Большие и интересные плавания осуществили прошедшим летом северодвинские яхтсмены. Две крейсерские яхты из яхт-клуба «Беломорец — «Корвет» и «Возвращение» — впервые побывали в ГДР, где приняли участие в XXXIX Международной Варнемюндской регате. А после состязаний «Корвет» совершил безостановочный переход вдоль берегов Норвегии и, после короткой стоянки в Мурманске, замкнул полный виток вокруг Скандинавского полуострова. Яхта «Возвращение» побывала на обратном пути в ПНР и вернулась домой традиционным маршрутом через Беломорско-Балтийский канал.
В переходе до ГДР и в гонках экипаж «Корвета» состоял из семи человек. Океанское же плавание решено было осуществлять вшестером. Самому молодому члену экипажа пришлось возвращаться домой вместе с одноклубниками по Балтийскому морю.
Переход из Северодвинска до Ленинграда занял ровно неделю. Маршрут этот хорошо нами изучен. Заваливающиеся мачты помогли до минимума сократить стоянки перед мостами. Большие топливные баки позволили пройти до самого Ленинграда без поисков дополнительного горючего. Вот только новые порядки на Беломорско-Балтийском канале едва не сорвали наши планы. Перед выходом выяснилось, что за проход ББК на яхте в одну сторону необходимо заплатить ни много ни мало 1400 рублей! Администрация нашего спорткомитете в этот раз смогла оперативно изыскать и перечислить необходимые деньги, но что ждет яхтсменов Беломорья дальше!
Несколько дней стоянки в Ленинграде ушли на приведение в порядок такелажа и подготовку яхт к дальнейшему плаванию и гонкам. После заправки водой, топливом и продуктами на весь маршрут плавания высота надводного борта «Корвета» уменьшилась на 15 см.
И вот мы, неожиданно быстро и просто пройдя береговые формальности, уже в Балтийском море. Легкий попутный ветер помог нам быстро преодолеть первые десятки миль. Промелькнули острова Финского залива, через трое суток на горизонте показались очертания Готланда. Оставшуюся часть маршрута пришлось пройти под двигателем — над Балтикой властвовал штиль. Мекленбургская бухта встретила нас невыносимой жарой. Зеркальная поверхность воды вся была усеяна мельчайшими крупинками водорослей. Под конец пятого дня плавания яхты ошвартовались у причала яхт-клуба города Варнемюнде.
Крейсерские гонки Варнемюндской регаты собрали огромное количество участников. На старт вышло около 180 яхт различных классов. В III группе IOR, где выступали «Корвет» и «Возвращение», было заявлено 17 участников. А вот «география» регаты была не так обширна. Кроме одиннадцати советских и одной польской яхты все остальные представляли спортивные организации ГДР. Очевидно, немалую роль в популярности гонок играет и то, что они входят в состав официального первенства ГДР по крейсерским классам яхт.
В программе регаты было четыре гонки: одна 60-мильная, две 24-мильные по олимпийской дистанции и одна 206-мильная. Организаторы соревнований сработали удивительно четко и слаженно. Большое количество обеспечивающих судов позволило выставить сложные и интересные дистанции.
Первая 60-мильная гонка состоялась через несколько часов после окончания работы мандатной комиссии, еще до официального открытия состязаний. Старт ее был дан в 20 часов с тем, чтобы прохождение основной части дистанции приходилось на темное время суток. Она и названа была «ночной» гонкой. В море на расстоянии 5—10 миль друг от друга было выставлено семь поворотных знаков. Окончательный вариант прохождения дистанции объявили непосредственно перед стартом. На каждом знаке находилось судейское судно.
После старта ветер усилился до 4 баллов. Немного растерявшись от навалившейся информации и не успев как следует перевести гоночную инструкцию, мы все-таки умудрились финишировать под утро четвертыми.
Вторая гонка состоялась через день. Дистанция выставлялась в круге диаметром 3,6 мили и представляла собой треугольник, петлю, еще один треугольник и прямую на финиш. Главное судейское судно, не меняя своего положения, находилось в центре круга. Гонка проходила в слабый, почти штилевой ветер. С помощью друзей с немецкой яхты «Гадуса мы перед началом регаты выгрузили все свои запасы и ненужные вещи а одном из яхт-клубов Ростока и теперь чувствовали себя неплохо. Несколько раз приблизившись и снова отстав от лидеров, «Корвет» финишировал третьим.
