Я вспоминаю, как ранним утром 10 августа мы встречали екту «Паулине». В туманной дымке появился очень странный — высокий прямой парус. Непривычный старинный корпус с дощатой обшивкой, приветственный выстрел с борта екты из пушки — все было необычно. Мне показалось, что мы очутились в том давнем времени, когда единственным средством передвижения по морю было именно такое парусное судно. Вот яхты окружили «Паулине». Часть экипажа с екты перешла на наш «Архангельск», а ее капитан Нильс Сардал любезно предоставил руль Юрию Сенкевичу. Все улыбались, оживленно и громко разговаривали и казалось, что разговор идет на одном понятном всем языке...
Прошло два года. И вот теперь уже мы готовим экспедицию — ответное плавание к берегам Норвегии маршрутом, которым ходили когда-то поморы.
Главными спонсорами стали Архангельский облсовет ДСО профсоюзов и Бюро молодежного международного туризма «Спутник». В состав нашей экспедиции кроме яхтсменов яхт-клуба СМП «Водник» вошли представители комсомола — Е. Ухин и К. Длуцкий и два историка — ректор пединститута В. Булатов и этнограф А. Давыдов (естественно, их особенно интересовали древние связи между Северной Норвегией и Архангельском в части морской культуры, быта и т. д.).
Сейчас, когда плавание давно закончено, особенно часто вспоминаются беспокойные дни его подготовки — так много пришлось решать самых различных организационных и чисто технических вопросов. Обе наши яхты1 дальше горла Белого моря не ходили, так что экипажам пришлось выполнить очень большой объем срочных работ. Даже не верится, что все так или иначе закончилось точно в назначенный день.
9 июля яхты из гавани яхт-клуба перешли к Красной пристани. Так уж повелось, что все экспедиции на Север уходили именно отсюда, мы не решились нарушить традицию. Нас провожали родные, близкие, друзья — те, кто любит море, болеет за парус. Ветераны войны просили передать особый привет бывшим норвежским партизанам.
И вот, наконец, звучат традиционные слова: «Счастливого плавания, семь футов под килем!» В своем коротком рассказе я постараюсь сохранить хронологический порядок, чтобы читатель смог мысленно совершить путешествие вместе с нами.
Итак, для начала следуем в аванпорт Экономия для оформления выхода. Попутно подключаем, пробуем в действии навигационную спутниковую систему, которую предоставило нам мореходное училище рыбной промышленности. Использование такой новейшей техники не просто облегчает работу штурмана, далеко не простую на яхте, но и существенно повышает безопасность плавания. Стоянка в Экономии в ожидании буксирного катера запомнилась надолго: мы не знали, куда спрятаться от комаров. Конечно, свободным от вахты было не до сна, все ходили друг за другом по палубе, размахивая ветками ивы. В каюте усидеть было невозможно.
Впереди открывается море — Белое море. При всем, на первый взгляд, однообразии его красок, кажется, что вокруг вот-вот должно все зацвести. Цвета будто спрятаны в перламутре. Горизонт где-то в дымке сливается с небом. Волны перекатываются медленно, меняя цвет и форму, играя на солнце. Настроение великолепное. Ощущение такое, будто ты оторвался от привычного мира, дышится легко, испытываешь какое-то воздушное состояние. Странно: далеко не первый раз выхожу в море, а минуты встречи с ним неизменно вызывают приятное волнение.
Наша спутниковая система работает великолепно. Каждые 15—20 минут она издает мелодичные звуковые сигналы. Сначала всем это нравилось: к такой «игрушке» яхтсмены не привыкли! Но затем штурман Виктор Грайм не выдержал. Оно и понятно. Его спальное место — прямо у штурманского стола, а эти «безобидные» сигналы исправно работают как будильник. Пришлось изучать инструкцию, чтобы как-то заставить систему работать потише.
Время от времени включаем двигатель, так как ветер слабый. В горле моря он и совсем стих. Как говорят: ветра ноль, течение минус.
