Мы уже привыкли к тому, что соревнования на приз "Катеров и яхт" последних лет собирают не менее 100 спортсменов, но на этот раз количество участников — 193 — превзошло все ожидания. Помериться силами на волнах Финского залива собрались 36 команд из 8 союзных республик, Москвы и Ленинграда; 15 команд (78 спортсменов) выступало под флагом Российской Федерации, 7 команд (42 человека) представляли Ленинград. Заметно возросло и женское представительство: участвовало 19 спортсменок против 8 на предыдущей встрече. Отметим, что с 1983 г. предполагается проводить все гонки на парусных досках с отдельным зачетом для женщин; по предложению представителей команд такой зачет был "опробован" на наших соревнованиях.
130 участников соревнований имели спортивную квалификацию I и II разряда; 25 — кандидатов в мастера спорта и 18 — мастеров спорта СССР.
Популярности гонок способствовало, без сомнения, достаточно демократичное Положение о соревнованиях: к гонкам допускались спортсмены-второразрядники, которые получили возможность выступить вместе с мастерами спорта. Это привлекает новичков: где как не здесь, на всесоюзных соревнованиях, при большом количестве участников и в присутствии именитых соперников можно обрести опыт борьбы и повысить свою спортивную квалификацию. Кроме того, спортсмены, занявшие в общем зачете три первых места, получали право участвовать в соревнованиях на Кубок СССР.
Предыдущие соревнования на приз "Катеров и яхт" проходили то при штормах, то при тихих ветрах. Бывало и такое: начиналась гонка практически при штиле, а заканчивалась — при ветре 14—16 м/с. На этот раз в первый день соревнований скорость ветра не превышала 4—6 м/с, а в последующие два — снизилась до 2 м/с. Естественно, при таких погодных условиях преимущество имели легкие спортсмены, дакроновые паруса и новые, еще не деформированные доски. Это в полной мере можно проиллюстрировать результатами, показанными соседями по итоговой таблице в общем зачете — Евгением Котовым и Юлией Казаковой (29-е и 30-е места). Если в первой гонке победитель соревнований в тяжелой весовой категории Е. Котов пришел 35-м, а первая среди женщин Ю. Казакова — 52-й, то во второй и третий штилевые дни Ю. Казакова постоянно опережала значительно более тяжелого Е. Котова. Так что параллельный зачет по трем весовым категориям и среди женщин оказался оправданным.
Во время гонок легко было выделить три группы спортсменов. Первыми, как правило, шли признанные мастера (их оказалось не больше десятка), второй группой — спортсмены, имеющие опыт выступлений в подобных соревнованиях (большинство участников), третьей — новички. Разница во времени между финишем победителя гонки и участника, завершившего ее последним, составляла не менее 40 мин. Это свидетельство не только различного уровня мастерства спортсменов, по и неравноценной по ходовым качествам материальной части.
С 1981 г. в наших соревнованиях наряду с досками свободного класса участвуют и монотипы класса "Виндгляйдер" — наиболее вероятные доски на очередных Олимпийских играх. На соревнованиях в Зеленогорске число этих досок возросло до 90, причем большинство из них было изготовлено своими руками. Не только фирменные "Виндгляйдеры", но даже и построенные самостоятельно доски имели явное преимущество в ходовых качествах по сравнению с досками свободного класса. Неважно выглядели доски типа "Пагги" производства Таллинской экспериментальной верфи, которые уже на второй год эксплуатации начинают набирать воду и деформируются. Доски, изготовленные ленинградской экспериментальной судоверфью, выше качеством, но их число на соревнованиях было мизерным.
В наибольшей степени на результатах гонок сказывались недостатки конструкций самодельных снарядов. Несмотря на слабый ветер, было очень много поломок, из-за которых спортсмены вынуждены были прекращать соревнования. Видимо, при постройке досок уделялось недостаточно внимания качеству работы. Да и сам факт участия ряда спортсменов на досках, которые ломались при ветре 2 балла, свидетельствует о несерьезной подготовке. Несколько человек пришлось снимать буквально с "утопающих'1 досок, набравших воду и не способных удержать человека на плаву.
Учитывая маловетренную погоду и просьбу представителен команд, главный судья В. Малиновский допустил к гонкам шестерых юношей моложе 15 лет. Однако их подготовка к гонкам в морских условиях оказалась настолько слабой, что в первый же день соревнований спасательной команде пришлось тащить из воды четверых выбившихся из сил мальчишек...
К сожалению, соревнования не отличались хорошей организацией. Множество "накладок" отчасти было вызвано необычно большим числом участников, затруднившим оперативное решение таких вопросов, как транспортировка техники от ленинградских вокзалов к месту соревнований или питание спортсменов, осложнивших работу судейского аппарата, особенно секретарей. Само проведение этих крупнейших соревнований, включенных во Всесоюзный календарь Спорткомитета СССР по парусному спорту 1982 г., неожиданно — за два дня до открытия — оказалось под угрозой срыва: спорткомитет Ленинграда закрыл их финансирование. Потребовалось немало усилий, чтобы гонки все-таки состоялись.
