Капитан яхты «Гедания» Дариуш Богуцкий.
Сборник уже знакомил своих читателей с этим выдающимся польским яхтсменом. Статьи о северных плаваниях Д. Богуцкого были опубликованы в «КиЯ» №29 («На яхте в Гренландию») и №38 («Ледовый рейс «Мествина»).
Уже после первого полярного плавания к далеким берегам Исландии в 1965 г. у него родилась смелая мечта пройти на парусной яхте Северо-Западным проходом из Атлантического океана в Тихий. Такое плавание было бы первым в истории парусного спорта. К воплощению своей мечты Д. Богуцкий стремился упорно, совершая один за другим ледовые рейсы — к Шпицбергену, в Гренландию, на Фарерские острова. Не случайно яхтсмены прозвали его «полярным медведем».
Северо-Западный проход — целая легенда! Этот морской путь, проходящий через моря и проливы Канадского Арктического архипелага и открытый в 1852 г. Мак-Клюром, первым преодолел в 1903—1906 гг. Руал Амундсен на 21-метровой деревянной шхуне «Йоа». Только спустя почти сорок лет, в 1940—1942 гг. сержанту канадской полиции Генри Ларсену удалось повторить подвиг Амундсена — обогнуть американский материк с севера на 30-метровом моторно-парусном судне «Сент-Рок». Оба судна — «Йоа» и «Сент-Рок» — установлены в музеях Норвегии и Канады как памятники мужеству и стойкости Человека, дерзающего бросать вызов Ледовитому океану.
Сотни смельчаков отдали свои жизни, осваивая арктические воды. Достаточно сказать, что за последнее столетие с четвертью во льдах к северу от Аляски погибло более трехсот судов.
В настоящее время моря Канадской Арктики — район, уже не столь недоступный для мощных ледоколов и транспортных судов ледового класса, но и сейчас сквозные плавания Северо-Западным проходом совершаются редко. Так, четвертое после Амундсена подобное плавание было осуществлено лишь в 1969 г.— канадским танкером «Манхеттен».
Плавании по Северо-Западному проходу и ныне связаны с огромнейшими трудностями. Здесь в мгновение ока поднимаются ураганные ветры, снежные бураны достигают невиданной плотности, огромные ледяные поля внезапно снимаются с места и, дрейфуя, сокрушают все на своем пути.
Однако, несмотря на все эти трудности, за последнее десятилетие и здесь было совершено несколько беспримерных спортивных плаваний. Так, в 1972 г. на штурм Северо-Западного прохода вышли семь американцев во главе с Джоном Бокштосом. На эскимосских лодках-умьяках они за одну навигацию преодолели 2500 миль - примерно половину намеченного пути, но были вынуждены вернуться, не достигнув цели.
Удалось добиться полной победы только американскому полярнику Тони Даукше. Он шел через Северо-Западный проход в одиночку на 6-метровом алюминиевом каноэ. Даукша стартовал в 1966 г. с мыса Барроу и 3200-мильный путь до Баффиновой Земли занял у него шесть навигаций! (Подробнее об этих путешествиях можно прочитать в журнале «Вокруг света» № 11 за 1974 г.)
Однако подобного плавания на парусной яхте еще не было.1
Более трех лет велась Д. Богуцким подготовка к этому столь необычному рейсу, имевшему не только спортивные, но и научные цели, как, впрочем, и все его плавания.
Экипаж прошел обучение в Институте экологии Академии наук ЛИР. Мы должны были собирать материалы об изменениях полярной природы в связи с распространением цивилизации. Влияние полярной биосферы на жизнь всего земного шара может иметь решающее значение для человечества.
Другая часть наших исследований связана с судостроительной промышленностью. Нужно было вести наблюдения за условиями арктической среды. Это необходимо для того, чтобы строить польские рыболовные суда, ведущие промысел в полярных широтах, максимально приспособленными к арктическому климату.
На Гданьской судоверфи имени В. И. Ленина была построена в 1975 г. самая крупная в Польше океанская яхта «Гедания», ставшая собственностью яхт-клуба верфи (проектировщик Р. Лаигер, конструктор Я. Куява). Это двухмачтовая шхуна со сварным стальным корпусом повышенной прочности, приспособленная к плаванию во льдах. Длина яхты по палубе — 20,6 м; ширина — 5,2; осадка — 2,8; парусность — 200 м2; мощность вспомогательного двигателя <<Акула» — 100 л. с.
Ядро моего экипажа составили товарищи, с которыми я ходил в предыдущие полярные рейсы. Подготовка к плаванию позволила нам лучше узнать друг друга, оценить достоинства и недостатки каждого. Я стремился создать коллектив уравновешенный, «сыгранный», чтобы обеспечить успех в нашем деле.