Утро 11 июля. Погода спокойная. На яхте кипит обычная трудовая жизнь. Кок В. Вешняков готовит, судя по запахам, что-то вкусное. Кажется, завтракать будем с борщом. С. Шалабанов организует мелкий ремонт запасных парусов Оторвавшись от своего начальнического кресла (на суше он директор «Красной Кузницы») счастливый отпускник А. Багаев с любовью клетнюет ванты и штаги. Время от времени слышатся взрывы хохота: что-то рассказывает Юрий Лодочников — наш главный механик. Еще немного, и В. Булатов начнет записывать его морские истории.
Связываемся с теплоходом «Игорь Грабарь», чтобы пополнить запасы топлива: судя по прогнозу, нас ожидают штили и соответственно — работа двигателем.
На третий день плавания рано утром прошли п-ов Святой Нос. Баренцево море встретило приветливо и тихо — прекрасным восходом солнца. Ярко-малиновый шар, желто-оранжевые переливы света на облаках, блики на медных деталях яхты... — зрелище просто великолепное!
Наконец-то подуло. Ветер SO, идем курсом фордевинд. «Борей» несет спинакер и выглядит очень эффектно. У нас этого паруса нет, потому особенно хочется поднять все, что похоже на парус.
Володя делает невозможное. Удивляемся его фантазии — он все время изобретает новые блюда, и стойкости — ведь готовить пищу на яхте 4—5 раз в сутки совсем нелегко. Успевает еще и снимать. Однажды, когда ветер был совсем слабый, он после долгих приготовлений (надо было завести страховку, все-таки 100 кг) поднялся на мачту, чтобы сделать снимки сверху. Снизу он выглядел очень внушительно — отовсюду торчали объективы.
К вечеру ветер опять слабеет. Для «Архангельска» это мучение. Поскрипывание оттяжек и блоков на плавной качке звучит как выпрашивание ветра. Не выдержав, включаем двигатель (да и аккумуляторы необходимо подзарядить, ибо спутниковая система неумолимо высасывает из них энергию).
День 13 июля ознаменован тем, что чистим до блеска все, что сделано из меди. Женя Ухин, наш комсомольский лидер, взял обязательство выдраить рулевую колонку. Этого занятия хватило ему до позднего вечера. Пытаемся ловить рыбу, но где там — леска вытягивается, самые тяжелые блесны оказываются легкими...
У о. Рыбачий появилась толчея — изматывающая беспорядочная волна, вызванная, видимо, действием сулоев. «Борей» подошел близко к нам. Спрашиваем, как себя чувствует Саша Давыдов, неожиданно быстро успевший жестоко обгореть на жарком полярном солнце. Наш врач Сергей Шалабанов выдает четкие медицинские рекомендации (и вовремя: «борейцы» собирались вымазать его майонезом).
Ночью наблюдали необычное зрелище — на пути, перемешивая море массивными телами, появились белухи. Так много, что стало не по себе: по всему горизонту выглядывали белые пятна. Несколько бледно-фиолетовых туш прошли совсем рядом, издавая непонятное хрюканье. Мы молча переглядывались, словно ожидая какого-то подвоха от этих чудовищ...
На следующий день резко похолодало. Поневоле вспомнили, что находимся далеко за Полярным кругом. Стало как-то неуютно, в каюте сразу обнаружился некоторый беспорядок. Барометр «полез» вниз. Начало раздувать. Пришлось заменять паруса на меньшие. На курсе бейдевинд прекрасно работали рейковый стаксель и бизань, яхта шла спокойно. А тем временем разогнало волну, по горизонту растянулась серая дымка. Да, за четыре дня хорошей погоды мы явно расслабились. Даже столь привычные вещи, как крен, частая смена парусов, холодные брызги, теперь стали казаться неприятной неожиданностью.
В водах Норвегии поднимаем норвежский флаг. Мы на подходах к Варде. Парус «Борея» обнаруживаем на фоне высоких берегов, еле заметных в дымке. Ветер стихает. Видим катер. Он направляется к «Борею», затем к нам. Первые приветствия. Узнаем директора музея г. Варде Пирьё Саариниеми — она была участницей экспедиции на «Паулине». Пирьё несколько огорчена: оказывается, оркестр для нашей встречи заказан только на завтра.