Сжатые сроки, предусмотренные спорткомитетом, заставили до предела уплотнить программу соревнований: в первый и третий дни были даны по два старта, а во второй день — даже три. Из-за слабого ветра прохождение 3-мильной дистанции затягивалось на срок более часа. Это ставило спортсменов в неравные условия: финишировавшие первыми могли отдыхать на 30—40 мин. больше, чем замыкающие гонку. К тому же, стартовать одновременно 193 участникам оказалось довольно сложно. Даже введенное в гоночную инструкцию правило "одной минуты", по которому за минуту до старта ни один участник не имеет права пересекать стартовую линию, не могло избавить виндсерфистов от массовых фальстартов почти в каждой гонке.
По вине судьи-секундометриста старт второй гонки был дан на минуту раньше контрольного времени; после протеста, поданного участниками, результаты этой гонки были аннулированы.
Недостаточно хорошо работали на этот раз и секретари судейской коллегии. Результаты гонок вывешивались сразу после финиша только в первый день. К закрытию соревнований, которые состоялись около 23 часов, еще не были определены победители в командном и общем зачетах и обладатели специальных призов. Судьям понадобилось четыре часа для выявления, притом с досадными ошибками, победителей в трех весовых категориях и среди женщин.
И все же, несмотря на все неполадки и упущения в организации соревнований, большинство участников покидали Зеленогорск с чувством удовлетворения. Вот, например, как отзывались о гонках спортсмены из Владивостока: "На городские соревнования у нас выходит не более десяти виндсерфистов; нам казалось, что все у нас получается здорово. Но в Зеленогорске мы поняли, что до настоящего мастерства нам еще далеко: нет навыка соревнований среди большого количества участников. Правда, наши скромные результаты отчасти можно оправдать тем, что мы выступали в непривычных условиях. При сильном ветре, к которому мы привыкли, результаты могли бы быть лучше. К сожалению, ни руководство нашего спортивного общества "Спартак", ни руководители предприятий, где мы работаем, не хотят понять, что настоящим мастерством можно овладеть только на соревнованиях всесоюзного масштаба".
Спортсмены с интересом участвовали в столь массовых соревнованиях, но, по мнению большинства из них, число одновременно стартующих следовало бы ограничить 70—80. Для этого предлагается начинать соревнования с отборочных гонок либо производить отбор финалистов по результатам первых трех гонок. Высказывались также пожелания пересмотреть квалификационный ценз — допускать к соревнованиям спортсменов, имеющих разряд не ниже I, проводить гонки без разбивки на весовые категории и только на снарядах-монотипах ("Виндгляйдерах").
Технические результаты
1 — «Падомью Латвия»; 167,2 очка; 2 — Зеленогорский виндсерфинг-клуб при ЗПКиО, Ленинград; 199,8; 3 — Ленинградский кораблестроительный институт — I команда; 257,4; 4 — «Калев», Таллии; 289,8; 5 — «Чайка», Великие Луки; 298,8; 6 — «Сарканайс Металлурге», Лиепая; 386,1.
Личный зачет
Категории «С» (вес до 71 кг; 83 спортсмена): 1 — И. Кравченко, м. с. м. к., «Орбита», Москва; 0,0 очков (место в общем зачете — I; количество очков — 6); 2 — А. Берзиныи, м. с., «Падомью Латвия»; 25,4 (3, 32,4); 3 — А. Пеэк, м. с., «Калев», Таллии; 27,4 (4; 34,4).
Категория «Д» (вес 69—81 кг; 74): 1 — Э. Терехин, м. с. м. к., ВС, Рига; 0,0 (2; 19); 2 — И. Шашенков, м. с., ЗПКиО, Ленинград; 25,4 (10; 80,7); 3 — П. Воногов, м. с., ЛКИ, Ленинград; 37,7 (12; 89,7).
Категория «Е» (свыше 79 кг; 17); 1 — Е. Котов, м. с., ЗПКиО, Ленинград; 17,0 (29; 183); 2 — Э. Буманнс, I р., «Падомью Латвия»; 19,0 (39, 220); 3 — В. Гончаренко, к. м. с., Феодосия; 20,1 (37; 212,0).
Женщины (19): 1 — Ю. Казакова, к. м. с., «Водник», Москва; 3,0 (30; 185,0); 2 — А. Ерилина, I р., «Спартак», Минск; 15,0 (70; 386); 3 — М. Дубенко, к. м. с., ЦЯК Ленинграда; 25,7 (79; 410,0).