Экипаж яхты «Гедания»: капитан Дариуш Богуцкий — инженер-судостроитель, кандидат наук; Людвиг Бальцер — инженер-судостроитель; Ежи Ящук — инженер-электронщик; Здислав Равицкий — техник-электрик; Еугениуш Мочидловский — инженер-метеоролог; Анджей Путо — инженер-судостроитель; Мариан Василевский — техник-судостроитель; Войцех Вежбицкий — инженер-электронщик; Эдвард Циммерманн — инженер - экономист; Адам Яцына-Онышкевич — врач. Возраст — от 26 до 49 лет.
Мы составили список, в который включили 80 различных профессий, помимо наших основных морских специальностей, и решили их освоить. И мы научились печь хлеб, пользоваться взрывчатыми веществами для крушения льда, шить, добывать огонь без спичек и... вязать на спицах (а вдруг пришлось бы зимовать во льдах!). Экипаж должен быть готов ко всему, даже к потере яхты.
Чтобы исключить любую неожиданность и обеспечить полный успех плавания, участники похода разработали подробнейший перечень всех необходимых предметов. Он состоял из 26 разделов и 866 позиций! В итоге вес полного снаряжения яхты составил 11 тонн, из них 6 тонн продовольствия.
Так же тщательно был проработан маршрут плавания, причем в двух вариантах. Первый — предусматривал выход «Гедании» Северо-Западным проходом в Тихий океан, плавание вдоль побережья обеих Америк, а затем достижение Антарктиды. На случай, если Канада не даст разрешения на плавание в ее полярных водах (к моменту выхода яхты в плавание такого разрешения получено не было), вступал в действие второй вариант: предстояло подняться как можно выше по широте на север, в море Баффина, потом пройти вдоль Северной Америки с востока и через Панамский канал выйти в Тихий океан, а затем направиться на юг, к Антарктиде. Выполнение любого из вариантов являлось большим спортивным достижением.
3 июля 1975 г. «Гедания» покинула родные берега. В полярные воды она вошла в конце июля. В проливе Дэвиса ночью, когда все вокруг сняло фантастическим, разноцветным, живым светом, яхта встретила первые ледовые поля, местами довольно мощные, но не настолько, чтобы не найти в них полоску чистой воды. На рассвете лавировать среди льдин стало легче, однако неожиданно отказал стартер, который удалось отсоединить от двигателя, не заглушив его. Потом вышел из повиновения и радар.
Поломки вынудили зайти в Готхоб. Ремонт занял почти две недели, и только 16 сентября «Гедания» снова продолжила рейс.
Через три дня яхта пересекла Северный полярный круг. Это событие отмечалось с большой помпой, ведь на борту находились три «язычника», которых Нептун «обратил в истинную веру», наградив каждого длиннейшим эскимосским именем.
Курс по-прежнему держали на север. Часто приходилось идти в густом тумане. Дул встречный ветер, но не очень сильный. Шли преимущественно под двигателем. И тут начала портиться рулевая машина; правда, она хоть и работала еще кое-как, но с большой потерей масла в гидравлической системе. Место утечки найти не удавалось, и вскоре необходимость пополнения запасов топлива и масла стала веской причиной для захода в канадский арктический порт.
Осуществить это намерение было нелегко: разрешение от канадских властей на плавание через Северо-Западный проход получено не было, причем отказ мотивировался заботой о безопасности экипажа. Д. Богуцкий надеялся все же получить такое разрешение и продемонстрировать способность экипажа «Гедании» самостоятельно справляться со всеми трудностями плавания в полярных водах.
А пока решили идти к базе Резольют. Через море Барина приходилось продвигаться в сплошном тумане, почти на ощупь. Лишь в пяти милях от берега туман исчез, и показался во всей своей красе остров Байлот. Его темные обрывистые склоны, увенчанные шапками ослепительно белого льда, вырастали прямо из моря. Затем яхта вошла в пролив Ланкастер и взяла направление к острову Девон, вдоль которого, сопровождаемая туманами и снегопадами, вышла в пролив Барроу. У острова Корнуоллис снова встретились ледовые поля, и до самого входа в пролив Резольют «Гедания» протискивалась узенькими полосками воды.
Появление в Резольюте польской яхты 28 сентября было неожиданным. Представители местной власти запросили по радио свое руководство. И снова отрицательный ответ. «Гедании» пришлось покинуть воды Канадской Арктики; однако маслом и топливом экипаж снабдили.
Так мечта капитана Богуцкого и экипажа «Гедании» — пройти вслед за Амундсеном через Северо-Западный проход — осуществилась только частично; теперь вступал в действие второй вариант разработанного маршрута.
Яхта направилась морем Баффина на север, к берегам Гренландии. Крайней точкой, куда она дошла, был порт Туле. Но и здесь высадиться па берег не разрешили.