Короткие приветствия, обмен сувенирами. Переводит Пирьё — она прекрасно говорит по-русски. Как в старые добрые времена, нас встречают рыбой — Варде город рыбаков. На рыбине записка на старинном языке «руссенорск»2. Не растерявшись, кто-то из нас быстро достает из каюты буханку черного хлеба. Все улыбаются. Так неожиданно была восстановлена традиционная церемония встречи, ведь рыба и хлеб — главные продукты обмена во времена наших предков.
Знакомство с Норвегией началось с посещения старинной крепости-форта. Чудом уцелевшие оборонительные сооружения и пушки бережно сохраняются жителями города. Нам показали дом, где располагалась некогда типография, в которой русские социал-демократы печатали газету «Мурман». Известно, что отсюда, из Варде, доставляли в Архангельск ленинскую «Искру». В тот же день мы побывали на могилах русских поморов, посетили верфь, где когда-то они работали. В поселке Питер были приятно удивлены великолепно содержащимся домом русского купца — это настоящий музей, созданный хозяином дома. В местечке Киберг состоялась волнующая встреча с ветеранами войны, яхтсмены возложили цветы к памятнику бойцам сопротивления.
Вечером, во время торжественного обеда, все высказывались за развитие дружеских связей между нашими странами.
Следующим портом захода был Берлевог.
И здесь нам был оказан самый радушный прием. Мы познакомились с достопримечательностями самого северного порта провинции Финнмарк. Очень интересной оказалась встреча на месте лагеря бойцов-патриотов. Здесь, на голых скалах, был их наблюдательный пункт, откуда советское командование получало важную информацию о конвоях, идущих на Киркенес.
Меня поразило, что при населении всего около 1000 чел. здесь есть прекрасный спортивный комплекс. У города довольно сложное экономическое положение, ведь рыбы становится все меньше. И тем не менее город заботится о молодежи, понимая, что ее здоровье сегодня — это здоровый образ жизни завтра. (Я читал, что Норвегия занимает ведущее место в мире по числу занимающихся физкультурой на тысячу жителей.)
На наших яхтах побывало много местных жителей. Оказывается, парусные яхты вообще пришли сюда в первый раз, а русских здесь не было со времен поморов. Мужчины внимательно осматривают «Архангельск» и «Борей», интересуются конструкцией, деталями вооружения. Приходят молодые семьи с детьми, люди старшего возраста, суровые рыбаки — немногословные, на первый взгляд, флегматичные. Я ни разу не видел, чтобы кто-то из них громко разговаривал, размахивал руками. Чувствовалась какая-то внутренняя культура, сознание собственного достоинства.
Проходит время, покидаем гостеприимный Берлевог. Теперь путь лежит в Ботсфьорд. Встречает нас вереница судов, выходящих на промысел. К их опрятному и даже нарядному виду мы уже привыкли, только смотрим, чем отличаются они друг от друга. У одних — деревянные лакированные корпуса с белыми рубками и красными стабилизаторами-парусами на корме. У других — корпуса яркие, пластмассовые. На фоне высоких черных скал и сине-зеленых волн рыбацкие суда кажутся игрушечными. Их много. Создается впечатление, что все мужчины покинули город; видимо, погода благоприятна для лова рыбы...
На причале оркестр. Момент волнующий — нечасто яхты встречают так торжественно. Исполняются гимны Советского Союза и Королевства Норвегии. Делегацию архангелогородцев приветствует мэр города. И снова — теплые беседы, обмен сувенирами, вручение памятной медали, посвященной визиту «Паулине». Уже поздно вечером возвращаемся на яхты.
Впереди 80 миль до Вадсё, а в нашем распоряжении всего 15 часов. Огромные серые волны лениво перекатывают свои гребни, скалы окутывает густой туман. К утру постепенно ветер усиливается до штормового, приходится уменьшить парусность. В порт, однако, входим точно к намеченному времени.
