Праздничные флаги расцвечивания с успехом заменила сама природа: желтые листья клена, красные — осины, рубиновые ягоды бузины и яркие гроздья рябины на фоне темной зелени хвои. Солнце и ветер, неизменно желанные для парусников, окрасили природу в праздничные цвета, привели в живой трепет осеннюю растительность, покрыли гребни темно-синих волн белыми барашками. Необычно уютным выглядел и палаточный лагерь.
Летняя навигация 1985 года для ленинградских туристов-парусников завершалась в начале октября традиционными соревнованиями на Парусном берегу Кавголовского озера. Это, пожалуй, самая поздняя регата в наших широтах и о ней вряд ли знают приверженцы паруса. На участие в ней на этот раз было подано 22 заявки.
Парусная секция Ленинградского клуба туристов, работающая под эгидой журнале «Катере и яхты», — пионер подобных соревнований, туристских походов и слетов. Первые в стране соревнования на легких парусных байдарках состоялись еще в 1973 году в Лосево. С тех пор, как говорят, много воды утекло. Совершенствовалась техника и мастерство, расширялась география походов: ленинградцы ходили по Вуоксе, Балхашу, Ладоге, Онеге, Каракумскому каналу, «распечатали» Белое, Аральское и Балтийское моря. Теперь и соревнования проводятся в различных классах, начиная от самых легких одноместных надувнушек парусностью 4,5 м2 и завершая гигантами — многокорпусниками парусностью 15,21 м2 и выше. Причем, самодельные суда, как показала многолетняя практика, по своим характеристикам нередко превосходили промышленные образцы отечественного и зарубежного производства. Московская и Ленинградская парусные секции в этом отношении помогли конструкторским бюро и промышленным предприятиям, заметно способствовали развитию самодеятельного и массового технического творчества по созданию легких, новых видов туристских парусных судов.
Однако вернемся к событиям кавголовской регаты. Условия первой гонки были весьма динамичными — ветер на уровне 5 баллов, порывистые шквалы. Правда, волна оказалась невысокой — сравнительно малая акватория окружена со всех сторон лесом.
Четкая реализация правил парусных соревнований ППС-81 позволила судейской коллегии исключить лишние разбирательства и протесты.
Успехами порадовали дебютанты прошлого года — рулевые тримаранов "Л-98" и "Л-99" М. А. Ивашин и С. Н. Невров, по профессии инженеры-дизайнеры. Необходимо отметить, что они не только первыми финишировали в Кавголово. но и успешно выступили во всех соревнованиях года, в том числе в «Московской регате».
Огорчали поломки. Еще при подготовке к гонке ветром сломало мачту у катамаране "Л-111" — не выдержала термически обработанная 50-миллиметровая дюралевая трубка. Но для капитана В. А. Королева такой ремонт, как и любой другой, не в новинку. Опыт и техническая сноровка, дружная работа экипажа, помощь сотоварищей "по рулю" обеспечили ремонт в наикратчайшее время.
Не выдержали шквалов и перевернулись вместе с экипажами суда "Л-115" и "Л-124".
Вторая гонка проходила при аналогичных погодных условиях, но ни аварий, ни переворотов уже не происходило. Дружный старт, лавировка к верхнему знаку, фордевинд на нижний знак, галфвинд и треугольник закончен. Лавировка в петле на верхний знак — финиш. Все суда уложились в контрольное время. Первым закончил выступление экипаж катамарана "Л-111" (за рулем Г. В. Красиков). С этой гонки он не уступил абсолютного первенства среди всех классов.
Победа катамарана "Л-111" не случайна. Его владелец, В. А. Королев, вложил в свое «детище» душу и техническое творчество. Конструкция имеет «ноу-хау», позволяющее сделать новые усовершенствования, которые могут принципиально улучшить ходовые качестве судна. С этой точки зрения, катамаран заслуживает интерес не только широкой общественности, но и специалистов завода-изготовителя байдарок "Салют".
В первых двух гонках отлично проявила себя женщина-капитан М. А. Ивашина, успешно выступившая на швертботе "Л-91". Судейская коллегия отметила ее самостоятельный дебют как пример, заслуживающий особого внимания.
