики за 12 лет почти не изменился и немного приелся. На мой взгляд, надо оставить одну гонку на 54 ч, одну на 27 ч, а остальные должны быть 30-мильные по олимпийской дистанции, причем проводить их следует, базируясь на один порт. Полагаю, что для этого более всего подходит Таллин».
Большинство капитанов единодушно во мнении: нельзя уравнивать 30- и 500-мильные дистанции. За длину дистанции должен вводиться коэффициент.
«Целесообразно иметь одну длинную дистанцию (500 миль и более) и несколько коротких протяженностью от 30 до 120 миль с обязательным введением коэффициента за сложности», — поддерживает его А. С. Хлебушкин.
В высказанных предложениях есть рациональное зерно. Надо учесть также опыт зарубежных крейсерских гонок, которые, как правило, приурочивают к крупным соревнованиям в олимпийских классах. Такие объединенные соревнования проводятся, например, на Кильской и Варнемюндской регатах. Есть резон наш Кубок Балтики совместить с Балтийской регатой. От этого оба соревнования только выиграют.
На XII соревнованиях впервые был поднят вопрос о требовании к внешнему виду участников и яхт, на которых они выступали. Не секрет, что некоторые яхтсмены могут выйти на парадное построение в чем угодно, вплоть до рабочей одежды. Исключение составляют спортсмены прибалтийских республик. На прошедших соревнованиях лучшими, с эстетической точки зрения, были признаны экипаж и яхта «Вилис Лацис» латвийского рыбаколхозсоюза.
Не секрет, что на соревнования яхтсмены в основном идут в счет своих отпусков. Что же заставляет их ежегодно жертвовать отдыхом в кругу семьи и идти «покорять стихию», бороться с трудностями?
«Представители сухопутной Москвы получают большой опыт мореплавания, а экипажи поднимаются до более высокого уровня крейсерских гонок»,— считает капитан яхты «Вигри» А. В. Тихомиров.
«Гонки на Кубок — это борьба с морем и соперниками, отсюда удовлетворение, что мы сильнее моря, расстояния и спортсменов (не всех, к сожалению)», — мнение капитана ленинградской яхты «Дельта» Н. И. Уменкова.
«Моральный и физический импульс на весь трудовой год», — соглашается с ним капитан рижского «Цетуса» В. И. Кучмель.
«Гонки в открытом море укрепляют дух товарищества, закаляют волю, а главное — дают возможность приобретать навыки хорошей морской практики», — заключает ленинградский капитан Е. Я. Кулакова, участница почти всех наших соревнований.
Но не только это, добавим мы. Спортивное мастерство участников Кубка растет от года к году. Это относится не только к экипажам яхт, занимающих призовые места. Взять, например, «Волгу», на которой пять яхтсменов получили первый спортивный разряд, семь — второй. На «Алькоре» три члена экипажа выполнили норму первого разряда, восемь — второго и 10 — третьего. На яхте «Ариэль» мастерами спорта стали пять человек, кандидатами в мастера — восемь. На «Сольвейге» норму мастера спорта выполнили 10 яхтсменов, кандидата в мастера — семь; 30 человек стали спорт-сменами-разрядниками.
Говоря о перспективах, можно сказать, что маршрут в принципе сохранится и будет проходить по открытым портам СССР.
Деление яхт на стартовые группы будет производиться только по величине гоночного балла, а не по типам яхт. В I классе IOR, видимо, будет введено либо деление яхт на две подгруппы (по 15—20 яхт в каждой), либо зачет по удельному гандикапу, но с учетом ошибок и опыта этого года. Как выяснилось в процессе соревнований, существующая система удельного гандикапа не решила главного вопроса — равенства в борьбе за приз разнотипных яхт. Современные яхты при пересчете времени оказывались впереди яхт старой постройки. Это произошло потому, что при составлении формулы расчета исправленного времени не удалось достаточно объективно учесть потенциальные возможности яхт. Например, по этой формуле «Мальва» должна давать фору яхте «Аврора», которая спокойно уходит от нее при любой погоде и на любых курсах.
Выражаем надежду, что Кубок Балтики и в дальнейшем будет служить росту массовости нашего спорта и мастерства спортсменов, укреплению дружбы яхтсменов Балтийского моря — моря Мира.
В заключение редакция считает приятным долгом выразить благодарность руководителям Ленинградского центрального яхт-клуба ЛОСПС, Рижского центрального яхт-клуба и яхт-клуба в Пионерском, сделавших все возможное для того, чтобы участники наших соревнований могли полноценно отдохнуть между гонками, отремонтировать паруса, заправиться водой, зарядить газовые баллоны.
Вместе с тем нельзя не высказать удивления по поводу того, что оборудованный по последнему слову техники Таллинский парусный центр в таких услугах яхтсменам отказал.
До новых стартов, друзья!