Из Туле «Гедания» взяла курс на Ньюфаундленд. Плавание «вниз по карте» было трудным: начиналась пора осенних штормов. Из-за сильных порывистых ветров участились аварии и неполадки: рвались паруса, лопались тросы, блоки, сломался спинакер-гик.
Наконец долгожданная стоянка! Яхта зашла в Сент-Джонс. Все время пребывания в порту ушло на то, чтобы привести судно в порядок. Пополнив запасы продовольствия и топлива, «Гедания» направилась в Нью-Йорк.
Стоянку в Нью-Йорке снова потребовалось использовать на ремонт яхты. Нужно было установить новую рулевую машину, отремонтировать указатель ветра, ходовые огни, холодильник, очистить и покрасить днище.
20 декабря «Гедания» пересекла экватор уже в Тихом океане.
Перед тяжелым плаванием во льдах Антарктики решили зайти в перуанский порт Кальяо для того, чтобы основательно подготовиться. Из Кальяо курс держали на юг, намереваясь идти так далеко, как позволит ледовая обстановка.
Время для плавания в этой зоне было выбрано очень удачно: февраль — конец лета, когда льдов и штормов здесь меньше всего. Первый шторм, не очень сильный, встретил яхту только на стыке сороковых и пятидесятых широт.
На траверзе мыса Горн давление стало падать, ветер крепчал и перешел, наконец, в штормовой. Низкие тучи время от времени посылали на палубу заряды града, рев моря и вой ветра были оглушительными. Волны выросли до огромных размеров. Одна из них положила яхту на борт. К счастью, особых потерь это не принесло: пропал только ужин, за который экипаж как раз принимался, да на палубе погнулись леерные стойки и унесло в море кормовую банку.
Через несколько дней яхта дошла до Южного полярного круга. Все выстроились на палубе, и капитан отрапортовал Нептуну, что впервые яхта под польским флагом миновала Южный полярный круг. Обстановка для этого торжества была самой подходящей: рядом с «Геданией» плыл огромный айсберг, из темных низких туч валил снег; было сыро, туманно и холодно.
Пройдя 3300 морских миль без захода в порты, «Гедания» отдала якорь у берега английской базы Аделейд-Айленд на Антарктиде. Польская яхта достигла 67° 58' южной широты! Далее не заходило вообще ни одно судно под флагом ПНР.
От базы Аделейд начался фактически обратный путь, так как остальные антарктические станции, куда заходила «Гедания», лежали уже севернее. Чрезвычайных трудностей в этих водах яхтсмены не встретили, хотя пробиваться сквозь льды ночью, в кромешной тьме, отпихиваться от айсбергов футштоками и веслами, выискивать узкие полоски чистой воды было нелегко, а порой опасно.
Па станции Палмер экипажу «Гедании» стало известно, что неподалеку, на острове Десенсьон, находится поврежденная бельгийская яхта с двумя яхтсменами. Единодушно решили идти им на помощь. Бельгийцы — огромный рыжебородый Патрик и его миниатюрная стройная жена Венди — чрезвычайно обрадовались приходу польских яхтсменов, хотя помощь уже пе требовалась. Сюда они пришли на маленькой пластмассовой яхточке «Трясмус» (которую сами построили во Франции) затем, чтобы вести зоологические наблюдения и писать репортажи. Пробоину на носу яхты они уже залатали и теперь ожидали, когда стеклопластик затвердеет и можно будет отправиться в путь.
Затем «Гедания» направилась к советской станции Беллинсгаузен; вскоре в уютном и опрятном домике начальника зимовки польские яхтсмены забыли, что они находятся так далеко от Европы. Незадолго до этого станцию посетило первое польское научно-исследовательское судно «Профессор Седлецкий»2, и подготовленный для его встречи транспарант со словами «Привет друзьям-полякам!» приветствовал теперь яхтсменов.
После бани, дружеских обедов и задушевных бесед за ужином настал час расставания с советскими зимовщиками. Нагруженные подарками, в том числе картошкой, луком, свежим хлебом, польские спортсмены отправились в дальнейший путь.
Сделав стоянки в нескольких портах Южной Америки, на островах Барбадос и Бермудеких, яхта пришвартовалась в Нью-Йоркском порту, чтобы принять участие в «Операции Парус-76».
В родной Гданьск «Гедания» вошла 9 сентября 1976 г., пройдя 32282 мили, посетив за 14 месяцев плавания около 30 портов и проведя в море 6 тысяч часов.
Арктико-антарктический рейс «Гедании» вписал еще одну прекрасную страницу в историю яхтенного спорта.
Примечания
1. Уже после плавания «Гедании» в этом районе. Северо-Западным путем удалось пройти (в одиночку) бельгийскому яхтсмену Вилли де Роосу на яхте «Вилливав». Об этом плавании будет рассказано в одном из следующих номеров «КиЯ».
2. Одним из авторов проекта этого судна является Д. Богуцкий.