Итак, закончены гонки первого дня. Вечером друзья-соперники собрались на общий костер — «не за огонь люблю костер — за тесный круг друзей». Был проведен конкурс на лучшее исполнение самодеятельной песни о парусе, романтике моря, труде моряка, увлечениях яхтсмена. Гитаристы попеременно выступали в двух дуэтах. Лучшим исполнителем был признан шкотовый судна "Л-95" А. Тусеев. Он был удостоен памятного сувенира и диплома.
В третьей гонке ветер стих до умеренного, а в четвертой — до слабого. Теперь важное значение имела тщательная настройка паруса, мачты, стоячего и бегучего такелажа, судна в целом. Но главным был психологический настрой рулевых и шкотовых: слабый ветер будит стихию нервной системы. В условиях безветрия даже некоторые бывалые капитаны не уложились в контрольное время.
Пятая гонка проводилась общей для всех классов как «Гонка дружбы». Она имеет особое значение для туристских судов, где правила конструирования и обмера допускают широкий диапазон технического творчества. Кроме того, эта гонка позволяет выявить спортивное мастерство, лучшие конструкции, принципиально новые возможности.
Призерами регаты «Осенний лист» стали: М. А. Ивашкин и М. В. Паникова (1-е место); Н. Ю. Иванов и В. А. Гусаров (2-е); С. Н. Невров и Т. О. Неврова (3-е).
Проведенная регата подвела черту под итогами года. Основные вехи года составили массовые походы и шесть соревнований по календарю "КиЯ". Ленинградские туристы-парусники успешно выступали не только в соревнованиях местного значения, но и во всесоюзных, например, в «Московской регате». Сборная Ленинграда получила диплом третьей степени в «Кубке городов» и диплом третьей степени по классу швертботов.
Успехам способствовали энтузиазм, трудная и бескорыстная работа членов бюро парусной секции, актива и туристской общественности. Все члены секции внесли полезный вклад в общее дело.
Анализ технического творчества показывает, что парусный туризм стоит на пороге новых свершений, новых инженерных решений. Ветераны ленинградской секции всерьез занялись разработкой конструкций принципиально новых туристских судов. Среди таких конструкторов — Г. Г. Ханданов, С. 3. Печалин, А. Н. Лебедев Ю. М. Королев. Диапазон их творчества начинается с простого совершенствования промышленных образцов и завершается признанными изобретениями. Государственный Комитет по делам изобретений выдал авторские свидетельства: С. В. Зуеву на «Парусный тримаран» и «Парусное судно» (АС № 1004191 и 1030239), Н. В. Абакумову и Г- Ю. Гусевой на «Якорь» (АС № 1134466). Якорь был представлен на ВДНХ на смотре научно-технического творчестве молодежи. Эти и другие лучшие технические достижения находят публикацию в журналах, пропагандируются в газетах («Спортивная неделя Ленинграда»), на радио и телевидении. Члены парусной секции активно участвуют в работе научно-технических обществ, среди которых особое место занимает участие в работе Географического общества.
Однако «горизонты самодеятельного водного туризма» не являются безоблачными. Дискуссия на страницах журнала "КиЯ" (см. №110 и №115) еще не завершилась положительной реакцией со стороны Управления самодеятельного туризма. Наоборот, в практике имеются отрицательные явления. К примеру, по решению заместителя председателя Президиума ленинградской федерации туризма В. П. Матюшина два соревнования разборных туристских судов и туристских яхт типа «Ассоль» по необоснованным причинам были исключены из плана турклуба.
Но членами бюро секции И. А. Ивановым и М. С. Кобриным была проявлена настойчивость и целеустремленность — эти соревнования все же удалось провести на Финском заливе, правда, уже под флагом клуба «Нева».
С точки зрения повышения массовости парусного туризма, в итоговом году отмечена важная положительная тенденция: в парусную секцию Ленинградского туристского клуба вступают готовые первичные организации, сформированные на заводах, научных организациях и учреждениях, например, ВНИИ фарфора, «Вымпел» и др. Это создает более благоприятные возможности административно-хозяйственного и финансового характера — трудовые коллективы, профсоюзы могут существенно помогать развитию туризма.