Почувствовав «запах» медалей, мы, видимо, перестарались а следующей гонке, которая проводилась по сокращенной дистанции при ветре силой 3—4 балла. Несколько лишних поворотов на лавировке и запутавшийся вокруг штага при смене галса спинакер привели к тому, что яхта финишировала седьмой.
Время, отведенное на отдых между гонками, проходило быстро и было заполнено встречами. Многие немецкие яхтсмены и жители Варнемюнде посетили наши яхты. Мы тоже с удовольствием совершали экскурсии на стоящие в гавани суда. Особенно поразили нас своим комфортом и тщательностью отделки немецкие яхты, самостоятельно построенные по индивидуальным проектам.
Старт последней 200-мильной гонки состоялся при свежем ветре. Яхтам предстояло пройти в лавировку вдоль берега до первого знака около 15 миль, затем обогнуть еще пять контрольных точек дистанции, в которых стояли судейские суда.
По итогам четырех гонок «Корвет» занял пятое место, «Возвращение» — одиннадцатое.
Быстро пролетели три дня отдыха перед выходом а обратный путь. Впереди у нас оставалась наиболее ответственная часть путешествия. Вечером 4 июля мы вышли из Варнемюнде а Мурманск. Этот этап похода протяженностью 1700 миль занял 15 дней.
Первые три дня нам сопутствовала штилевая погода, весь пропив Зунд пришлось идти под двигателем. Он показался совсем «безлюдным», встретили только два судна. Намного оживленней было на «дороге», соединяющей датский Хельсингёр со шведским Хельсингборгом, по которой один за другим курсировали паромы. В Каттегате стояла жара. Часто купались, обливались забортной водой и мечтали о холоде, не зная, что это были последние солнечные дни путешествия.
После острова Анхольт неожиданно оказались в самой гуще датских и шведских яхт. Похоже, что они участвовали я какой-то гонке. И вообще, рассматривая берега Зунда, мы поражались количеству яхт и яхтенных гаваней, расположенных буквально на каждом шагу.
У мыса Скаген, самой северной оконечности Дании, первый раз связались по УКВ с проходящим советским судном, попросив его дать радиограмму в Архангельск. Всего таких радиосвязей через «посредников» на пути до Мурманска было пять. (Правда, позднее мы узнали, что только два судна действительно связывались с нашим пароходством.)
С выходом в Северное море началось ненастье. До самого конца плавания с короткими интервалами друг за другом шли циклоны. Ветер несколько раз усиливался до 7—8 баллов. Постоянно лил дождь. Низкая облачность часто скрывала вершины прибрежных утесов. В условиях постоянно меняющегося ветра мы так и не увидели настоящей — размеренной и длинной — океанской волны. Волны были беспорядочны, шли с разных направлений, накладываясь друг на друга.
Труднее всего было идти в лавировку. Иногда, разогнавшись, яхта получала оглушительный удар волны а днище, от которого становилось не по себе. Но конструкция нашей посудины оказалась сильнее стихии. За все плавание не произошло ни одной поломки. Много неприятностей доставляла сырость. Чтобы спастись от дождя и брызг, приходилось надевать сразу два штормовых костюма, и все равно одежда постоянно промокала. Постепенно напитались влагой матрацы. Потек носовой люк и вентиляционный лючок в форпике.
В навигационном отношении плавание не было трудным. Берега Норвегии хорошо описаны в лоциях, обставлены большим количеством навигационных ориентиров. Наибольший участок в 340 миль перед Лофотенскими островами, на котором не было видно земли, шли, определяясь по радиомаякам.
Самый сильный и, к счастью, последний шторм разыгрался у северных берегов Норвегии. Он был попутным. Высота волны временами достигала 8—9 метров. Несли зарифленный грот и штормовой стаксель. За двое суток удалось «пробежать» 360 миль. Во всей своей суровой красе предстал перед нами мыс Нордкап. От него до берегов полуострова Рыбачий шли еще сутки.
В Мурманске в районе пассажирского причала состоялась встреча экипажа «Корвета» с яхтсменами Мурманского морского пароходства. Рядом стояла яхта «Вирма», прошедшая вдоль берегов Скандинавии с севера на юг в 1988 году.
После двух дней стоянки в Мурманске вышли в последний этап плавания вдоль берегов Кольского полуострова. Переход был совершенно сухим и спокойным, будто яхта снова оказалась в Балтийских проливах. Через четыре дня ошвартовались в гавани Северодвинского яхт-клуба. Позади остались 4000 морских миль.