Вадсё — центр провинции Финнмарк, так что интерес к советской делегации здесь особый. После официальной церемонии встречи нас окружают историки, представители туристских организаций, с интересом расспрашивают о сегодняшнем 400-летнем Архангельске. Памятной была встреча со старожилами Вадсё. Здесь еще помнят те времена, когда в город приходили поморские суда. Рассказывают о широте русского характера, с любовью отзываются о щедрости и доброте поморов. В музее профессор Э. Ниеми знакомит нас с культурой и бытом норвежского народа. Затем организуют для нас поездку в коммуны Тана и Несеби.
Расставаться всегда очень трудно. Нас долго не отпускают собравшиеся на причале наши новые друзья.
Последний пункт захода на маршруте — Киркенес. Ветер не позволяет нести паруса, а точнее — ветра нет, море зеркальное. Запускаем двигатель. И вновь выручает неутомимый Валинг. Он уже успел договориться с кем нужно — встречает и проводит яхты в фиорд катер. Открывается чудесная картина: скалы, множество мелких островков, вдали пестрый город с маленькими чистенькими домиками. На рейде — белоснежный лайнер «Европа», много самых разных судов. Яхты встречает мэр города. Две симпатичные улыбающиеся корреспондентки бросаются фотографировать и наперебой расспрашивать.
Киркинес — самый большой город провинции, имеющий развитую промышленность. Мы посетили судоремонтный завод «Кимек», деревообрабатывающую фабрику, спортивный комплекс, знакомились с жизнью обитателей Южного Варангера, с традиционным ловом семги на быстрых и чистых реках. И все же, пожалуй, самым запоминающимся событием была встреча с учителями скандинавских стран — сторонниками движения за мир. Все хорошо понимали друг друга без слов, достаточно было жестов и песен.
И вот мы уже готовимся к плаванию домой. Нас провожает Валинг со своей очаровательной супругой и сыном. Обедаем все вместе на яхте, идет веселый, по-домашнему непринужденный разговор, а мы начинаем озираться по сторонам с тревогой. Погода ухудшается. Северо-восточный ветер свистит в вантах, значит, никак не меньше 5 баллов!
Уже поздно вечером отходим от причала, на котором еще долго виден раздуваемый ветром белый шарф Валинга. Потом наверху, на дороге, остановившийся автомобиль мигает фарами: какие-то люди долго машут руками...
Против волны и ветра яхты идут медленно. На «Борее» уже все в штормовых костюмах. Брызги перелетают через рубку. С гор сваливаются вниз темно-серые тучи, кажется, вот-вот начнут задевать за мачты. Видимость все хуже. Удивительно, во время нашего пребывания в Норвегии стояла теплая солнечная погода, которую кто-то из норвежцев даже назвал «русской». Но вот мы уходим — погода портится.
Память о посещении пяти городов и семи коммун Финнмарка навсегда останется в наших сердцах, тем более, что и визиты поморов живут, оказывается, в памяти норвежцев. Мы чувствовали, что не просто наплавали еще по 1300 миль, а побывали у друзей. Ведь это очень хорошо, что так же, как в старину, белые паруса служат тем самым движителем, который сближает народы.
С. Звягин, капитан похода, мастер спорта, фото В. Вешнякова.
Примечания
1. Сведения о яхтах:
«Архангельск» — стальной бермудский кеч, длина — 16 м, ширина 4 м, осадка — 2,2м. Площадь парусности — 100м2. Построена в 1977 г. в Архангельске на судоремонтном заводе «Красная Кузница» по проекту ленинградских конструкторов (главный строитель Георгий Иванович Шабалитов). Экипаж в походе — 9 чел.
«Борей» — однотонник постройки (1974 г.) Таллинской эксп. верфи спортсудостроения. Бермудский шлюп. Длина — 10.5 м, ширина 3 м, осадка — 1,8 м. Площадь парусности — 70 м2. Экипаж в походе — 6 чел.
2. В XIX веке во времена оживленной меновой торговли между жителями севера Норвегии и поморами был очень распространен этот упрощенный русско-норвежский язык.